Слова с мягкой х в середине. Звук Х — проблемы произношения и коррекция. Автоматизация звука Х в предложениях

Угадайте животных…. * Полосатую тельняшку натянули на коняшку. Полосатый хвост и нос! Эй, откуда ты Матрос?

* Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком?

* Длинный хвост и с белым боком, А летает не высоко. Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая …

Верно, это зебра, корова и сорока.

В каждом загадке, где описывается животное, говорится и о хвосте, потому что у каждого животного свой неповторимый хвост.

А вы знаете, что хвост животному дан не только для красоты. Хвост — это и оружие, и средство передвижения, а кому и теплое одеяло.

Давайте попробуем разобраться, как животные используют свой хвост. Да и вообще, зачем появились у них хвосты и нужны ли им?…

Хвост – парашют

Хвост у белки служит парашютом. При прыжках она распушает свой хвост, который поддерживает её в воздухе.


Хвост – одеяло

Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в морозы. Свернутся в клубок, накроются хвостом, как шерстяным пледом, и спят. Так хвост используют белки, песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.

А ещё лисы, оставляя с помощью хвоста следы, отводят от себя погоню. Недаром говорят, лиса-плутовка, хвостом махнула и исчезла.

Хвост – защитник

Ящерица спасается от врагов, жертвуя своим хвостом. Хвост легко отламывается. Пройдёт несколько недель – и хвост отрастёт вновь.


Хвост-защитник и у бурундука, лесной мыши.

Хвост – рука

Хвост у обезьяны очень цепкий. Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды.

Морские коньки с помощью своих хвостиков хватаются за водоросли и могут продержаться на одном месте некоторое время.

Хвост – кладовая

Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста.

Хвост – мухобойка

Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке.

Хвост – помощник

Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое.


Хвост – опора, руль, тормоз

Дятел использует хвост, как руль и тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой. Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, он добывает себе пищу.

Кенгуру сидит на задних лапах, опираясь на хвост. Длинный хвост помогает ему сохранять равновесие и менять направление во время прыжков.

Хвост бобра – отличный руль при плавании.


Рыб вообще сложно представить без хвоста. Хвост рыб — это и руль, и баланс (равновесие). Подобными функциями обладает хвост и у птиц при полете.

Хвост – украшение

Самые красивые хвосты всё же у птиц. Роскошный хвост – это средство понравиться подруге и победить врага. Такой хвост у павлина, индюка, тетерева, глухаря.


Проверим, как вы знаете хвосты животных…

— А что это мы всё о хвостах, да о хвостах??? Верно, сегодня главный гость нашего интернет урока — звук [х] . Проговорите звук. Опишите его? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?…. Да, звук [х] бывает и твердым, как в слове хвост, так и мягким, как в слове… хитрец.

1. «Поймай звук»

  • Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
  • Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
  • Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

2 . Игра «Добавь звук» , который потерялся из слов

Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

3. Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х]

Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

4. Произнеси [х] в словах

Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой….. (ХЛЕБ).

Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой……. (УТКА)

Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит…….. (МУХА).

Какое слово лишнее? (утка)

5. Найди «лишнее»

  • Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
  • Художник, сухари, тарелка, холодильник.

Психогимнастика

— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

6. И г р а «Звук заблудился»

  • Не делай из мук и (мух и ) слона.
  • Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

7. И г р а «Полсловечка за вами»

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

8. И г р а «Слоговой аукцион»

Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , —чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

9. И г р а «Где звук?»

1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Буква Х с двумя чудесными х востикам.

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву X с правой стороны рисунка.


2 . Соедини с буквой X только те предметы, названия которых начинаются со звука [х] .


3. Дорисуй вторую половинку буквы X слева. Обведи в кружок все буквы X справа.


4. Найди спрятанные буквы Х . Обведи их.

5. Выдели знакомую букву.

6. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х . Соедини их ниточками с хомячком.

7. Добавь недостающий элемент буквы.

8. И г р а «Буква потерялась» Вставьте пропущенные буквы:– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

9 . И г р а «Рифма»

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

10. И г р а «Слово рассыпалось»

Соберите рассыпавшееся слово. Б е л х (хлеб ).

11. И г р а «Найдите слова»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

– – х – – х – –

– – – х – – х – –

– – – – х – – х – –

– – – – – х – – х – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

12. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

От хода – к шагу .

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

13. И г р а «Из одного слова – несколько»

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

14 . И г р а «Наборщик»

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

15. И г р а «Составим новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

16.

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Ветру вольному подружка.

Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву Х .


17. Читаем…

18. Пишем…

19.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.

Тема. Звук и буква Х.

Цель – создать акустико-артикуляционный образ звука Х и соотнести его с буквой.

Задачи:

    Закрепить зрительный образ изученных букв (а,о,у,м).

    Учить слышать слова со звуком Х в тексте.

    Познакомить со звуком Х и буквой Х.

    Развивать память, общую моторику и координацию движений.

    Воспитывать интерес учащихся к звуковой стороне речи, желание активно работать на занятии.

    Учить самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование.

    Цветные домики для звуков (красные – гласные, синие – согласные).

    Картинка-символ звука Х. Изображение хомяка Хомки.

    Фишки-смайлики.

    Коробочки с материалом для конструирования букв.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Знакомство со звуком Х.

Ребята, отгадайте загадку:

Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так... (показ)
Это делает … (хомяк).

- Знакомьтесь, ребята, это хомяк. Зовут его Хомка. Хомка хороший хомячок, но иногда он любит похвастаться. Он утверждает, что он всё знает. Проверим?

Хомка, а ты знаешь, на какой звук начинается слово хомяк?

Конечно, со звука А.

Ребята, вы согласны с Хомкой? С какого звука начинается слово хомяк?

Сегодня на занятии мы познакомим Хомку со звуком Х и буквой Х.

Учитель-логопед:

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х.

Повторите, как Вова дул на руки.

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами.

Произнеси XXX и попробуй это почувствовать.

Что мешает воздуху выходить изо рта? (Дети отвечают)

Гласный или согласный звук Х?

Правильно. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук. Запомните!

Ребята, что вы узнали о звуке Х?

2. Упражнение «Кто внимательный?» За правильные ответы вы получите фишки-смайлики.

Запомните слова со звуком [х, х"], которые встретятся вам в сказке.

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы

послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух, ты! - восхитились хомяки.

Что, что потом?! – хором спросили хомяки.

Я... потом...

Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.

Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)

3. Физкультминутка. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Хомка-хомка, хомячок, Подметает хомка хатку

Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.

Хомка раненько встает, Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, Хомка хочет сильным стать.

Шейку трет.

Какой первый звук в слове хатка? А знаете ли вы, что такое хатка? Словознайкин познакомит вас с этим словом.

4. Соотнесение звука с буквой.

- Давайте познакомим Хомку с буквой Х.

а) чтение стихотворения и показ картинки

Х всё ходит, ходит, ходит –

Места что ли не находит? (А.Шибаев)

б) Рассматривание буквы. Из каких элементов она состоит, и как они расположены?

в) Конструирование буквы из палочек.

г) Письмо в тетради.

д) Показ буквы при помощи рук, пальцев.

е) На что похожа буква Х?

5. Упражнение «Живые буквы».

Узнайте, о какой букве идёт речь, и покажите её.

Взялись за руки друзья и сказали: Посмотри на колесо

«Ты да я!». А между тем получилась буква…. И увидишь букву …

Буква ходит, ходит, ходит – Стоит в начале алфавита,

Места что ли не находит. Тем она и знаменита.

И узнать её легко –

Буква есть с любом лесу. Ноги ставит широко.

На сук похожа буква ….

6. Игра «Доскажи словечко»

Загадка эта нелегка: Хлоп - и конфета стреляет,

Пишусь всегда через два К: Как пушка!

И мяч, и шайбу клюшкой бей, Каждому ясно: это...

А называюсь я - ... (хоккей). (Хлопушка).

Отгадать легко и быстро: В нашей кухне целый год

Мягкий, пышный и душистый, Дед Мороз в шкафу живёт

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) (Холодильник)

7. Подведение итогов занятия.

С каким звуком мы познакомились?

Что вы узнали о нём?

Кто помог нам?

Покажите букву Х.

Ребята, подсчитайте фишки, которые вы получили за правильные ответы в течение всего занятия.

Логопед предлагает детям сделать отметки на линейках достижений.

Цель: познакомить детей с буквой X.

Задачи:

Учить ставить ударение в словах

Развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу

Закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Знакомство со звуками [х], [х"] Послушайте стихотворение.

Завидовал хорек соседу хомяку:

«Имеет он в каждой щеке по мешку!

И мне бы хотелось с такими щеками

Зерно приносить в кладовую мешками».

(По Т. Крюковой)

О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х"].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?

2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним

слова, противоположные по смыслу.

длинный - ... маленький - ... кислый - ...

белый - ... хороший - ... сухой - ...

Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой .

3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.

4. Работа с Городом букв, буквой X.

X - это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной

азбуки и наклейте букву X в свой домик

5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.

6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети

Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.

ха-ха-ха хе-хе-хе

хо-хо-хо хи-хи-хи

В каких слогах согласный звук звучит твердо?

(Ха, хо.) В каких - мягко? (Хе, х и.)

7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.

мех муха сухо

мох ухо уха

Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук - подчеркните её красным

карандашом, если твёрдый согласный - синим, если мягкий согласный - зелёным.

Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).

Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).

8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!

Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения - наклонной черточкой над буквой.

Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.

II . Физкультминутка

На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
- Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. движения по тексту
А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко!

I I I. Закрепление изученного материала

1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.

V I. Подведение итогов занятия

Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.

Слоги в словах могут быть ударными и безударными.

В этой статье:

Звук Х - согласный, задненебный, ротовой, глухой, щелевой.

Отсутствие или искажение звука (хитизм) встречается у детей довольно редко. Чаще при нарушениях произношения он заменяется на К, С, Т.

Легко вызывается подражанием при использовании упражнений («Подуем теплым воздухом», «Погреем руки»).

Закрепление в речи звука Х следует начинать только после освоения ребенком изолированного звука и верного его произношения в слогах.

Артикуляция звука Х

Сходна со звуком К. При изолированном произношении губы нейтральны: свободны, расслаблены, находятся в позиции следующего звука.

Конец языка соприкасается с нижними зубами. Язык сильно напряжен, передняя и средняя часть его спинки опущены, задняя примыкает к твердому нёбу, оставляя посередине узкую щель.

Сквозь нее проходит выдыхаемый воздух в виде струи, который и производит шум. Голосовые связки находятся в разомкнутом состоянии, мягкое небо поднимается вверх.

Автоматизация звука Х в начале слов

Слова проговаривают не торопясь, внятно произнося их и выделяя интонационно необходимый для закрепления звук. Для лучшего результата повторяют каждое слово по 2-3 раза.

Ха-ха, халат, халва, халиф, хамелеон, хата, хариус.

Хобот, ходики, холм, холст, холод, ходит.

Худой, художник, хула, хулиган, хурма, хутор.

В сочетании с согласными

Хвала, хвастун, хвоя, хлеб, хлопок, хлопушка, хлопья, хром, храп, хна, хрусталь.

Автоматизация звука Х в середине слов

Повторять по несколько раз, интонацией выделяя нужный звук. При возникновении затруднений нужно разбить сложное слово на слоги.

В сочетании с гласными

Охота, уха, ухо, пешеход, муха, поход, сахар, буханка, черепаха, пароход, находка, ухабы, сохатый, охотник, знахарь.

В сочетании с согласными

Лохматый, вахта, чихнуть, шахматы, пихта, бархат, расход.

Детям необходимо объяснить значения всех непонятных для них слов.

Автоматизация звука Х в конце слов

Произносить по паре слов за раз, медленно, растягивая голосом нужный звук.

Пух, мех, мох, мах, вдох, смех, отдых, воздух, лопух, скоморох, падишах, чертополох.

Предложить ребенку закончить слово:

Лопу…(х), запа…(х), горо…(х), пасту…(х), сме…(х), мо…(х), ме…(х).

Упражнение «Много (чего?)»

Мухи - мух, яхты - яхт, шахты - шахт, пихты - пихт, петух - петухов.

Автоматизация звука Х в словосочетаниях

Каждая пара слов произносится медленно, повторяется несколько раз, при необходимости дробится на слоги.

Хитрый хамелеон, мохнатый мех, пахучие духи, хороший уход, хрустящий хлеб, хрупкий хрусталь.

Автоматизация звука Х в предложениях

Для закрепления правильного произношения предложите ребенку повторять фразы вслед за вами. Постепенно увеличивайте скорость от разбивки на слоги до темпа разговорной речи.

Харитон ходил на охоту.

Лохматый хомяк хвастал хвостом.

Уха из хариуса.

Хорек ухватил петуха за хвост.

Отработка звука в рассказах

Можно предложить ребенку небольшой рассказ. Например, можно приготовить разные картинки с изображениями животных и предметов, в названиях которых встречается звук Х.

Вместе с ребенком, раскладывая картинки, можно придумывать рассказ по этим карточкам.

Акцент при произнесении каждой карточки делать на Х. Также можно озвучивать высказывания героев своего рассказа.

Приведем пример.

Собраны картинки с изображениями: хомяка, хитрой лисы, хромого зайца, хлеба, хаты в лесу, храброй мыши.

Показываем карточку и начинаем рассказ:

Как-то раз Храбрая мышь повстречала Хомяка — соседа. УХ и весело было им вдвоем, просто уХаХатывались, рассказывая друг другу истории — ХА-ХА-ХА, да ХО-ХО-ХО. Мышка то и дело подХиХикивала — Хи-Хи-Хи.

Вдруг на полянку выскочил Хромой заяц. Храбрая мышь не испугалась, но за Хомяка спряталась. Заяц был чем-то взволнован и пристанывал — оХ-оХ-оХ.

Храбрая мышь уХитрилась приблизиться к Хромому зайцу и ХХХвать его за Хвостик. Заяц и вовсе расстроился и говорит: аХ, ты Храбрая мышка. Зачем сХватила меня за мой Хвостик! АХ, аХ, аХ.

Храбрая мышка отвечает: потому что я Хоть и маленькая, но очень ХХХрабрая!

Заяц говорит: да не слишком ты ХХХвастайся. не ХХХвались пока. Вон там Хворост Хрустит. Посмотрим, будешь ли ты теперь Храбрая.

Из-за Хвойных деревьев появилась Хитрая лиса. УХ-уХ-уХ, умаялась я. ХХХоть бы кто помог мне, Хворост тащу в свою Хатку. Хочу печку истопить, Хлебушек постряпать.

Храбрая мышь вызвалась помочь, Хвалится — я Хлебушек люблю, я тебе помогу, Хворост твой до Хатки донесу.

А лиса была ХХХитрая, преХХХитрая. СХватила Храбрую мышку, да и Ходу дала в Хвойный лесок, в свой Хуторок.

Вот и рассказику конец.

Автоматизация Х в скороговорках и чистоговорках

Хороший и чистоговорки. Они легко запоминаются и обеспечивают тренировку верного произношения.

Хорошая халва - хозяйке хвала.

Хохотушка буква ХА хохотала: «Ха-ха-ха».

Прохор да Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Закрепить звук в речи в игровой форме помогут стихи:

Иха-иха-иха-иха - громко топала слониха,

Иха-иха-иха-иха - быстро прыгала зайчиха,

Иха-иха-иха-иха - быстро бегала лосиха,

Аха-аха-аха-аха - не спешила черепаха.

* * *
Ха-ха-ха - варится уха.

Хи-хи-хи - поедим ухи.

Ху-ху-ху - съели мы уху.

Хи-хи-хи - больше нет ухи.

Ходил хорек на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Постановка и закрепление в речи звука Х достигается достаточно быстро. В самых сложных случаях произношение исправляют механически (например, из С’ при помощи шпателя). , стихи и загадки ускорят процесс процесс автоматизации и сделают его более увлекательным.