Значение нервной системы. Нервная система Таблица по биологии строение нервной системы

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Нервная система связывает в единое целое все клетки, ткани, органы. Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учитель биологии Капитонова Т.П.

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Особенность Эндокринная Нервная Механизм регуляции Химические вещества, поступающие в кровь Нервный импульс по клеткам Скорость реакции Медленная, 0,5 м/с, по пути частично разрушаются Большая скорость, от 0,5 до 120 м/с Эволюционный возраст Более древний механизм Молодой механизм Экономичность процесса Не обеспечивает точную и быструю реакцию организма на раздражитель; ответ продолжительный Минимальные затраты энергии, мгновенно включается и выключается, ответ кратковременный

Классификации нервной системы 1. По расположению: Центральная нервная система ЦНС - головной и спинной мозг Периферическая нервная система - корешки спинномозговых и черепных нервов, их ветви, сплетения и узлы, расположенные в различных участках тела человека.

2. Анатомо-функциональная классификация А. соматическая, которая обеспечивает иннервацию тела, а именно кожу, скелетные мышцы; Б. вегетативная, (автономная) которая иннервирует все внутренности, железы, в том числе эндокринные, неисчерченные мышцы органов, кожи, сосудов, сердце, а также регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная делится на парасимпатическую и симпатическую. В каждой из этих частей, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы.

Рефлекс Безусловный, врожденный Условный, приобретенный

Строение рефлекторной дуги Рецептор - воспринимает раздражение и отвечает на него возбуждением. Расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.). Чувствительный нейрон (центростремительный, афферентный) передающий возбуждение к центру. Вставочный нейрон в ЦНС, происходит синаптические соединение чувствительного и двигательного нейрона. Двигательный (центробежный, эфферентный) нейрон. Подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из ЦНС Эффектор - рабочий орган осуществляет реакцию в ответ на раздражение рецептора

Проверь себя 1 . Основу мышления и речи составляет работа: А. Дыхательной системы Б. Нервной системы B. Кровеносной системы 2. Белое вещество мозга образовано: А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов 3. Импульсы от тела нейронов проходят по: A. Аксонам Б. Дендритам B. Рецепторным окончаниям 4. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в: А. Головном мозге Б. Рецепторах В. Спинном мозге 5. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются: A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные 6. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется: А. Нервные узлы Б. Нервы В. Рецепторы 7. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется: А. Автономная Б. Соматическая В. Центральная 8. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется: А. Вегетативная Б. Соматическая В. Центральная

Ответы. 1 – Б 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – Б; 8 – А;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....

презентация содержит материалы о самых красивых цветах их фото,а так же легенды, притчи и истории о происхождении названии...

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Нервная система - это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Значение нервной системы:

Поддержание постоянства состава внутренней среды организма.

Согласование работы органов.

Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей. Ореинтация во внешней среде обитания.

Обеспечение сознательной регуляции поведения. Психика - речь, мышление, социальное поведение.

Строение нервной системы человека схема

Нервная система человека делится на центральную нервную систему (включает в себя головной и спинной мозг) и на периферическую нервную систему (включает в себя нервные окончания, нервы, нервные узлы).

скопления длинных отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Чувствительные нервы

образованы дендритами чувствительных нейронов.

Двигательные нервы

образованы аксонами двигательных нейронов.

Смешанные нервы

образованы и аксонами и дендритами.

Нервные узлы

скопления тел нейронов вне центр лъной нервной системы.

Рецепторные нервные окончания

концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс.

Эффекторные нервные окончания

концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

Нервный импульс

электрический сигнал, распростр няющийся по клеточным мембранам.

Серое вещество

это тела нейронов.

Белое вещество

это отростки нейронов

Возбуждение

включение клетки в работу.

Торможение

угнетение работы клеток.

Функциональное деление нервной системы

Функцционально нервная система делится на Соматическую (подчинена воле человека) и Автономную (вегетативную, которая не подчинена воле человека). Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, ее двигательные центры находятся в коре головного мозга. Автономная или вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов и сердца. Ее вегетативные центры находятся в гипоталамусе.

Вегетативная система в свою очередь делится на симпатическую и парасимпатическую системы. Симпатическая система включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии. Парасимпатическая система способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха.

_______________

Источник информации:

Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Резанова Е.А. Биология человека. В таблицах и схемах./ М.: 2008.

По мере эволюционного усложнения многоклеточных организмов, функциональной специализации клеток, возникла необходимость регуляции и координации жизненных процессов на надклеточном, тканевом, органном, системном и организменном уровнях. Эти новые регуляторные механизмы и системы должны были появиться наряду с сохранением и усложнением механизмов регуляции функций отдельных клеток с помощью сигнальных молекул. Приспособление многоклеточных организмов к изменениям в среде существования могло быть выполнено при условии, что новые механизмы регуляции будут способны обеспечить быстрые, адекватные, адресные ответные реакции. Эти механизмы должны быть способны запоминать и извлекать из аппарата памяти сведения о предыдущих воздействиях на организм, а также обладать другими свойствами, обеспечивающими эффективную приспособительную деятельность организма. Ими стали механизмы нервной системы, появившейся у сложных, высокоорганизованных организмов.

Нервная система — это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг. Головной мозг подразделяется на задний мозг ( и варолиев мост), ретикулярную формацию, подкорковые ядра, . Тела образуют серое вещество ЦНС, а их отростки (аксоны и дендриты) — белое вещество.

Общая характеристика нервной системы

Одной из функций нервной системы является восприятие различных сигналов (раздражителей) внешней и внутренней среды организма. Вспомним, что воспринимать разнообразные сигналы среды существования могут любые клетки с помощью специализированных клеточных рецепторов. Однако к восприятию ряда жизненно важных сигналов они не приспособлены и не могут мгновенно передать информацию другим клеткам, которые выполняют функцию регуляторов целостных адекватных реакций организма на действие раздражителей.

Воздействие раздражителей воспринимается специализированными сенсорными рецепторами. Примерами таких раздражителей могут быть кванты света, звуки, тепло, холод, механические воздействия (гравитация, изменение давления, вибрация, ускорение, сжатие, растяжение), а также сигналы сложной природы (цвет, сложные звуки, слово).

Для оценки биологической значимости воспринятых сигналов и организации на них адекватной ответной реакции в рецепторах нервной системы осуществляется их превращение - кодирование в универсальную форму сигналов, понятную нервной системе, — в нервные импульсы, проведение (передана) которых по нервным волокнам и путям в нервные центры необходимы для их анализа.

Сигналы и результаты их анализа используются нервной системой для организации ответных реакции на изменения во внешней или внутренней среде, регуляции и координации функции клеток и надклеточных структур организма. Такие ответные реакции осуществляются эффекторными органами. Наиболее частыми вариантами ответных реакций на воздействия являются моторные (двигательные) реакции скелетной или гладкой мускулатуры, изменение секреции эпителиальных (экзокринных, эндокринных) клеток, инициируемые нервной системой. Принимая прямое участие в формировании ответных реакций на изменения в среде существования, нервная система выполняет функции регуляции гомеостаза, обеспечения функционального взаимодействия органов и тканей и их интеграции в единый целостный организм.

Благодаря нервной системе осуществляется адекватное взаимодействие организма с окружающей средой не только через организацию ответных реакций эффекторными системами, но и через ее собственные психические реакции — эмоции, мотивации, сознание, мышление, память, высшие познавательные и творческие процессы.

Нервную систему подразделяют на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую — нервные клетки и волокна за пределами полости черепной коробки и спинномозгового канала. Головной мозг человека содержит более 100 миллиардов нервных клеток (нейронов). Скопления нервных клеток, выполняющих или контролирующих одинаковые функции, формируют в центральной нервной системе нервные центры. Структуры мозга, представленные телами нейронов, формируют серое вещество ЦНС, а отростки этих клеток, объединяясь в проводящие пути, — белое вещество. Кроме этого, структурной частью ЦНС являются глиальные клетки, формирующие нейроглию. Число глиальных клеток приблизительно в 10 раз превышает число нейронов, и эти клетки составляют большую часть массы центральной нервной системы.

Нервную систему по особенностям выполняемых функций и строения делят на соматическую и автономную (вегетативную). К соматической относят структуры нервной системы, которые обеспечивают восприятие сенсорных сигналов преимущественно внешней среды через органы чувств, и контролируют работу поперечно-полосатой (скелетной) мускулатуры. К автономной (вегетативной) нервной системе относят структуры, которые обеспечивают восприятие сигналов преимущественно внутренней среды организма, регулируют работу сердца, других внутренних органов, гладкой мускулатуры, экзокринных и части эндокринных желез.

В центральной нервной системе принято выделять структуры, расположенные на различных уровнях, для которых свойственны специфические функции и роль в регуляции жизненных процессов. Среди них , базальные ядра, структуры ствола мозга, спинной мозг, периферическая нервная система.

Строение нервной системы

Нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся головной и спинной мозг, а к периферической — нервы, отходящие от центральной нервной системы к различным органам.

Рис. 1. Строение нервной системы

Рис. 2. Функциональное деление нервной системы

Значение нервной системы:

  • объединяет органы и системы организма в единое целое;
  • регулирует работу всех органов и систем организма;
  • осуществляет связь организма с внешней средой и приспособление его к условиям среды;
  • составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Структура нервной системы

Структурно-физиологической единицей нервной системы является - (рис. 3). Он состоит из тела (сомы), отростков (дендритов) и аксона. Дендриты сильно ветвятся и образуют множество синапсов с другими клетками, что определяет их ведущую роль в восприятии нейроном информации. Аксон начинается от тела клетки аксонным холмиком, являющимся генератором нервного импульса, который затем по аксону проводится к другим клеткам. Мембрана аксона в области синапса содержит специфические рецепторы, способные реагировать на различные медиаторы или нейромодуляторы. Поэтому на процесс выделения медиатора пресинаптическими окончаниями могут оказывать влияние другие нейроны. Также мембрана окончаний содержит большое число кальциевых каналов, через которые ионы кальция поступают внутрь окончания при его возбуждении и активизируют выделение медиатора.

Рис. 3. Схема нейрона (по И.Ф. Иванову): а — строение нейрона: 7 — тело (перикарион); 2 — ядро; 3 — дендриты; 4,6 — нейриты; 5,8 — миелиновая оболочка; 7- коллатераль; 9 — перехват узла; 10 — ядро леммоцита; 11 — нервные окончания; б — типы нервных клеток: I — униполярная; II — мультиполярная; III — биполярная; 1 — неврит; 2 -дендрит

Обычно в нейронах потенциал действия возникает в области мембраны аксонного холмика, возбудимость которой в 2 раза выше возбудимости других участков. Отсюда возбуждение распространяется по аксону и телу клетки.

Аксоны, помимо функции проведения возбуждения, служат каналами для транспорта различных веществ. Белки и медиаторы, синтезированные в теле клетки, органеллы и другие вещества могут перемещаться по аксону к его окончанию. Это перемещение веществ получило название аксонного транспорта. Существует два его вида — быстрый и медленный аксонный транспорт.

Каждый нейрон в центральной нервной системе выполняет три физиологические роли: воспринимает нервные импульсы с рецепторов или других нейронов; генерирует собственные импульсы; проводит возбуждение к другому нейрону или органу.

По функциональному значению нейроны подразделяют на три группы: чувствительные (сенсорные, рецепторные); вставочные (ассоциативные); моторные (эффекторные, двигательные).

Помимо нейронов в центральной нервной системе имеются глиальные клетки, занимающие половину объема мозга. Периферические аксоны также окружены оболочкой из глиальных клеток — леммоцитов (шванновские клетки). Нейроны и глиальные клетки разделены межклеточными щелями, которые сообщаются друге другом и образуют заполненное жидкостью межклеточное пространство нейронов и глии. Через это пространств происходит обмен веществами между нервными и глиальными клетками.

Клетки нейроглии выполняют множество функций: опорную, защитную и трофическую роль для нейронов; поддерживают определенную концентрацию ионов кальция и калия в межклеточном пространстве; разрушают нейромедиаторы и другие биологически активные вещества.

Функции центральной нервной системы

Центральная нервная система выполняет несколько функций.

Интегративная: организм животных и человека представляет собой сложную высокоорганизованную систему, состоящую из функционально связанных между собой клеток, тканей, органов и их систем. Эту взаимосвязь, объединение различных составляющих организма в единое целое (интеграция), их согласованное функционирование обеспечивает центральная нервная система.

Координирующая: функции различных органов и систем организма должны протекать согласованно, так как только при таком способе жизнедеятельности возможно поддерживать постоянство внутренней среды, равно как и успешно адаптировать к изменяющимся условиям окружающей среды. Координацию деятельности составляющих организм элементов осуществляет центральная нервная система.

Регулирующая: центральная нервная система регулирует все процессы, протекающие в организме, поэтому при ее участии происходят наиболее адекватные изменения работы различных органов, направленные на обеспечение той или иной его деятельности.

Трофическая: центральная нервная система осуществляет регуляцию трофики, интенсивности обменных процессов в тканях организма, что лежит в основе формирования реакций, адекватных происходящим изменениям во внутренней и внешней среде.

Приспособительная: центральная нервная система осуществляет связь организма с внешней средой путем анализа и синтеза поступающей к ней разнообразной информации от сенсорных систем. Это дает возможность перестраивать деятельность различных органов и систем в соответствии с изменениями среды. Она выполняет функции регулятора поведения, необходимого в конкретных условиях существования. Это обеспечивает адекватное приспособление к окружающему миру.

Формирование ненаправленного поведения: центральная нервная система формирует определенное поведение животного в соответствии с доминирующей потребностью.

Рефлекторная регуляция нервной деятельности

Приспособление процессов жизнедеятельности организма, его систем, органов, тканей к меняющимся условиям среды называется регуляцией. Регуляция, обеспечиваемая совместно нервной и гормональной системами, называется нервно-гормональной регуляцией. Благодаря нервной системе организм осуществляет свою деятельность по принципу рефлекса.

Основным механизмом деятельности центральной нервной системы является — это ответная реакция организма на действия раздражителя, осуществляемая с участием ЦНС и направленная на достижение полезного результата.

Рефлекс в переводе с латинского языка означает «отражение». Термин «рефлекс» был впервые предложен чешским исследователем И.Г. Прохаской, который развил учение об отражательных действиях. Дальнейшее становление рефлекторной теории связано с именем И.М. Сеченова. Он полагал, что все бессознательное и сознательное совершается по типу рефлекса. Но тогда еще не существовало методов объективной оценки деятельности мозга, которые могли бы подтвердить это предположение. Позднее объективный метод оценки деятельности мозга был разработан академиком И.П. Павловым, и он получил название метода условных рефлексов. С помощью этого метода ученый доказал, что в основе высшей нервной деятельности животных и человека лежат условные рефлексы, формирующиеся на базе безусловных рефлексов за счет образования временных связей. Академик П.К. Анохин показал, что все многообразие деятельности животных и человека осуществляется на основе концепции функциональных систем.

Морфологической основой рефлекса является , состоящая из нескольких нервных структур, которая обеспечивает осуществление рефлекса.

В образовании рефлекторной дуги участвуют три вида нейронов: рецепторные (чувствительные), промежуточные (вставочные), двигательные (эффекторные) (рис. 6.2). Они объединяются в нейронные цепи.

Рис. 4. Схема регуляции но принципу рефлекса. Рефлекторная дуга: 1 — рецептор; 2 — афферентный путь; 3 — нервный центр; 4 — эфферентный путь; 5 — рабочий орган (любой орган организма); МН — моторный нейрон; М — мышца; КН — командный нейрон; СН — сенсорный нейрон, МодН — модуляторный нейрон

Дендрит ренепторного нейрона контактирует с рецептором, его аксон направляется в ЦНС и взаимодействует с вставочным нейроном. От вставочного нейрона аксон идет к эффекторному нейрону, а его аксон направляется на периферию к исполнительному органу. Таким образом и формируется рефлекторная дуга.

Рецепторные нейроны расположены на периферии и во внутренних органах, а вставочные и двигательные находятся в ЦНС.

В рефлекторной дуге различают пять звеньев: рецептор, афферентный (или центростремительный) путь, нервный центр, эфферентный (или центробежный) путь и рабочий орган (или эффектор).

Рецептор — специализированное образование, воспринимающее раздражение. Рецептор состоит из специализированных высокочувствительных клеток.

Афферентное звено дуги представляет собой рецепторный нейрон и проводит возбуждение от рецептора к нервному центру.

Нервный центр образован большим числом вставочных и двигательных нейронов.

Это звено рефлекторной дуги состоит из совокупности нейронов, расположенных в различных отделах ЦНС. Нервный центр воспринимает импульсы от рецепторов по афферентному пути, осуществляет анализ и синтез этой информации, затем передает сформированную программу действий по эфферентным волокнам к периферическому исполнительному органу. А рабочий орган осуществляет свойственную ему деятельность (мышца сокращается, железа выделяет секрет и т.д.).

Специальное звено обратной афферентации воспринимает параметры совершенного рабочим органом действия и передает эту информацию в нервный центр. Нервный центр является акцептором действия звена обратной афферентации и воспринимает информацию с рабочего органа о совершенном действии.

Время от начала действия раздражителя на рецептор до появления ответной реакции называется временем рефлекса.

Все рефлексы у животных и человека подразделяются на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - врожденные, наследственно передающиеся реакции. Безусловные рефлексы осуществляются через уже сформированные в организме рефлекторные дуги. Безусловные рефлексы видоспецифичны, т.е. свойственны всем животным данного вида. Они постоянны в течение жизни и возникают в ответ на адекватные раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы классифицируются и по биологическому значению: пищевые, оборонительные, половые, локомоторные, ориентировочные. По расположению рецепторов эти рефлексы подразделяются: на экстероцептивные (температурные, тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые и др.), интероцептивные (сосудистые, сердечные, желудочный, кишечный и пр.) и проприоцептивные (мышечные, сухожильные и пр.). По характеру ответной реакции — на двигательные, секреторные и др. По нахождению нервных центров, через которые осуществляется рефлекс, — на спинальные, бульбарные, мезэнцефальные.

Условные рефлексы - рефлексы, приобретенные организмом в процессе его индивидуальной жизни. Условные рефлексы осуществляются через вновь сформированные рефлекторные дуги на базе рефлекторных дуг безусловных рефлексов с образованием между ними временной связи в коре больших полушарий.

Рефлексы в организме осуществляются с участием желез внутренней секреции и гормонов.

В основе современных представлений о рефлекторной деятельности организма находится понятие полезного приспособительного результата, для достижения которого и совершается любой рефлекс. Информация о достижении полезного приспособительного результата поступает в центральную нервную систему по звену обратной связи в виде обратной афферентации, которая является обязательным компонентом рефлекторной деятельности. Принцип обратной афферентации в рефлекторной деятельности был разработан П. К. Анохиным и основан на том, что структурной основой рефлекса является не рефлекторная дуга, а рефлекторное кольцо, включающее следующие звенья: рецептор, афферентный нервный путь, нервный центр, эфферентный нервный путь, рабочий орган, обратная афферентация.

При выключении любого звена рефлекторного кольца рефлекс исчезает. Следовательно, для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев.

Свойства нервных центров

Нервные центры обладают рядом характерных функциональных свойств.

Возбуждение в нервных центрах распространяется односторонне от рецептора к эффектору, что связано со способностью проводить возбуждение только от пресинаптической мембраны к постсинаптической.

Возбуждение в нервных центрах проводится медленнее, чем по нервному волокну, в результате замедления проведения возбуждения через синапсы.

В нервных центрах может происходить суммация возбуждений.

Можно выделить два основных способа суммации: временную и пространственную. При временной суммации несколько импульсов возбуждения приходят к нейрону через один синапс, суммируются и генерируют в нем потенциал действия, а пространственная суммации проявляется в случае поступления импульсов к одному нейрону через разные синапсы.

В них происходит трансформация ритма возбуждения, т.е. уменьшение или увеличение количества импульсов возбуждения, выходящих из нервного центра по сравнению с количеством импульсов, приходящих к нему.

Нервные центры очень чувствительны к недостатку кислорода и действию различных химических веществ.

Нервные центры, в отличие от нервных волокон, способны к быстрому утомлению. Синаптическая утомляемость при длительной активации центра выражается в снижении числа постсинаптических потенциалов. Это обусловлено расходованием медиатора и накоплением метаболитов, закисляющих среду.

Нервные центры находятся в состоянии постоянного тонуса, обусловленного непрерывным поступлением определенного числа импульсов от рецепторов.

Нервным центрам свойственна пластичность — способность увеличивать свои функциональные возможности. Это свойство может быть обусловлено синаптическим облегчением — улучшение проведения в синапсах после короткого раздражения афферентных путей. При частом использовании синапсов ускоряется синтез рецепторов и медиатора.

Наряду с возбуждением в нервном центре происходят процессы торможения.

Координационная деятельность ЦНС и ее принципы

Одной из важных функций центральной нервной системы является координационная функция, которую называют также координационной деятельностью ЦНС. Под ней понимают регуляцию распределения возбуждения и торможения в нейронных структурах, а также взаимодействие между нервными центрами, которые обеспечивают эффективное осуществление рефлекторных и произвольных реакций.

Примером координационной деятельности ЦНС могут быть реципрокные отношения между центрами дыхания и глотания, когда во время глотания центр дыхания затормаживается, надгортанник закрывает вход в гортань и предупреждает попадание в дыхательные пути пищи или жидкости. Координационная функция ЦНС принципиально важна для осуществления сложных движений, осуществляемых при участии множества мышц. Примерами таких движений могут быть артикуляция речи, акт глотания, гимнастические движения, требующие согласованного сокращения и расслабления множества мышц.

Принципы координационной деятельности

  • Реципрокность — взаимное торможение антагонистических групп нейронов (мотонейроны сгибателей и разгибателей)
  • Конечный нейрон — активация эфферентного нейрона с различных рецептивных полей и конкурентная борьба между различными афферентными импульсациями за данный мотонейрон
  • Переключения — процесс перехода активности с одного нервного центра на нервный центр антагонист
  • Индукция — смена возбуждения торможением или наоборот
  • Обратная связь — механизм, обеспечивающий необходимость сигнализации от рецепторов исполнительных органов для успешной реализации функции
  • Доминанта — стойкий главенствующий очаг возбуждения в ЦНС, подчиняющий себе функции других нервных центров.

В основе координационной деятельности центральной нервной системы лежит ряд принципов.

Принцип конвергенции реализуется в конвергентных цепях нейронов, в которых на один из них (обычно эфферентный) сходятся или конвергируют аксоны ряда других. Конвергенция обеспечивает поступление к одному и тому же нейрону сигналов от различных нервных центров или рецепторов различных модальностей (различных органов чувств). На основе конвергенции самые разные раздражители могут вызвать однотипную реакцию. Например, сторожевой рефлекс (поворот глаз и головы — настораживание) может быть вызван и световым, и звуковым, и тактильным воздействием.

Принцип общего конечного пути вытекает из принципа конвергенции и близок по своей сути. Под ним понимают возможность осуществления одной и той же реакции, запускаемой конечным в иерархической нервной цепи эфферентным нейроном, на который конвергируют аксоны множества других нервных клеток. Примером классического конечного пути являются мотонейроны передних рогов спинного мозга или двигательных ядер черепных нервов, которые своими аксонами непосредственно иннервируют мышцы. Одна и та же двигательная реакция (например сгибание руки) может запускаться путем поступления к этим нейронам импульсов от пирамидных нейронов первичной двигательной коры, нейронов ряда моторных центров ствола мозга, интернейронов спинного мозга, аксонов чувствительных нейронов спинальных ганглиев в ответ на действие сигналов, воспринятых разными органами чувств (на световое, звуковое, гравитационное, болевое или механическое воздействие).

Принцип дивергенции реализуется в дивергентных цепях нейронов, в которых один из нейронов имеет ветвящийся аксон, и каждая из ветвей образует синапс с другой нервной клеткой. Эти цепи выполняют функции одновременной передачи сигналов от одного нейрона на многие другие нейроны. Благодаря дивергентным связям происходит широкое распространение (иррадиация) сигналов и быстрое вовлечение в ответную реакцию многих центров, расположенных на разных уровнях ЦНС.

Принцип обратной связи (обратной афферентации) заключается в возможности передачи по афферентным волокнам информации об осуществляемой реакции (например, о движении от проприорецепторов мышц) обратно в нервный центр, который ее запускал. Благодаря обратной связи формируется замкнутая нейронная цепь (контур), через которую можно контролировать ход исполнения реакции, регулировать силу, продолжительность и другие параметры реакции, если они не были реализованы.

Участие обратной связи можно рассмотреть на примере реализации сгибательного рефлекса, вызываемого механическим воздействием на рецепторы кожи (рис. 5). При рефлекторном сокращении мышцы-сгибателя изменяется активность проприорецепторов и частота посылки нервных импульсов по афферентным волокнам к а-мотонейронам спинного мозга, иннервирующим эту мышцу. В результате формируется замкнутый контур регулирования, в котором роль канала обратной связи выполняют афферентные волокна, передающие информацию о сокращении в нервные центры от рецепторов мышц, а роль канала прямой связи — эфферентные волокна мотонейронов, идущие к мышцам. Таким образом, нервный центр (его мотонейроны) получает информацию об изменении состояния мышцы, вызванном передачей импульсов по двигательным волокнам. Благодаря обратной связи образуется своеобразное регуляторное нервное кольцо. Поэтому некоторые авторы предпочитают вместо термина «рефлекторная дуга» применять термин «рефлекторное кольцо».

Наличие обратной связи имеет важное значение в механизмах регуляции кровообращения, дыхания, температуры тела, поведенческих и других реакций организма и рассматривается далее в соответствующих разделах.

Рис. 5. Схема обратной связи в нейронных цепях простейших рефлексов

Принцип реципрокных отношений реализуется при взаимодействии между нервными центрами-антагонистами. Например, между группой моторных нейронов, контролирующих сгибание руки, и группой моторных нейронов, контролирующих разгибание руки. Благодаря реципрокным отношениям возбуждение нейронов одного из антагонистических центров сопровождается торможением другого. В приведенном примере реципрокные отношения между центрами сгибания и разгибания проявятся тем, что во время сокращения мышц- сгибателей руки будет происходить эквивалентное расслабление разгибателей, и наоборот, что обеспечивает плавность сгибательных и разгибательных движений руки. Реципрокные отношения осуществляются за счет активации нейронами возбужденного центра тормозных вставочных нейронов, аксоны которых образуют тормозные синапсы на нейронах антагонистического центра.

Принцип доминанты также реализуется на основе особенностей взаимодействия между нервными центрами. Нейроны доминирующего, наиболее активного центра (очага возбуждения) обладают стойкой высокой активностью и подавляют возбуждение в других нервных центрах, подчиняя их своему влиянию. Более того, нейроны доминирующего центра притягивают к себе афферентные нервные импульсы, адресуемые к другим центрам, и усиливают свою активность за счет поступления этих импульсов. Доминантный центр может длительно находиться в состоянии возбуждения без признаков утомления.

Примером состояния, обусловленного наличием в центральной нервной системе доминантного очага возбуждения, может служить состояние после пережитого человеком важного для него события, когда все его мысли и действия так или иначе становятся связанными с этим событием.

Свойства доминанты

  • Повышенная возбудимость
  • Стойкость возбуждения
  • Инертность возбуждения
  • Способность к подавлению субдоминантных очагов
  • Способность к суммированию возбуждений

Рассмотренные принципы координации могут использоваться, в зависимости от координируемых ЦНС процессов порознь или вместе в различных сочетаниях.

Задачи урока:

  1. раскрыть значение нервной системы;
  2. систематизировать знания о строении нейрона;
  3. углубить понятие о рефлексе;
  4. установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

А. Значение нервной системы.
Человек существо биологическое. Имеет клеточное строение, тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

Эти функции в организме человека выполняет нервная система.

Итак, какие же функции выполняет нервная система? (1-й слайд ).

Б. Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы нс различают у животных. (2-й слайд ).

Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нерсной системы.

В. Нервная ткань.

– Какой тканью образована нервная система? (3-й слайд ).

– Какое строение имеет нервная ткань?

Нейроны различаются по форме, бывают – овальные, круглые, треугольные, звездчатые.

Отличительной особенностью нервных клеток является наличие у них отростков.

– Какое значение имеют отростки?

У нейронов два вида отростков, которые отличаются друг от друга. (4-й и 5-й слайды ).

Мы с вами сказали, что нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого они обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

Передача возбуждения от одной клетки к другой происходит в месте контакта клеток, которые называются – синапсами.

Нервная система осуществляет очень важные функции в нашем организме.

– А что лежит в основе деятельности нервной системы? (6-й слайд ).

– Что такое рефлекс? (7-й слайд ).

– При помощи чего осуществляется рефлекс?

– Рефлекторная дуга – это…

– Нервный импульс – это…

– Откуда берется нервный импульс?

Сгибательный рефлекс. (8-й слайд ).

По своему строению нервная система делится на 2 части. Какие? (9-й слайд ).

3. Обобщение изученного материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели значение, строение и функционирование нервной системы.

Мы познакомились с понятием рефлекса, узнали как он функционирует, но не сказали кто впервые ввел понятие рефлекса. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разгадать кроссворд. Если мы правильно это сделаем, то по диагонали прочитаем имя этого ученого.

В сетку кроссворда нужно вписать известные ключевые слова, с которыми мы познакомились при изучении темы «Нервная система».

  1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит ).
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс ).
  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон ).
  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс ).
  5. Название нервной клетки. (Нейрон ).
  6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост ).

Назовите мне имя французского философа и математика, жившего в XVII в. (Р.Декарт ).

Тест

  1. Что осуществляет в организме рецептор?
  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон ).
  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?
  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?
  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

4. Домашнее задание.

В приложении находится презентация к уроку.

Урок 12. Общий план строения нервной системы и ее функции. Строение нервной ткани и ее свойства

19.01.2015 5066 738

Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, не­рвной ткани, нейтронах; развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Оборудование: таблица «Строение нервной системы», «Строение нервной тка­ни».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Карточка № 1

- Работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянс­тво внутренней среды?

- Какое это имеет значение для деятельности организма?

Карточка № 2

- Объясните, почему нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гумо­ральная; каковы специфические особенности: а) нервной; б) гуморальной регуляции.

Карточка № 3

- Как регулируется деятельность организма человека с помощью нервной и эн­докринной систем органов?

Карточка № 4

- Объясните значение терминов: гомеостаз, гомеостатические реакции, регуля­ция, нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция.

2) Фронтальная работа по домашнему заданию. (Учащиеся на собственных при­мерах показывают действие процессов саморегуляции; идет обсуждение.)

III. Актуализация опорных знаний

На доске вывешивается таблица «Нервная система».

Учитель предлагает записать все ассоциации, которые возникают при упомина­нии этих слов.

Сначала учащиеся работают индивидуально (1-2 мин), потом обсуждают в паре, далее в четверке. Делают общий список ассоциаций и составляют с их использова­нием рассказ о нервной системе.

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка

- нейрон. Главное свойство нервной ткани - возбудимость, т. е. способность в ответ на раздражение формировать процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов работы нервной системы. Нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма; играет веду­щую роль в регуляции жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой.

Учащиеся дают определение нервной системе и заполняют в тетради первый блок в схеме «Строение и функции нервной системы»

Таблица. Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной сис­темы

Совокупность специальных структур, объ­единяющая и координирую­щая деятельность всех органов и систем организ­ма в постоянном взаимодействии с внешней сре­дой

1. Согласование работы всех орга­нов и систем организма.

2. Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза.

3. Ориентация организма во вне­шней среде и приспособитель­ные реакции на ее изменения.

4. Организация деятельности, при­

водящая к удовлетворению пот­ребностей.

5. Материальная основа психи­ческой деятельности

чувствительные

двигательные

вставочные

Центральная НС Головной мозг Спинной мозг Периферическая НС Нервы Ганглии Соматическая (произвольная) Автономная (непро­извольная) Парасимпатическая Симпатическая

принцип дейс­твия

IV. Изучение новой темы

1) Учитель указывает на то, что в теме «Нервная система» будут найдены ответы на следующие вопросы:

- Как достигается согласованность работы разных органов?

- Как строение нервной системы обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

- Как согласуется, например, работа мышц с деятельностью внутренних орга­нов?

- Какую роль играют органы чувств и нервная система в связи организма с вне­шней средой?

(Можно дать возможность учащимся самим сформулировать интересующие их вопросы.)

2) На следующем этапе урока формулируются Цели урока, решение которых поз­волит ответить на все поставленные вопросы. Исходя из этого, обозначаются назва­ния блоков схемы.

Значение нервной системы

Самостоятельная работа . Организуется поисковая беседа, в ходе которой выясня­ется значение нервной системы в жизни человека.

При наличии учебника организуется работа по § 43 (Уч. К..; Уч. Б.,§ 7; Уч. Д. § 46).

Задание. Прочитайте текст в учебнике, с. 220-221 (Уч. К.). Напротив каждого аб­заца сделайте пометку карандашом:

«V» - знакомая информация;

« t » - новая информация;

«-»- думал иначе;

«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю.

(После выполнения работы сотрите пометки)

Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система.

После обсуждения оформляется второй блок схемы.

Материал закрепляется работой по вопросам после § 43.

На следующем этапе урока идет знакомство с основными терминами темы.

Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение нервной ткани», рис. 8, .. 14 (Уч. Б.), рис. 16, с. 38 (Уч. К.), рис. 10, с. 23 (Уч.Д.). На столах у учащихся крат­кий словарь терминов по теме «Нервная система» (см. приложение).

Л Нервная ткань. В состав нервной ткани входят высокоспециализированные не­рвные клетки, названные нейронами, и клетки нейроглии (заполняют пространство между нейронами и окружающими их капиллярами, участвуют в метаболизме ней­ронов).

Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной сис-

I смы. Нейроном называют нервную клетку с отростками. В нем различают тело клетки, один длинный, мало ветвящийся отросток - аксон и много (от 1 до 1000) коротких, сильно ветвящихся отростков - дендритов. Длина аксона достигает метра м более, а длина дендрита может достигать 300 мкм. Нейроны очень разнообразны по форме и количеству отростков.

> Самыми длинными аксонами обладают клетки, получающие информацию in органов чувств и передающие ее в центральную нервную систему. Аксон такого нейрона может тянуться от тела клетки, расположенного вблизи спинного мозга, на расстояние около метра, например к пальцу на ноге. Отростки нейронов, целиком нежащих в центральной нервной системе, обычно короче.

Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета - миелиновой оболочкой. Их скопления в центральной нервной системе обра- |уют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.

Тело нервной клетки покрыто сложно устроенной мембраной и содержит органо­иды, свойственные любой другой клетке: в цитоплазме находится ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазма- гическая сеть и др.

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. С рибосомами в нервных клетках связывают высокий уровень обмена веществ - синтез белка.

Нейроны различают по строению и функции. По функциональным свойствам выделяют чувствительные (или центростремительные) нейроны, несущие возбуж­дение от рецепторов - нервных окончаний в центральную нервную систему, дви­си ельные (или центробежные), передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу, и вставочные, контактные или промежуточные нейроны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.

Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы на- п>|вают нервными узлами, или ганглиями.

л Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещес­тво нервной ткани.

В организме возбуждение проводится по нервам, в состав которых входит боль­шое количество различных по строению и функции нервных волокон. Каждый пу­чок нервных волокон окружен соединительнотканной оболочкой. Весь нерв покрыт общей оболочкой. По каждому нервному волокну нерва импульс распространяется изолированно не переходя на другие волокна. Различают чувствительные (центрос­тремительные), двигательные (центробежные) и смешанные нервы. Обычно нерв состоит из 10 3 -10 4 волокон, однако у человека в зрительном нерве их свыше 1 млн. Питают их кровеносные сосуды, находящиеся в нерве.

От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы, а от спинного мозга - спин­но-мозговые.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.