Новый декрет о тунеядстве: кто попадет в списки, известно, а за что они будут платить – нет. Кто в белоруссии обязан платить налог на безделье Закон о тунеядстве в беларуси последние

Чиновники рассказали о том, как изменится подход к трудоустройству граждан с 2019 года

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Изменить размер текста: A A

До 1 апреля правительство должно было предтавить обновленный Декрет №1, он же в народе – декрет о тунеядстве. Напомним, что примерно год назад Александр Лукашенко приостановил действие Декрета №3 и поручил его доработать. Но чиновники настаивают: это не обновленный декрет, а совершенно новый документ. И именно он, как уверяют чиновники, поможет найти работу всем, кто этого хочет.

Это те, кто работает по трудовому договору (контракту), гржданско-правовому договору, ИП, адвокаты, нотариусы, ремесленники, а также занимающиеся агротуризмом. Те, кто не регистрируется ИП, но платит единый налог. Также не считаются тунеядцами военнослужащие, сотрудники военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанные во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу. Также тунеядцами не будут читать творческих работников, статус которых подтвержден творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника. Не посчитают тунеядцами священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений. Сюда же входят члены национальных и сборных команд по видам спорта, безработные, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Освободили от статуса «тунеядец» тех, кто воспитывает ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет или троих и более несовершеннолетних детей.

Также занятыми в экономике посчитают тех, кто занимается производством продукции растениеводства (кроме цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (кроме Бреста , Витебска , Гомеля , Гродно , Минска , Могилева ) на земельном участке, который был предоставлен для подсобного хозяйства, ведения фермерского (крестьянского) хозяйства и т.д.

Занятыми в экономике будут считать спортсменов-учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), которые включены в клубы по виду (видам) спорта в виде отдельных структурных подразделений.

Кто может не попасть в список тунеядев?

Те, кто не может работать по объективным причинам. Это, например, граждане, с которыми прекратили трудовые отношения – в течение квартала, который следует за кварталом, когда было увольнение. Но если вы потеряли работу из-за сокращения численности штата, по состоянию здоровья, то срок увеличивается на 6 месяцев с даты увольнения.

Военнослужащие, сотрудники (работники) военизированной организации, со специальными званиями резервистов во время занятий и учебных сборов, а также во время прохождения альтернативной службы – исключаются из списков на 6 месяцев, начиная с месяца после прекращения выше перечисленных отношений.

Если вы учились на дневном отделении в вузе, то после выпуска до конца календарного года вас не включают в списки тунеядцев. Аналогично и с учащимися духовных учебных заведений.

Если вы сдаете жилье, машино-место внаем, и уплачиваете налог, то тоже не считаетесь тунеядцем.

Не будут попадать в списки пенсионеры, в том числе получающие пенсию из других государств, а также получающие пособия по временной нетрудоспособости.

Не посчитают тунеядцами граждан, которые приехали в нашу страну для постоянного проживания, иностранцы или лица без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси . Но только на полгода – за это время им надо будет найти работу.

Кому надо будет доказать свой статус?

Не все автоматически будут выпадать из списков. Некоторых все-таки внесут. И чтобы доказать, что ты не тунеядец, надо будет прийти в комиссию и подтвердить свой статус. Кому приходить?

Во-первых, тем, кто уволился – сделать это надо в течение квартала. Причем касается это и тех, кто остался без работы из-за сокращения штата. Также прийти в комиссию и доказать свой статус «не тунеядца» надо будет женам и мужьям военных, молодых специалистов, работающих за границей. Если вы находитесь под меднаблюдением в период беременности и родов, то вам тоже это надо будет доказать комиссии.

Как все-таки платить за коммуналку?

Новый декрет о тунеядстве заработает уже с 2019 года. Но к нему все еще есть вопросы . Например, в новом постановлении прописано, что незанятые в экономике граждане будут оплачивать стопроцентные услуги. Но какие именно? Чиновники говорили, что скорее всего это будут коммунальные услуги. Тогда вопрос: если в семье живет один тунеядец и один работающий человек, как им будут считать коммуналку, по каким тарифам?

Проект нормативно-правового акта, определяющего перечень услуг (которые будут платить по 100% тарифам тунеядцы. – Ред.), находится на завершающей стадии согласования. И я думаю, мы этот вопрос обсудим после того, как будет принят нормативный акт, - сказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович .

Как быть тем, кто работает за границей?

Они свой статус должны подтвердить при обращении в комиссию. Если они подтверждают, что они легально работают за границей, то комиссия их будет исключать из базы данных, и они не попадут в список незанятых в экономике, - сказал чиновник.

- А если человек учится за границей или путешествует? – задала вопрос чиновнику «Комсомолка».

Положением определен статус только подтверждения работающих за границей. В отношении учащихся за границей положение норм не прописывает.

Не совсем правильно. Если человек будет учащимся за границей, соответственно там будет проживать, он может в соответствии с документами, подтверждающими статус, обратиться в комиссию и комиссия в индивидуальном порядке будет это рассматривать.

- А если я 7 месяцев путешествовала?

Речь не идет о временном периоде. Базы будут формироваться за первое и второе полугодие с корректировкой в квартал. Соответственно, по результатам квартала, если вы будете подпадать под категорию, относящихся к занятым, хотя бы один день, то, соответственно, в базу данных вы не попадете.

Сколько заработает бюджет на тунеядцах?

Цель реализации декрета – не пополнение дохода бюджета. Цель реализации декрета заложена в его названии – оказание содействия занятости населению. Те потенциальные граждане, которые попадут в базу данных, имеют полное право, и до них комиссия дойдет, и местные органы власти окажут содействие в трудоустройстве. Воспользоваться этой возможностью, этой помощью государства для человека – это его личная позиция, личное право. Но государство делает шаг навстречу для оказания содействия в трудоустройстве.

В Беларуси есть два союза писателей, есть два союза журналистов. Кого именно будут считать творческим работником? Обязательно ли быть членом государственного союза?

В положении сказано, что это граждане, осуществляющие творческую деятельность в качестве творческого работника, статус которого подтвержден творческим союзом. При этом к гражданам у нас относятся трудоспособные граждане республики, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь или вид на жительство в Республике Беларусь. Если они подтвердят статус творческого работника, вопросов нет, он будет исключаться из базы.

Как узнать: тунеядец я или нет?

Раньше были письма счастья, которые рассылали тунеядцам. Как теперь узнать, попадете вы в список или нет, грозит ли вам стопроцентная коммуналка?

Комиссии и местные власти сами будут принимать решения, положение комиссии не регламентирует порядок информирования и уведомления граждан в том, что они будут потенциально попадать в базу данных незанятых в экономике. Это мы отдаем на право комиссии исходя из тех возможностей, которые у них есть. Но я хочу сказать, что все граждане, которые попадут в базу данных, они будут проинформированы о том, что они там есть.

Почему с новым декретом не будет ошибок?

Когда действовал Декрет №3, много «писем счастья» рассылали тем, кто на самом деле не являлся тунеядцем.

- Не боитесь, что с этим декретом тоже возникнут ошибки? – спросила «Комсомолка»

При формировании декрета, нормативно-правовых актов в его развитие, те подходы, которые мы заложили, максимально будут использовать те данные информационных ресурсов, которые есть, и на выходе данные базы данных, которые будут у нас, соответственно для отработки комиссиями, исполкомами, инициативно должны дойти до каждого человека. То есть не получится такого, что кого-то проинформируют, но не окажут содействие или каких-то мер в вовлечение его в занятость. То есть инициатива будет от местных органов власти. А дальше право каждого гражданина воспользоваться помощью и изменить свой статус или же остаться в том статусе, в котором он есть.

9 марта президент Беларуси Александр Лукашенко перенес срок уплаты «налога на тунеядство» на год.

Он обещал, что декрет о налоге, которым облагаются те, кто официально работал менее 6 месяцев в году, будет скорректирован, но не отменен, сообщает “Белта ”.

«В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет. Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», — заявил белорусский лидер.

Он поручил к 1 апреля определить списки тех, кто должен вносить платежи на основании декрета о “тунеядстве”.

«В 2016 году определенное количество (это тысячи людей), не оспаривая, внесли платежи. Сегодня я снимаю требование, чтобы все, кого мы вычленим за первый квартал, платили эти деньги. Не будем за 2016 год взимать эти деньги с тех, кто должен платить. А те, кто заплатил, те в 2017-м не будут платить. Если они будут работать в 2017 году, мы должны по их требованию вернуть эти деньги», — пояснил Лукашенко.

Таким образом Лукашенко отреагировал на многочисленные акции протеста против налога, который затронул около 8% всех трудоспособных граждан страны.

Белорусский экономист Владимир Ковалкин считает, что введение налога было большой ошибкой, которая еще и психологически плохо воспринималась людьми, пишет “Медуза ”.

“То, что декрет - это одна большая сплошная ошибка, было понятно всем уже на этапе его придумывания. Уже тогда независимые экономисты и эксперты проводили его анализ и называли документ нарушающим сразу несколько статей Конституции, в которой, например, сказано, что человек имеет право на труд, но нет ни слова о том, что он обязан трудиться… Что касается экономической части этого декрета: пытаться обложить налогом безработных людей - это по крайней мере странно, хотя бы потому, что у них просто нет дохода, с которого они могли бы уплачивать этот налог”, — сказал Ковалкин.

Власти хотели ударить по черному и серому рынкам, по тем людям, которые вроде бы занимаются предпринимательской деятельностью, но никак не оформляются и не платят налоги, а ударили по незащищенным слоям населения, к примеру, матерям, сидящим дома с детьми.

“Кроме того, сама формулировка, прописанная в декрете, людей сильно оскорбляет. Одно дело, когда ты уклоняешься от налогов - это еще куда ни шло, а тут, оказывается, жил ты, работал, платил налоги, а потом вдруг остался без работы - и внезапно стал тунеядцем. И всем плевать, что ты 10-15 лет трудился и честно платил высокие налоги. Тебя обложат дополнительным штрафом, да еще и назовут нехорошим словом”, — подытожил экономист.

В 2015 году президент Беларуси Александр . В соответствии с декретом, неработающие в течение полугода граждане Беларуси должны раз в год платить налог, размер которого составляет 20 базовых величин (одна базовая величина - чуть больше $10).

Этот закон привел к .

Читайте также на ForumDaily:

Мы просим вас о поддержке: сделайте свой вклад в развитие проекта ForumDaily

Спасибо, что остаетесь с нами и доверяете! За последние четыре года мы получили массу благодарных отзывов от читателей, которым наши материалы помогли устроить жизнь после переезда в США, получить работу или образование, найти жилье или устроить ребенка в садик.

Безопасность взносов гарантируется использованием надежно защищенной системы Stripe.

Всегда ваш, ForumDaily!

Processing . . .

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных» .

А 27 января 2018 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».

Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.

Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.

Как все начиналось?

Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

В ответ звучали серьезные возражения:

  • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
  • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
  • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий - это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
  • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму . Т.е. покупка коробки спичек - тоже пополнение бюджета.

Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

В чем суть налога на тунеядство?

Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 .

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль .

«Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.

Кто не стал тунеядцем?

В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане ;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение - штамп о выезде в паспорте);

Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
  • работающие по или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, налога при или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) , пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

Что изменилось в налоге для тунеядцев, что осталось?

Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

  • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
  • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
  • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Акции протеста «тунеядцев» прокатились по многим белорусским городам. Они прошли в Бресте, Бобруйске и Барановичах. В Витебске и вовсе был организован крупнейший «народный сход» в истории города. Выражали своё недовольство и минчане: акция в столице стала самой массовой со времён драматических событий 2010 года, когда граждане выступали против итогов президентских выборов.

Теперь белорусские «тунеядцы» готовятся к «горячему марту» — график мероприятий по всей стране расписан по дням; кульминацией должен стать День Воли 25 марта.

«С нами, простыми гражданами, уже никто не считается. Вот сбор за «тунеядство» — люди теряют рабочее место, а на них вводят налог. Это как так получается, а? Люди должны платить за то, что у них нет работы?» — возмущаются участники массовых акций. Впрочем, возможно, митинги уже и не понадобятся: всё указывает на то, что власти готовы приостановить действие злосчастного Декрета №3.

Белорусское «тунеядство» в цифрах

С того момента, как в конце минувшего года налоговые инспекции начали буквально пачками рассылать «письма счастья», требование государства заплатить «налог на тунеядство» стало, пожалуй, основной темой разговоров у белорусов. А ведь в самом начале — ещё в апреле 2015-го, когда Александр Лукашенко подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», — многие оценивали «декрет о тунеядцах» с иронией. Пока не стали получать извещения на уплату налога.

С ноября по январь белорусское налоговое ведомство разослало адресатам более 470 тыс. извещений о необходимости уплаты «сбора на финансирование государственных расходов». То есть такое «письмо счастья» получил примерно каждый 22-й белорус. Но если учитывать в общей статистике только трудоспособных граждан, работающих официально, исключив маленьких детей, школьников, студентов и пенсионеров, то получится, что «письмо счастья» пришло каждому десятому трудоспособному гражданину. Если же принять во внимание отсутствующих — тех, кто поехал на заработки в Россию, Польшу и другие соседние государства, то вообще каждому восьмому. Таким образом, «налог на тунеядцев» моментально стал социальным явлением.

Согласно Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества», если гражданин Белоруссии не работает 183 дня в году и не регистрируется как безработный, то он должен выплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185). 20 февраля 2017-го истёк срок уплаты сбора.

При этом очень многие белорусы, даже оставшись без работы, не регистрируются в качестве безработных. Дело в том, что пособие по безработице в стране составляет примерно $20, получать его можно только полгода и при этом нужно выходить на общественные работы. К тому же и делать нечего, особенно в провинции, где много полумёртвых предприятий. Их руководители и не увольняют никого (запрещено, чтобы не портить статистику), и зарплату практически не платят. Люди оказываются в ловушке.

Для властей стало полной неожиданностью, что обычно послушные белорусы попросту отказались платить налог. Несмотря на возможные наказания, в том числе тюремное заключение, деньги внесли лишь 10% получивших извещения. Остальные начали кампанию гражданского неповиновения.

Власти недоглядели и в другом: в 2017 году граждане, получается, обязаны уплатить сбор сразу за два предшествующих налоговых периода — за 2015 год (до 20 февраля, сумма — 360 рублей) и за 2016 год (до 15 ноября, сумма — 420 рублей). В общей сложности это $400. Но среднемесячная зарплата в Белоруссии не дотягивает до этого показателя. А в провинции к тому же зарплаты намного ниже, чем в столице, тогда как устроиться на работу — в разы труднее. Именно это и объясняет тот резонанс в обществе, который вызвали уведомления от налоговой инспекции. Полученные извещения при полном отсутствии денег у людей стали причиной ряда самоубийств. СМИ сообщали о нескольких случаях, пока доподлинно установлены обстоятельства по двум: в Осиповичах и Рогачёве .

В ответ на «письма счастья» кто-то из белорусов отравляет существование сотрудникам налоговых органов и чиновникам исполкомов, заваливая их жалобами и устраивая скандалы.

  • Участники несанкционированной акции белорусской оппозиции «Марш рассерженных белорусов» против Декрета №3. Минск
  • РИА Новости

Но наиболее многочисленную группу составляют граждане, у которых просто нет денег, и эти люди вышли на акции протеста. Даже недавнее повышение пенсионного возраста не спровоцировало такого конфликта.

Нет работы? Плати

«Проблема так называемых тунеядцев имеет несколько аспектов. Первый — моральный. Тысячи людей, которые не могут работать ввиду сложных жизненных ситуаций, десятки тысяч тех, кто не работает по причине из рук вон плохого руководства (каждый год страна теряет 70 тысяч рабочих мест), — отмечает на сайте Europe Insight зампредседателя Объединённой гражданской партии экономист Лев Марголин. — Второй аспект — юридический. Конституция предусматривает право на труд, а не обязанность. Причём для многих слова «социальное государство» давно потеряли всякий смысл. Они учат детей за свои деньги, за деньги же сдают медицинские анализы и делают различные процедуры. По сути, единственные, кого они не «финансируют», — это чиновники и силовики, которые их же при случае бьют. Ну и третий аспект — экономический. Вряд ли деньги, которые удастся собрать с «тунеядцев» (по самым оптимистичным расчётам это $30—35 млн), перекроют затраты, связанные с получением этих средств. Это оплата труда работников налоговых и других государственных служб: милиции, суда, службы исполнения наказаний; тонны бумаги и чернил и т.д. и т.п. Классический случай, когда овчинка не стоит выделки. И это не считая издержек от потери репутации».

В декабре 2016-го Лукашенко официально признал неправильную реализацию налоговой меры, а в январе подписал Декрет №1, которым внёс изменения в свой изначальный «декрет о тунеядцах». Однако вместо того чтобы ликвидировать перегибы, новый документ дал обратный эффект: платить налог, в частности, обязали матерей, которые воспитывают малолетних детей. После этого люди и вышли на улицы.

Впрочем, вряд ли белорусские власти всерьёз испугались протестов. В своё время Лукашенко пережил и гораздо более масштабные выступления.

Однако практика показала, что «налог на тунеядство» оказался не прибыльным, а, наоборот, убыточным для казны. Даже если просто сложить все канцелярские расходы, затраты на создание специальных баз данных, рабочее время многочисленных чиновников и полностью парализованные на сегодняшний день налоговые инспекции, то окажется, что на реализацию «декрета о тунеядцах» ушло значительно больше средств, чем было получено по её итогам. Опрошенные RT эксперты соглашаются: властям не стоило вообще ничего затевать.

Разрабатывая Декрет №3, государство рассчитывало получить дополнительные средства в бюджет, предполагая, что люди, не занятые в «официальной» экономике и официально не зарегистрированные как безработные, работают в «тени» и не платят налоги. Но на практике оказалось, что граждане просто сидят без дела либо трудятся на предприятиях с занятостью 1-2 дня в неделю — таких в Белоруссии очень много.

В итоге случай каждого неплательщика приходится рассматривать индивидуально, а их полмиллиона. Теперь уже и органы здравоохранения должны собирать информацию, не переносил ли заподозренный в «тунеядстве» гражданин серьёзных заболеваний, которые могли помешать ему работать.

Получилась своего рода цепная реакция — массовые разбирательства с «тунеядцами» парализуют работу всё новых государственных структур. И это происходит на фоне невероятного роста социальной напряжённости.

Как вернуть всё назад

«Я уверен, что на самом верху уже отлично поняли, насколько промахнулись с преследованием «тунеядцев». И теперь главная забота властей — выйти из этой ситуации, сохранив лицо, — сказал RT белорусский экономист Леонид Злотников. — Мне, правда, непонятно другое. Неужели при подготовке этого декрета никто в Администрации президента не предвидел, что он обернётся большими затратами, чем объём полученных денег? Получается, там, на самом верху, решили, что белорусы просто и безропотно заплатят очередной сбор, причём такой крупный по белорусским меркам? В таком случае у руководства страны большие проблемы не с экономикой, а с социологией».

Переложить вину на чиновников по принципу «царь хороший — бояре плохие» не получится, считает Злотников.

«Думаю, вопрос «замирения» общества возложат на налоговые инспекции и на исполкомы, которые будут невероятно лояльны к гражданам, — говорит Леонид Злотников. — То есть будут принимать от людей абсолютно любые объяснения, почему они не работали, почему у них нет денег, какая жизненная ситуация и так далее. Просто чтобы сбить нынешнюю волну негодования. А ближе к осени действие декрета заморозят под благовидным предлогом. То есть его не отменят, а прекратят применять и сделают вид, что ничего особенного и не было».

Вадим Долинин

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».