Экспертиза качества стоматологической помощи по первичной медицинской документации. Что входит в стоматологические услуги по ОМС? Научные положения, выносимые на защиту

Один из видов обязательного страхования – медицинское. Полисы облегчают получение врачебной помощи в любой точке страны, делая медицину доступнее и дешевле. По полису можно посетить врача, полежать в стационаре или пролечиться амбулаторно. Кроме того, страховка дает возможность бесплатно подлечить зубы.

Где и как можно лечить зубы бесплатно

Стоматология, это одна из самых дорогостоящих сфер во всем мире, наша страна не исключение. За визит к стоматологу приходится выкладывать солидные деньги, а лечение зачастую обходится в астрономические суммы. К счастью менее состоятельных граждан, обычный открывает бесплатный доступ к услугам дантиста.

Основные условия

Ежегодно законодательно утверждается Территориальная программа, в рамках которой на государственном уровне гарантирована бесплатная медицинская помощь (в определенном объеме), в том числе и стоматологическая.

Лечить зубы бесплатно можно в учреждениях, работающих в системе ОМС: стоматологических поликлиниках и кабинетах.

Чтобы уточнить, где вам можно посетить стоматолога по , необходимо обратиться в отделение страховой, выдавшей документ.

Чаще всего такие услуги оказывают поликлиники по месту жительства, но действие полиса распространяется на все регионы, независимо от прописки. Прикрепление происходит по месту временного проживания. Экстренную помощь должны оказать независимо от прикрепления.

Перед посещением некоторых организаций может потребоваться предварительное прикрепление: пишется заявление, заверяется, относится в отделение страховой. Многие поликлиники самостоятельно прикрепляют пациентов. В дальнейшем, для приема у врача достаточно иметь действующий полис ОМС, паспорт и (свидетельство пенсионного страхования). Несовершеннолетним детям паспорт заменяет свидетельство о рождении. Если посещение первичное, дополнительно потребуется тетрадь для истории, в стоматологиях они отдельные от общих. Режим работы специалистов и наличие предварительной записи выясняют на месте, в регистратуре или по телефону.

Объем помощи, оказываемой стоматологами по полису

Перечень услуг стоматологии, оказываемых по полису ОМС, тоже прописан в Территориальной программе.

  • Прием – осмотр, консультация (для лежачих, непосредственно на дому).
  • Лечение заболеваний полости рта: кариеса, пародонтита, пульпита, гингивита, абсцессов.
  • Лечение заболеваний слюноотделительных желез.
  • Ручная инструментальная чистка зубного камня.
  • Оперативные манипуляции на мягких тканях.
  • Удаление зубов и инородных тел из зубного канала, элементарная ортодонтия.
  • Травматология: вправление вывихов и подвывихов челюсти.
  • Физиотерапия, рентгенография.
  • Детская стоматология: лечение, ортодонтия (с применением съемной аппаратуры).

Бесплатно не только проводимое лечение, но и некоторые используемые медикаменты и материалы.

  • Пломбировочные: фосфат-цементы, стеклоиномерные цементы, силикатные цементы.
  • Полировочные пасты.
  • Расходные: перевязочные и шовные материалы, рентгеновская пленка, боры.
  • Анестетики и антисептики (отечественные).

Бытует мнение, что лечение у стоматолога всегда платно для гражданина. На самом деле существуют четкие обязательства государства перед гражданами в области охраны здоровья, в том числе и по оказанию стоматологической помощи. Стоит отметить, что бесплатная медицинская стоматологическая помощь доступна абсолютно каждому застрахованному лицу и нет разницы в том, какая страховая компания выдала ему полис.

В каждом регионе Российской Федерации действует своя Территориальная программа обязательного медицинского страхования, сформированная согласно требованиям единой программы государственных гарантий.

По полису ОМС, на всей территории страны, оказывается только неотложная медицинская помощь. Оказание же плановой медпомощи возможно только на территории страхования - в регионе проживания.

Это означает, что при возникновении у гражданина заболевания полости рта, слюнных желез и челюсти, он(она) имеет право на получение необходимой стоматологической помощи (в поликлинике, стационаре) медицинской организации районного, областного, а при наличии медицинских показаний, и федерального уровня на бесплатной основе.

Как записаться?

Чтобы бесплатно вылечить зубы, необходимо обратиться в стоматологическую поликлинику или в стоматологическое отделение больницы, здравпункта...

Если помощь нужна ребенку, то обращаться следует в детскую стоматологическую поликлинику, часто взрослое и отделение для детей действуют в рамках одной поликлиники.

Если необходимо лечение в стационарных условиях, то пройти его можно в соответствующем стационаре. Также бесплатные услуги по страховому полису ОМС можно получить и в некоторых частных клиниках, работающих в системе ОМС.

Как и к обычной поликлинике, к стоматологии нужно прикрепиться. Для этого обратитесь с полисом ОМС и паспортом в регистратуру выбранной вами поликлиники. В дальнейшем, при обращении за стоматологической медицинской помощью, предусматривается возможность предварительной записи на прием к врачу всеми доступными способами: по телефону, в журнале предварительной записи в медицинской организации и, при наличии технической возможности, электронная запись с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Сроки оказания помощи

Следует помнить, что в соответствии с Территориальной программой при обращении за стоматологической помощью, экстренная медицинская помощь должна быть оказана незамедлительно, оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме составляет не более 2 часов с момента обращения.

Срок ожидания приема врачами участковыми не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки проведения консультаций врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет не более 14 (в Москве 10) рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 (в Москве 10) рабочих дней со дня назначения.
Сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 (в Москве 26) рабочих дней со дня назначения.

Какая стоматологическая помощь не входит в Территориальную программу?

Из программы исключено зубное протезирование, этот вид стоматологической помощи оплачивается за счет личных средств граждан, кроме льготной категории населения, которая финансируется за счет соответствующего бюджета.
К сожалению, бывают случаи незаконного отказа в бесплатной стоматологической медицинской помощи по Территориальной программе или указанную помощь вам предлагают оплатить.

Часто в страховую компанию поступает вопрос, возможно ли поставить фотополимерную пломбу по полису ОМС? Дело в том, что в каждом регионе действует своя Территориальная программа государственных гарантий, которая включает разный комплекс медицинских услуг. В большинстве регионов данный вид пломбы не включен в перечень. В Московской области есть такая возможность, но выбор пломбировочного материала осуществляется исключительно врачом-стоматологом с обязательным информированием пациента о методе лечения. Выбор метода лечения с использованием материалов из фотополимеров возможен при отсутствие противопоказаний (наличие воспаления десен, площадь поражения зуба кариесом, аллергические реакции и т.д.).

В Москве фотополимерный материал не входит в перечень услуг по полису ОМС. Виды пломбировочного материала: цемент, пломба металлосодержащая, пломба из композитного материала химического отверждения.

Более подробную информацию вы можете уточнить у страхового представителя по номеру контакт-центра 8-800-200-92-04.

Что делать?

Во-первых, обратиться к администратору медицинской организации (главному врачу, заместителю главного врача, заведующему отделением) с просьбой разъяснить причину отказа или требования об оплате. В большинстве случаев проблема решается на месте. В случае отказа администратора в помощи, обратитесь в свою страховую медицинскую компанию (название, телефон, адрес, адрес электронной почты имеется на Вашем полисе ОМС). Сотрудники страховой компании предоставят вам нужную консультацию и, при необходимости, примут меры к решению возникшей проблемы.

Виды стоматологической помощи

Пародонтология:

    Специализированная (стоматологическая) медицинская помощь применяется при лечении и профилактике заболеваний около зубных тканей

    Показания: кровоточивость или отек десен, зуд в деснах, появление "карманов" между зубом и десной, подвижность зубов.

Ортодонтия:

    Специализированная (стоматологическая) медицинская помощь оказывается детям при лечении стоматологической патологии с применением съемной аппаратуры (ортодонтических пластинок: не более двух пластинок в 6 месяцев) с использованием отечественных материалов, за исключением брекет системы

    Сроки ожидания в амбулаторных условиях составляет не более 14 рабочих дней

    Показания: исправление врожденных патологий зубного ряда (исправление прикуса) у детей

Стоматологическая ортопедия:

    Специализированная (стоматологическая) медицинская помощь не включена в базовую программу ОМС и не предоставляется по обязательному медицинскому страхованию

    Для зубопротезирования установлены льготные категории населения

    Показания: приобретенные в течение жизни патологии зубов (протезирование и имплантация утерянных зубов, коррекция деформированных)

Снятие зубных отложений (зубной камень над и под десневой):

    Вид лечения в стоматологии, предоставляемый в рамках программы ОМС. Лечение и профилактика механическим (механический способ чистки зубов заключается в удалении налета и зубных камней с помощью инструментов (крючков, кюрет и др.) и аппаратуры (ультразвуковых скейлеров, порошково-струйных систем) и ручным способом одномоментно в области до шести зубов

    Сроки ожидания в амбулаторных условиях составляет не более 14 рабочих дней

    Показания к выполнению лечебного мероприятия определяет лечащий врач

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи, N 7, 2015 год
Карпова О.В.
Заместитель директора по лечебной работе
ООО "Про-Дента-Люкс" (г.Калуга)

Общие положения

Общие положения

Система управления качеством медицинской помощи (КМП), с одной стороны, должна соответствовать стандартам менеджмента качества, а с другой - носить гибкий адаптационный характер с учетом специфики деятельности медицинской организации и сложившейся структуры дефектов оказания медицинской помощи. Эффективное управление качеством строится на основе обратной связи, поэтому функция контроля КМП имеет столь большое значение. Изучение структуры дефектов медицинской помощи создает возможности для постоянного совершенствования как системы управления КМП, так и улучшения качества самих медицинских услуг. В связи с этим одной из задач исследования была экспертиза качества стоматологической помощи на основе изучения первичной медицинской документации, изучение организации экспертизы КМП в стоматологических учреждениях г.Калуги и разработка предложений по ее совершенствованию.

Экспертиза является важнейшей составляющей системы контроля КМП. Она проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (ст.64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). Как видно, экспертиза ориентирована, в первую очередь, на выявление нарушений уже оказанной медицинской помощи и может рассматриваться как важнейшая часть заключительного контроля.

В соответствии со стандартами менеджмента качества для повышения качества и эффективности проведения экспертизы КМП в медицинской организации должна быть разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии соответствующая процедура, определяющая:

- ответственного за процесс экспертизы;

- задействованные ресурсы;

- записи, подлежащие регистрации;

- основных поставщиков и потребителей процесса;

- блок-схему процесса;

- комплекс стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов, используемых для оценки КМП;

- показатели оценки эффективности и результативности процесса.

В документированную процедуру целесообразно включить:

- порядок сбора, обработки и статистического анализа данных о состоянии КМП, включая использование современных информационных технологий;

- формализованный язык описания дефектов оказания медицинской помощи и их негативных последствий;

- классификации дефектов оказания медицинской помощи и случаев ненадлежащего КМП;

- алгоритмы экспертного анализа дефектов оказания медицинской помощи и их причинно-следственных связей;

- правила обоснования экспертных суждений о дефектах оказания медицинской помощи;

- методические приемы организации экспертного исследования КМП в совокупности случаев;

- методические приемы расчета количественных показателей КМП и построения обобщающих таблиц;

- методы статистического контроля качества процессов;

- правила составления экспертного заключения по результатам экспертизы КМП в отдельном случае и в совокупности случаев.

В настоящее время наличие в медицинской организации документированной процедуры по внутриучрежденческой экспертизе КМП является скорее исключением, чем правилом. Гораздо чаще используются положения, инструкции и иные локальные нормативные документы. Не стали исключением и исследуемые стоматологические организации г.Калуги.

Экспертиза проводится на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), иных нормативных и методических документов, определяющих технологию лечебно-диагностического процесса, с учетом особенностей конкретного пациента и условий оказания медицинской помощи.

Для проведения экспертизы используют в первую очередь первичные медицинские документы, содержащие информацию о ходе выполнения лечебно-диагностических мероприятий. Другие источники информации, включая журналы регистрации больных, справки, эпикризы, заключения носят вспомогательный характер.

Методика исследования

Проверка карт представляла собой внеплановую первичную единоличную экспертизу. Проверке было подвергнуто 1002 медицинских карты стоматологического больного (МКСБ) по 501 карте в муниципальных стоматологических поликлиниках (МСП) и частных стоматологических клиниках (ЧСК).

Количество проверенных карт (1002) гарантирует достоверность результатов не менее чем в 95% случаев с максимальной ошибкой выборки не более ±2%.

Карты проверялись во всех отделениях (терапевтическом, хирургическом и ортопедическом) в равных количествах и равных пропорциях по ОМС, ДМС и платной основе. Отбор МКСБ осуществлялся случайным образом. Для достижения репрезентативных результатов экспертизе подверглись не менее 10% карт пациентов, получавших стоматологическую помощь медицинской организации.

Экспертиза МКСБ проводилась следующим образом:



2) на каждый случай экспертной оценки МКСБ заполнялась специально разработанная для этих целей "Карта экспертной оценки качества медицинской помощи, оказанной больному в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения" (далее по тексту - Карта экспертной оценки). Образец Карты экспертной оценки представлен в Приложении 1.

Применение Карт экспертной оценки позволило не только оценить качество ведения медицинской документации, но и соблюдение требований стандартов, клинических протоколов и иных нормативно-правовых и методических документов в области организации и качества стоматологической помощи. С их помощью в процессе экспертизы были оценены основные характеристики стоматологической помощи: безопасность, результативность, эффективность, своевременность, адекватность, доступность, преемственность и непрерывность. На основе Карт экспертной оценки были проанализированы сроки лечения, обоснованность диагнозов, качество проведенных манипуляций, целесообразность использования и эффективность вспомогательных методов диагностики, качество и обоснованность врачебных консультаций, а также качество профилактической работы.

Использование Карт экспертной оценки позволяет оценить качество ведения документации и качество лечения у любого врача или всего отделения за определенный промежуток времени: месяц, квартал, год.

Экспертиза МКСБ проводилась на основе приказа руководителя учреждения, в котором указывались период его проведения (с 01.12.2013 по 31.12.2013), ответственный исполнитель и отделения, в которых планировалась проверка. После анализа результатов экспертизы были подготовлены аналитические записки, переданные руководству поликлиник для принятия управленческих решений.

Экспертиза качества стоматологической помощи по первичной медицинской документации

Медицинская карта стоматологического больного (МКСБ) является основным источником информации при проведении экспертиз. При их проверке можно выявить не только нарушения в оформлении, но и проследить ход лечебно-диагностического процесса, проконтролировать выполнение стандартов и порядков оказания медицинской помощи, выявить врачебные ошибки, оценить качество медицинских услуг и профессиональной деятельности медицинских работников.

Вместе с тем для стоматологии система, при которой выводы эксперта основаны только на анализе медицинских карт, является недостаточной. Специфика стоматологической помощи состоит в том, что результат лечения (пломба, коронка, протез) является осязаемой материальной субстанцией, проверка качества которой на практике вполне реализуема. Однако чаще всего оценка КМП происходит именно по данным МКСБ без визуального контроля качества лечения непосредственно в ротовой полости. Поэтому любое заключение эксперта только по данным МКСБ не может со 100% гарантией отражать истинное положение дел.

Иногда возникают ситуации, когда безупречное по своим потребительским свойствам стоматологическое изделие используется пациентом, не вызывает у него никаких жалоб и объективно способствует его клиническому благополучию, но к оформлению или полноте заполнения МКСБ есть претензии. С точки зрения медицинского права, с которой зачастую не соглашаются стоматологи, при комплексной оценке КМП ненадлежащее оформление медицинской документации рассматривается как дефект оказания медицинской помощи. Более сложная ситуация возникает при положительной оценке КМП по данным МКСБ, в то время как клинический осмотр показывает несостоятельность поставленной пломбы или протеза с точки зрения формы, функции или эстетических параметров.

В ходе настоящего исследования изучалась вся цепочка документооборота: сбор, обработка, оценка, хранение, оформление результатов экспертиз и формирование отчетной документации. Задача состояла в изучении медицинских карт больных, проходивших лечение в стоматологических учреждениях разных форм собственности, для оценки качества ведения медицинской документации и выявления дефектов оказания медицинской помощи и разработке предложений по совершенствованию документации и порядка ее ведения в рамках совершенствования информационного обеспечения управления качеством в стоматологических организациях.

Как было отмечено выше, экспертиза МКСБ проводилась следующим образом:

1) проверялось качество и полнота заполнения всех граф МКСБ;

2) на каждый случай экспертной оценки МКСБ заполнялась специально разработанная для этих целей "Карта экспертной оценки качества медицинской помощи" (см. Приложение 1). Повторим, что применение Карт экспертной оценки позволило не только оценить качество ведения медицинской документации, но и соблюдение требований стандартов, клинических протоколов и иных нормативно-правовых и методических документов в области организации и качества стоматологической помощи. На основе Карт экспертной оценки были проанализированы сроки лечения, обоснованность диагнозов, качество проведенных лечебных манипуляций, целесообразность использования и эффективность вспомогательных методов диагностики, качество и необходимость врачебных консультаций, а также качество профилактической работы.

Использование Карт экспертной оценки позволяет оценить качество ведения первичной медицинской документации и качество лечения у любого врача или всего отделения за определенный промежуток времени: месяц, квартал, год. В перспективе - формирование на основе Карт экспертной оценки баз данных (БД), позволяющих проводить более качественный и детальный анализ КМП по каждому врачу, отделению, медицинской организации в самых различных разрезах: нозологиям, поло-возрастному составу пациентов, срокам лечения, количеству, видам и тяжести осложнений, количеству и видам дефектов оказания медицинской помощи, наличию необходимого оборудования и расходных материалов, профессиональной подготовки медицинских работников, видам применяемых медицинских технологий и т.д. Результаты подобного анализа позволяют системно изучать структуру и причины низкого КМП, улучшать информационное обеспечение управления качеством, разрабатывать соответствующие корректирующие мероприятия, оценивать их эффективность на основе обратной связи, а главное - постоянно совершенствовать систему управления качеством в медицинской организации, являющуюся основой повышения КМП.

Результаты анализа медицинских карт

В ходе исследования были изучены 1002 амбулаторные карты: 501 (50%) из двух МСП и 501 (50%) из трех ЧСК Калуги. В равных количествах были изучены карты терапевтических, хирургических и ортопедических отделений, карты пациентов, лечившихся за наличный расчет, по ОМС и ДМС.

Во всех МСП и ЧСК МКСБ соответствовали форме 043/у , утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" . В двух ЧСК сотрудниками были разработаны "Листы учета дозовых нагрузок при рентгенологических исследованиях", в одной ЧСК амбулаторные карты дополнялись вкладышами "Данные объективного исследования".

В одной ЧСК пациенты имели по две МКСБ: одну - терапевтическую, куда записывались данные о терапевтическом, пародонтологическом, хирургическом лечении, и вторую - карту ортопедического отделения, в которой записи осуществлялись только врачами этого отделения. В остальных ЛПУ пациенты имели одну МКСБ.

Ошибки и недочеты в заполнении МКСБ встречались во всех стоматологических организациях.

В паспортной части медицинских карт ЧСК в 0,39% случаев (2 амбулаторные карты из 501) были найдены недочеты, но всегда были заполнены: фамилия, имя и отчество; пол; полная дата рождения пациента; домашний адрес; номер телефона. В паспортной части медицинских карт МСП в 2,2% случаев (11 амбулаторных карт из 501) отсутствовал номер телефона. Дефекты заполнения паспортной части в ЧСК встречались в 2 раза реже, чем в МСП. Это связано с тем, что администраторы ЧСК связываются с пациентами для уточнения даты и времени приема, основываясь на основном принципе менеджмента качества - ориентации на потребителя.

Ни в одной карте в ЧСК и МСП не отмечали профессию пациента.

Графа "диагноз" на титульном листе МКСБ была заполнена в 100% случаев на терапевтическом и хирургическом приеме в ЧСК и МСП, но отличалась количеством недочетов. В записях ортопедов диагноз отсутствовал в 33% случаях в ЧСК и в 45% в МСП. Основной диагноз формировался лишь в отношении "причинного" зуба или тканей пародонта, например: "средний кариес 15", "генерализованный пародонтит" и т.п. По стандартам же необходимо, чтобы диагноз был развернутым и соответствовал международной классификации болезней (МКБ-10) . Только в одной ЧСК диагнозы были полными и развернутыми. Сопутствующий диагноз указывался только в одной ЧСК и то в карточках пациентов, лечащихся за наличный расчет, он отсутствовал в 26% случаев. В МСП основной диагноз был указан в сокращенном виде, сопутствующий диагноз указывали, если пациент посещал несколько специалистов.

Графа "жалобы" была не заполнена ортопедами в 9,5% (16)* случаев в ЧСК и в 26,8% (45) случаев в МСП.
_________________
* В круглых скобках здесь и далее даны абсолютные цифры.

Наибольшее количество дефектов оформления МКСБ выявлено при заполнении граф "перенесенные и сопутствующие заболевания", "развитие настоящего заболевания", "внешний осмотр", "прикус", "состояние слизистой оболочки полости рта", "данные рентгенологических и лабораторных исследований". Стоматологи не считают их нужными и информативными и, соответственно, заполняют эти графы небрежно.

Графа "перенесенные и сопутствующие заболевания" была не заполнена у ортопедов в ЧСК в 40% (68) случаях, в МСП в 48,5% (81) случаях. В этой графе врачи чаще указывают наличие или отсутствие аллергии и болезни Боткина в анамнезе. Следует отметить, что в две строчки, отведенные под эту графу, уместить все необходимые данные физически невозможно, поэтому целесообразно заполнять анкету пациента, где можно более подробно описать состояние здоровья пациента. Однако анкета присутствовала только в одной ЧСК и то ортопеды не заполняли ее в 13% (22) случаях. В МСП анкета отсутствовала в 100% случаях.

Дефекты при заполнении графы "развитие настоящего заболевания" выявлены в 63% (53) карт в ЧСК, а в МСП 63% (53) вообще отсутствовали записи в указанной графе. В ортопедических отделениях ЧСК и МСП записи в данной графе отсутствовали в 31% (52) и 43% (72) случаях соответственно. Часто в данной графе указывали симптомы или диагноз.

Графа "внешний осмотр" была не заполнена от 10,7% (9) до 25,7% (43) случаях в ЧСК. В МСП от 51% (43) до 40% (67) случаях. Чаще всего врачи использовали следующие фразы: "без видимых патологических изменений", "без изменений", "без особенностей", "в норме".

Врачи ортопедических отделений в ЧСК и МСП никогда не заполняли зубную формулу.

Графу "прикус" чаще заполняли в ЧСК, чем в МСП. Ортопеды пренебрегали этим в 31,3% (52) и 52,6% (88) случаях в ЧСК и МСП соответственно.

Графа "состояние слизистой оболочки полости рта, десен, альвеолярных отростков" заполнялась хуже хирургами и ортопедами в ЧСК и терапевтами и ортопедами в МСП. Среди наиболее часто встречающихся фраз были: "в норме", "без особенностей", "бледно-розового цвета".

Графа "Данные рентгенологических исследований" была пуста, если в карточке был "лист учета дозовых нагрузок при рентгенологических исследованиях". В ЧСК число сделанных рентгеновских снимков при пульпитах и периодонтитах по ДМС соответствовало норме в 97% случаях (т.к. существует система штрафов страховых компаний), при лечении за наличный расчет снимки делались только после пломбировки каналов при пульпитах, и по два снимка при периодонтитах, что не соответствует стандартам. Рентгенограммы в МСП были невысокого качества. Описания рентгенограмм отсутствовали примерно в равных количествах случаев в МСП и ЧСК.

План лечения и план обследования были в картах пациентов, лечившихся по программе ДМС в одной ЧСК. В МСП в картах пациентов по ОМС план обследования и план лечения отсутствовал в 100% случаях, у пациентов по ДМС был составлен только план лечения, а план обследования отсутствовал.

В разделе "дневник" больше всего недочетов было у ортопедов в ЧСК и МСП в 30% (50) и 55,6% (93) случаях соответственно. Записи больше походили на перечисление этапов работы. Во всех учреждениях были выявлены недостатки ведения дневниковых записей, заключавшиеся в недостаточной полноте и использовании не принятых сокращений, исправлений, дописок, заклеек, замазываний.

Графу "эпикриз" не заполняют врачи как в ЧСК, так и в МСП.

Графу "направление, практические рекомендации" заполняют в ЧСК хирурги в карточках ДМС больных с листами нетрудоспособности в 22% (9) и 6% (10) врачей ортопедов этих клиник.

Договоры в карточках ЧСК не заполняли чаще хирурги (19,2%), терапевты (3,5%) и ортопеды (1,7%). В МСП договор отсутствовал у ортопедов в 5,3% (9) случаях.

Информированные добровольные согласия (ИДС) отсутствовали чаще в МСП, чем в ЧСК. ИДС в ЧСК чаще отсутствовали в хирургических отделениях при приеме пациентов за наличный расчет, а по ДМС крайне редко. Такая же картина и в хирургических отделениях в МСП. В ортопедических отделениях ЧСК и МСП ИДС отсутствуют реже, чем в терапевтических и хирургических отделениях. Несмотря на плохое ведение МКСБ ортопедами, такие документы, как договоры на оказание медицинских услуг, ИДС и акты выполненных работ, оформляются более качественно.

Ни в одной МКСБ не обнаружено направлений на консультации к другим специалистам, в которых нуждаются пациенты пожилого возраста.

В карточках ЧСК отсутствовали записи о санации, записи о явках на профилактические осмотры.

Среднее число дефектов на 1 амбулаторную карту составило: в МСП - 1,52, в ЧСК - 0,71. Анализ оформления МКСБ не позволяет судить со 100% уверенностью о наличии дефектов оказания медицинской помощи в каждом конкретном случае, но дает возможность выявить нарушения стандартов в оказании медицинской помощи, выделить ЛПУ, где более вероятно низкое КМП. Качество оформления медицинской документации, таким образом, является достаточно информативным индикатором КМП.

Предложения по совершенствованию первичной медицинской документации

Результаты проведенной экспертизы первичной медицинской документации позволили сформулировать предложения по ее совершенствованию:

1. Необходимы дополнительные графы и разделы в картах для более полного описания объективного статуса больного. Целесообразно для удобства использовать следующие "вкладыши": "данные объективного исследования", "листок учета дозовых нагрузок", "дневник ведения пародонтологического больного", "карта гигиениста". В связи с появлением новых требований об обязательном наличии договоров, ИДС, разрешений на обработку персональных данных, гарантийных талонов и т.д. необходимо менять форму и структуру МКСБ.

2. Целесообразно ввести метод стимулируемой добровольной отчетности персонала, где врачи будут сами указывать на свои ошибки и осложнения лечения и причины их возникновения, что значительно сократит время и затрачиваемые ресурсы по выявлению ошибок и даст возможность сосредоточиться на их предупреждении. Понятно, что подобная самооценка возможна только при наличии соответствующей системы трудовой мотивации и позитивном морально-психологическом климате в трудовом коллективе, где приветствуется открытость, доброжелательное отношение к коллегам, взаимопомощь и стремление не допускать ошибок в будущем и существует практика недопустимости наказаний за выявленные собственные ошибки.

Выводы

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Северный государственный медицинский университет Кафедра терапевтической стоматологии

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы

Кафедра судебной медицины и права

Организация стоматологической помощи населению

Архангельск

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета В.Ф. Михальченко; доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе (международная

деятельность) ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. В.М. Ломоносова» Федерального агентства по образованию А.Г. Калинин; Организация стоматологической помощи населению:

учебное пособие для врачей-стоматологов /под ред. А.С. Оправина, А.М. Вязьмина.- Архангельск:

Изд-во Северного государственного медицинского университета. – 2011. 519 с.

Целью издания учебного пособия является изложение одного из важнейших разделов дисциплины «Организация стоматологической помощи населению». В нем освещены вопросы организации стоматологической помощи городскому и сельскому населению, виды и структуры стоматологических медицинских организаций, стандарт их оснащения, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемиологические требования, штатное расписание медицинского персонала и порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности. Отражены вопросы состояния и развития альтернативной стоматологической помощи. Представлены основные правовые положения медицинской деятельности в соответствии с требованиями Государственного Образовательного Стандарта Российской Федерации. Учебное пособие предназначено для врачей – стоматологов, преподавателей и студентов медицинских вузов.

Оправин А.С. доктор медицинских наук, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии СГМУ; Вязьмин А. М. доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного

здоровья, здравоохранения и социальной работы СГМУ; Светличная Т.Г. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья,

здравоохранения и социальной работы СГМУ, директор Института сестринского образования СГМУ; Санников А.Л. доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья,

здравоохранения и социальной работы СГМУ; Токуева Л.И. кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ;

Кузьмина Л.Н. кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ; Цыганова О.А. кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья,

здравоохранения и социальной работы СГМУ; Варакина Ж.Л. кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы СГМУ;

Ившин И.В. кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой судебной медицины и права СГМУ; Спирина М.В. старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы СГМУ.

1.1. Организация, функции и работа стоматологической поликлиники, отделения,

кабинета……………..…………………………………………………………………..…10

1.1.1. Виды и структура стоматологических поликлиник………………………….….12

1.1.2. Отделения и функциональные кабинеты стоматологических поликлиник…....47

1.1.2.1. Стоматологический кабинет. Стандарт оснащения…………………….....47

1.1.2.2.Терапевтическое отделение……………………………………………….......50

1.1.2.3. Хирургическое отделение…………………………………………………...71

1.1.2.4. Ортопедическое отделение с зуботехнической лабораторией…………....81

1.1.2.5. Отделение детской стоматологии…………………………………………105

1.1.2.6. Физиотерапевтическое отделение (кабинет)………………………….....142

1.1.2.7. Рентгенологический кабинет………………………………………………153

1.1.2.8. Кабинет профилактики…………………………………………………….168

1.1.3. Санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям………………176

1.1.3.1. Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям……………………………………………….177

1.1.3.2. Санитарно-противоэпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям…………………..............................................182

1.1.4. Штатные нормативы медицинского персонала стоматологических организаций…………………………………………………………………….…189

1.1.5. Порядок допуска к осуществлению профессиональной (медицинской) деятельности. Сертификат специалиста…………………………………..….....192

1.1.6. Стоматологическая Ассоциация России……………………………………......204

2.1. Стоматологическая помощь на уровне ФАП, врачебной амбулатории или участковой больницы………………………………………………………………......234

2.2. Стоматологическая помощь на уровне отделения, кабинетов центральной районной больницы (ЦРБ)……………………………………………………………...................237

2.3. Стоматологическая помощь на уровне областной (краевой, республиканской) стоматологической поликлиники……………………………………..……………....238

2.4. Штатные нормативы медицинского персонала для оказания стоматологической помощи жителям сельской местности………………………………………………...240

3.1. Особенности рынка стоматологических услуг в РФ………………………………...246

3.2. Стоматологическая медицинская услуга как экономическая категория…………...255

3.3. Стоматологическая организация как услугопроизводящее предприятие………….256

3.4. Ценообразование стоматологических услуг………………………………………....260

4.1. Стоматологическая учетно-отчетная документация………………………………...268

4.2. Показатели работы врача-стоматолога……………………………………………….293

4.2.1. Основные эпидемиологические показатели…………………………………….293

4.2.2. Показатели стоматологической заболеваемости………………………………..293

4.2.3. Анализ и планирование работы стоматологических лечебно-профилактических учреждений……………………………………….................................................294

4.2.4. Количественные и качественные показатели на терапевтическом приеме…...295

4.2.5. Показатели работы на стоматологическом хирургическом приеме……….…..299

4.2.6. Показатели работы на ортопедическом приеме…………………………….…..299

4.2.7. Показатели работы на ортодонтическом приеме……………………………....300

4.2.8. Порядок расчета основных качественных показателей работы врача-

стоматолога……………………………………………………………………… 301

4.2.8.1. Терапевтический прием…………………………………………………….301

4.2.8.2. Ортопедический прием……………………………………………………..302

4.2.8.3. Хирургический прием………………………………………………………303

4.2.8.4. Детский прием………………………………………………………………303

4.2.8.5. Показатели оценки работы заведующего отделением (терапевтическим и хирургическим)……………………………………………………………..304

4.2.8.6. Показатели оценки работы заведующего ортопедическим отделением...304

4.2.8.7. Показатели оценки работы заведующего производством зуботехнической лаборатории…………………………………………………………………305

4.2.8.8. Анализ деятельности стоматологических учреждений…………………..305

4.2.8.9. Оценка деятельности стоматологического учреждения (в динамике за последние 3-5 лет) …………………………………………………………306

4.3. Международные подходы к изучению эпидемиологии стоматологических

заболеваний……………………………………………………………………………..308

4.4 Стоматологическая заболеваемость населения России………………………………310

4.5. Диспансеризация………………………………………………………………………..315

5.1. Понятие о нетрудоспособности. Виды нетрудоспособности………………………...336

5.2. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах………..337

5.3. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи..339

5.4. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу (МСЭ)………...340

5.5. Экспертиза временной нетрудоспособности в практике врача-стоматолога……….341

5.6. Порядок учета и хранения документов удостоверяющих временную нетрудоспособность…………………………………………………………………….343

6.1. Понятие, цели, виды медицинского страхования. Механизм страховой медицины.347

6.2. Задачи и принципы обязательного медицинского страхования. Субъекты и участники системы ОМС……………………………………………………………….359

Тестовые задания

Эталоны ответов

Список основной литературы

Глава 7. Права граждан в области охраны здоровья. – О.А. Цыганова

Вопросы для повторения и обсуждения

Тестовые задания

Эталоны ответов

Список основной литературы

Глава 8. Качество медицинской помощи: проблемы и решения. – Т.Г. Светличная

8.1. Современная концепция качества медицинской помощи……………………………413

8.1.1 Методологические подходы к изучению качества медицинской помощи…...414

8.1.2 Организационно-методические подходы к оценке качества медицинской помощи за рубежом………………………………………………………………419

8.1.3 Альтернативные подходы к управлению качеством медицинской помощи....423

8.2. Управление качеством медицинской помощи в здравоохранении РФ……………...431

8.2.1. Организация контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения………………………………………………………………….433

8.2.2. Организация процедуры вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи……………………………………………………………………………435

8.2.2.1.Организация и порядок проведения вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС………………………………...........439

8.3. Технологии контроля качества медицинской помощи…………………………….…442

8.3.1. Стандарты и стандартизация в здравоохранении……………………………...442 8.3.1.1.Определение понятия «стандарт», виды стандартов. Порядок разработки и

использования стандартов в здравоохранении……………………………..442 8.3.1.2.Определение понятия «стандартизация». Организация системы

стандартизации в здравоохрании……………………………………………448

8.3.2. Значение медицинского (клинического) аудита в обеспечении и контроле

качества медицинской помощи………………………………………………….451 8.3.2.1.Ошибкоопасные места лечебно-диагностического процесса и пути

снижения риска возникновения врачебных ошибок…………………….....452

8.3.3. Показатели деятельности системы здравоохранения и их значение в оценке качества медицинской помощи………………………………………………….458

8.4. Контрольно-разрешительные механизмы в здравоохранении……………………….466

8.4.1. Значение лицензирования и аккредитации в обеспечении качества

медицинской помощи……………………………………………………………468 8.4.1.1.Определение понятия «лицензирование». Порядок проведения

лицензирования учреждений здравоохранения………………………….....468 8.4.1.2.Определение понятия «аккредитация». Порядок проведения аккредитации

учреждений здравоохранения……………………………………………….471 8.4.1.3.Использование процедур лицензирования и аккредитации в системах

управления КМП за рубежом………………………………………………..475

8.4.2. Значение сертификации и аттестации медицинских работников в обеспечении качества медицинской помощи………………………………….........................477

8.5. Управление качеством стоматологической помощи…………………………………480

9.1. Основы медицинской психологии……………………………………………………..500

9.1.1. Роль медицинской психологии в практической работе врача-

стоматолога….........................................................................................................506

9.2. Вопросы врачебной этики и деонтологии……………………………………………..511

9.2.1. Понятие врачебной этики и деонтологии………………………………………511

9.2.2. Врач и больной…………………………………………………………………...513

ВВЕДЕНИЕ

Востребованность стоматологической помощи в Российской Федерации всегда была высокой. Удельный вес стоматологических заболеваний среди общей заболеваемости населения по обращаемости достигает 20-25%, на 1000 жителей приходится 345-550 случаев. Распространенность кариеса составляет по разным регионам Российской Федерации от 95% до 100%. У лиц старше 35 лет распространенность тяжелых форм пародонтита достигает 100%, а к 65 годам каждый житель России в среднем имеет 5-6 зубов из 28-32. В 99% случаев стоматологические больные обслуживаются в амбулаторнополиклинических учреждениях. В системе здравоохранения Российской Федерации в настоящее время работают 47 тысяч стоматологов и более 18 тысяч зубных врачей со средним специальным образованием. Из всех стоматологов 43,8% составляют стоматологи-терапевты, 8,6% – стоматологи детские, 9,6% – стоматологи-хирурги, 17,7% – стоматологи-ортопеды, 16,7% – стоматологи. Обеспеченность специалистами (врачами-стоматологами и

зубными врачами) на 10000 населения достигает 4,5 .

В номенклатуру должностей по стоматологии приказом Министерства

Здравоохранения Российской Федерации

«О введении специальности

―стоматология профилактическая‖» от 6

февраля 2001г. № 33

должность «гигиениста стоматологического».

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, яви-

основными

предпосылками

реформирования

здравоохранения. Цели реформы здравоохранения изложены в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (1997). Существенным образом они отразились на стоматологической службе. Главнейшая задача ее – адаптация к условиям рыночных отношений.

Последнее десятилетие стоматологическая служба Российской Федерации характеризуется:

Широкой и разнообразной сетью учреждений различных форм собственности;

большой численностью кадров; высокой ресурсоемкостью;

появлением новых нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность, гарантирующих выполнение персоналом своих обязанностей на должном уровне, эффективное и качественное обеспечение оказываемой помощи.

В настоящее время субъектам Российской Федерации даны широкие полномочия, в связи с чем деятельность однотипных учреждений здравоохранения может значительно различаться .

На основе нормативно-правовых актов Российской Федерации в области охраны здоровья населения и практике организации медицинской помощи и, в частности, стоматологической, нами представлены наиболее типичные, оптимальные формы, методы и содержание работы основных структурных элементов системы здравоохранения.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

1.1. Организация, функции и работа стоматологической поликлиники, отделения, кабинета

В Российской Федерации деятельность лечебно-профилактических учреждений, в том числе стоматологических, независимо от их организационно-правовой основы и формы собственности, регламентируется Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. № 5487-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288, Федеральных законов от 02.03.1998 г. № 30-ФЗ, от 20.12.1999 г. № 214-ФЗ и от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ).

Стоматологическую службу планирует и контролирует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в субъектах Федерации – их администрации, в состав которых входят комитеты (управления, департаменты, министерства) здравоохранения .

На всех административных уровнях управления здравоохранением предусмотрена должность главного специалиста, в том числе по стоматологии. Главные специалисты назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей-стоматологов, профессоров, доцентов, научных сотрудников, работающих в области стоматологии и знающих организацию стоматологической помощи населению. Наиболее часто эти должности занимают главные врачи областных (республиканских, краевых) или крупных городских стоматологических поликлиник, в условиях района – главный врач районной стоматологической поликлиники.

Формы и методы работы главного стоматолога

Главный стоматолог осуществляет:

Научное и организационно-методическое руководство работой стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов;

Проведение мероприятий по организации и обеспечению стоматологической помощью населения;

Внедрение в практику работы стоматологических поликлиник (отделений, кабинетов) новых методов профилактики и лечения заболеваний зубов, челюстей, слизистой оболочки полости рта;

Оказание лечебно-консультативной помощи областной стоматологической поликлиникой городским и районным поликлиникам (отделениям, кабинетам); городской стоматологической – отделениям, кабинетам районных поликлиник;

Организация контроля качества лечебно-профилактической работы поликлиник, отделений, кабинетов;

анализ стоматологической заболеваемости населения; контроль над выполнением планов развития стоматологической

помощи в области, городе, районе;

Контроль проведения плана санации полости рта организованным контингентам населения;

Контроль выполнения плана мероприятий по усовершенствованию врачебного и среднего мед. персонала;

Предоставление справки о состоянии стоматологической помощи населению в управления, департаменты и министерства здравоохранения.

Для полного удовлетворения потребностей населения в стоматологической помощи необходимы сеть учреждений и кадры стоматологического профиля с учетом существующих уровней и структуры патологии челюстно-лицевой области.

Реформы здравоохранения, проводимые в России в последние десятилетия, не могли не коснуться стоматологической помощи . Реформирование организации стоматологической помощи осуществляется разгосударствлением и приватизацией государственных медицинских учреждений, внедрением рыночной экономики, развитием частного сектора и предпринимательства .

В современных условиях стоматологическую помощь населению оказывает сеть государственных и коммерческих стоматологических учреждений. Изменение форм собственности привело к образованию новых структур: частные стоматологические клиники, центры профилактики, узкоспециализированные клиники. К настоящему времени в Российской Федерации сформировалось 3 формы собственности: государственная, частная и смешанная .

Тем не менее, в складывающихся рыночных условиях значительную часть стоматологической помощи берут на себя государственные стоматологические учреждения (поликлиники, отделения, кабинеты).

В целях дальнейшего совершенствования и развития здравоохранения в Российской Федерации был издан Приказ Министерства здравоохранения и

социального развития РФ «Об организации медицинской помощи» от 13 октября 2005г. № 633. Приложением № 1 к данному приказу утверждено «Положение об организации медицинской помощи». Согласно ему выделяются:

1. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)

Стоматологическая помощь в рамках ПМСП организуется в муниципальном районе (в амбулатории, участковой больнице, поликлинике, в том числе детской, районной больнице, центральной районной больнице).

В городском округе стоматологическая помощь организуется в городской поликлинике, в том числе детской, центре, медсанчасти, городской больнице.

ПМСП является гарантированным (доступным и бесплатным) видом помощи, оказываемой гражданам в зоне их первого контакта с системой здравоохранения. Она включает профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений, санитарно-гигиеническое образование (Н. Найговзина, 2005).

2. Стоматологическая специализированная медицинская помощь

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об организации амбулаторной стоматологической помощи
в системе обязательного медицинского страхования

_________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 22 сентября 2006 года N 389-р .

Во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.10.2000 г. N 1090-р "О территориальной программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в Санкт-Петербурге" и в целях обеспечения жителей Санкт-Петербурга гарантированными объемами бесплатной стоматологической помощи:

1. Утвердить:

1.1. "Формуляр материалов, расходного инструментария и лекарственных средств для оказания амбулаторной стоматологической помощи в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге" (приложение N 1).

1.2. "Объем амбулаторной стоматологической помощи взрослому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге" (приложение N 2).

1.3. "Объем амбулаторной стоматологической помощи детскому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге" (приложение N 3).

2. Считать утратившими силу приказ Комитета по здравоохранению от 30.06.1995 г. N 381 "Об организации работы стоматологической службы в условиях действия Закона об обязательном медицинском страховании", приказ Комитета по здравоохранению от 14.10.1996 г. N 429 "О внесении изменений и дополнений в приказ Комитета по здравоохранению N 381 от 30.06.1995 г.", пункт 3 и приложение N 1 распоряжения Комитета по здравоохранению от 09.01.2001 г. N 2-р "О введении стоматологической и онкологической помощи в систему обязательного медицинского страхования" .

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по организации медицинской помощи населению Жолобова В.Е.

И.о. председателя Комитета
по здравоохранению
А.И.Фролова

Приложение 1 к распоряжению. УТРАТИЛО СИЛУ

Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 06.02.2001 N 28-р

Формуляр материалов, расходного инструментария и
лекарственных средств для оказания амбулаторной
стоматологической помощи в соответствии с Территориальной
программой обязательного медицинского страхования
граждан РФ в Санкт-Петербурге

___________________________________________
Приложение 1 утратило силу на основании
распоряжения Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга от 22 сентября 2006 года N 389-р -
см. предыдущую редакцию

___________________________________________

Приложение 2 к распоряжению. Объем амбулаторной стоматологической помощи взрослому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге

Приложение N 2
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 06.02.2001 N 28-р

1. Стоматологическая помощь.


Прием стоматолога лечебно-диагностический.



Лечение кариеса, пульпита, периодонтита.

Снятие постоянной пломбы.

Трепанация коронки зуба.

Терапевтическое лечение зуба с переломом корня.


Лечение заболеваний пародонта.

Снятие зубных отложений.

Обучение гигиене полости рта.

Контроль гигиены полости рта.

Определение гигиенических индексов.

Избирательное пришлифовывание зубов.

Покрытие зубов лаком.

Вскрытие абсцесса внутриротовым разрывом.


Обнажение коронки ретинированного зуба.

Послеоперационная перевязка в полости рта.

Остановка кровотечения.

Хирургическая обработка ран с наложением швов.



Операции на мягких тканях полости рта.

Удаление зубов.





Ортодонтическое лечение с использованием пластинки с наклонной плоскостью, дуги Энгля, пращи.






Приложение 3 к распоряжению. Объем амбулаторной стоматологической помощи детскому населению в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования граждан РФ в Санкт-Петербурге

Приложение N 3
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 06.02.2001 N 28-р

1. Стоматологическая помощь.

Прием стоматолога профилактический и медико-социальный.

Прием стоматолога диспансерный, лечебный, диагностический.

Прием стоматолога консультативный.

Посещение стоматолога на дому с автотранспортом.

Лечение некариозных поражений твердых тканей зуба, кариеса, пульпита, периодонтита.

Лечение при травматическом повреждении зуба.

Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Удаление камня.

Реминерализирующая терапия.

Проведение профессиональной гигиены всех зубов.

Контроль гигиены полости рта с использованием индикаторов.

Составление плана профилактики.

Вскрытие абсцесса внутриротовым разрезом.

Лечение альвеолита с кюретажем лунки.

Обнажение коронки ретенированного зуба.

Послеоперационная перевязка.

Остановка кровотечения.

Хирургическая обработка раны с наложением швов.

Иссечение "капюшона" при перикоронарите.

Лечение заболеваний слюнных желез.

Операция на мягких тканях полости рта.

Удаление зубов.

Вправление вывиха, подвывиха ВНЧС.

Аппликационная, инфильтрационная, проводниковая анестезия.

Наркоз внутривенный, масочный.

Профилактика аномалий лицевого скелета, функциональное лечение.

Аппаратное ортодонтическое лечение с использованием дуги Энгля, аппарата Клампта, пластинки расширяющей и вестибулярной, пластинки с упором для языка, с наклонной плоскостью.

Наложение пращи.

Серебрение кариозных полостей.

2. Помощь вспомогательных служб.

Рентгенологические исследования.

Физиотерапевтическое лечение по медицинским показаниям (по направлению лечащего врача).


Редакция документа с учетом

изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро “КОДЕКС”