Конспект логопедического занятия "скоро,скоро новый год". Новый год! Новогодний праздник лексическая тема игры

Конспект логопедического занятия " Скоро, скоро Новый год"

Коррекционно-образовательные цели

Активизация и расширение словаря по теме "Новый год" , закрепление умения называть слова-признаки.

Коррекционно-развивающие цели

Развивать артикуляционную моторику, общую, мелкую моторику. Развивать слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные цели

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Организационный момент

Логопед: отгадай загадки, и ты узнаешь, о чём мы будем сегодня говорить.

Вот идёт какой-то дед, В шубу тёплую одет. На плече его – мешок, В бороде его – снежок. (Дед Мороз)

Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная! На новый год я главная! (Новогодняя ёлка)

Она в серебро С жемчугами одета, Волшебная внучка Волшебного деда. (Снегурочка)

Какая игрушка Стреляет, как пушка? (Хлопушка)

Расписные цепи эти - Из бумаги клеят дети. (Гирлянды)

Логопед: Догадалась, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? А, что принято делать перед Новым годом? (украшать ёлку).

Утром в пришло письмо как думаешь от когого (от Дедушки Мороза). "Здравствуйте, дорогой друг! Уже скоро наступит весёлый и радостный праздник - Новый год. И мы со Снегурочкой приедем к вам на праздничный карнавал. Но чтобы праздник состоялся ты нам должны помочь, украсить Новогоднюю ёлочку. Моя внучка Снегурочка приготовила новогодние задания. За каждое правильно выполненное задание ты получишь 1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку. Удачи." Дед Мороз

Основная часть занятия Логопед:
1.Вот первое задание. Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог ответить.

Сказка о язычке Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу снег с двери, с крыши убирает. (упражнение "Маляр", "Вкусное варенье") Захотел язычок из снега слепить снеговика. (упражнение "Часики") Слепил и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») и лёг отдыхать. (упражнение "Накажи непослушный язычок").

Упражнение сдуй снежинку.
Логопед: Вот и первая игрушка для ёлочки

2"Назови погоду". Какая погода бывает зимой если: - идет снег (снежная)
- на улице холодно (холодная)
- мороз (морозная)
- метель (метельная)
- светит солнце (солнечная) -дует ветер(ветряная)
- Логопед:

Молодец, вот и вторая ёлочная игрушка.
Повесь игрушку на ёлку.

3.Игра "Какой? Какая? Какие?"

Снеговик (Какой?)
Игрушки (Какие?)
Дед Мороз (Какой?)
Снежинка (Какая?)
Ёлочка (Какая?)
Гирлянда (Какая?)
Подарок (Какой?)

вот и третья ёлочная игрушка.

4.Игра "Назови наоборот"

Добрый – злой
Старый - молодой
Сладкий – кислый
Слабый – сильный
Храбрый – трусливый
Весёлый – грустный
Физминутка зимний лес

5. Д/и чего не хватает

Молодец получай игрушку

Вот тебе ещё одна игрушка.

5.Развитие мелкой моторики "елочка из счетных палочек"

6.Дорисуй снежинку

Логопед: Закройте глаза, а я уберу некоторые игрушки. (дети закрывают глаза, логопед убирает любую игрушку.

Игра повторяется несколько раз. В последний раз под ёлку ставятся угощения от Деда Мороза.) Логопед: Откройте глаза. Чего не стало? Что изменилось?

Руфия Бородина
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Новый год »

Коррекционно-образовательные задачи : Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний праздник”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа)

Коррекционно-развивающие задачи : Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи : создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование : цветные карандаши, тетради, картинки с изображением новогоднего праздника.

1. Организационный момент

– Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя елка)

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это? (Дед Мороз)

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок. (Новый год )

2. Упражнение «Украсим елку»

– Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии ?

– А что принято делать перед Новым годом ?

– Мы с вами сегодня будем украшать елочку.

– Давайте рассмотрим картинки, назовем их и украсим нашу елочку.

3. Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.

– Елочка получилась у нас очень нарядная. Мне из леса пришло письмо. Но с ошибками. Вы сможете понять, что там пишут?

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

4. Пальчиковая гимнастика «На елке»

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

Мы плясали и резвились. Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз «Шагают» средним и указательным

Нам подарки принес. пальцами по столу.

Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы : Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках по одному

Орешки рядом с ними, пальчику, начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

5. Работа в тетрадях

– Откройте тетради и скажите, что нарисовал художник?

– Послушайте загадку об одном из этих предметов.

Что это будет? Хлопушки. Конфеты.

Сосульки. Шары золотистого цвета.

Песни и пляски. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему (елка) .

– Возьмите зеленый карандаш и обведите елочку по контуру, а потом нарисуйте на ней украшения.

6. Упражнение «Чего не стало?»

– Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало.

7. Упражнение «Какое слово короче?»

– Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я сейчас буду называть слова, а вы скажете какое слово короче.

Снег - снежок, снежок - снежинка, маска - маскарад, елка -гирлянда, Снегурочка - снег, хоровод - волшебство.

8. Игра «Какой? Какая? Какие?»

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…

Гирлянда (какая) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…

Мишура (какая) – блестящая, новогодняя, серебристая…

Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая) – красивая, добрая, веселая…

9. Психоречевая гимнастика

Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог) :

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз. Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

10. Итог занятия .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «В гости в деревню Простоквашино» Цели: Коррекционно-образовательные:.

Конспект по развитию речи в старшей группе по лексической теме «День Победы» Тема: обучение рассказыванию «День Победы» Кыласова, (125-126, 181-182) Программное сод-е: рассказать детям какой праздник отмечают в нашей.

Конспект занятия для старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда» Учитель-логопед Абрамова Оксана Юрьевна.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Цветущая весна» Тема: составление рассказа «Весна наступила» по картине. Кыласова, (108- 109, 117-119, 179-180) Цели: продолжать учить детей согласовывать.

Конспект занятия развитие речи по лексической теме «Мир труда и профессий» в старшей группе Задачи: Образовательные: Обогащать словарь глаголами. Употреблять в речи глаголы настоящего и прошедшего времени. Развивающие: Развивать.

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Лето. Цветы поля, луга» Цель: Дать представление детям о разнообразии цветочного мира в природе. Оборудование: кукла-фея полевых и луговых цветов,мяч,две сюжетные.



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь:

    понятие «Новый год»;

    когда наступает этот праздник;

    персонажей этого праздника (Дед Мороз, Снегурочка);

    как празднуют Новый год.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : карнавал, звезда, хоровод, гирлянда, украшения, шары, мижура, фонарики, Снегурочка, снежки, снеговик, горка, ёлка, праздник, костюм, Дедушка Мороз.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зимний, ёлочная, украшенная, искристый, серебристый, красивая, новогодняя, нарядная, пушистая.

ГЛАГОЛЫ : украшать, наряжать, готовиться, танцевать, праздновать, дарить, получать, поздравлять.





Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»: Подарок – подарочек, подарочки
Шар – шарик, шарики
Звезда – звёздочка, звёздочки
Фонарь – фонарик, фонарики
Ёлка – ёлочка – ёлочки
Костюм – костюмчик и т.д.

ПОДБИРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
Снег – снежок – снежный – снеговик – снежинка –снегопад….
Праздник – праздничный – праздновать…..
Ёлка – ёлочные – ёлочка …..и т.д.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Снег – белый, пушистый, мягкий, воздушный…
Снежки – белые, круглые, лёгкие….
Ёлка- красивая, нарядная, пушистая …
Костюм – новогодний, красочный …

ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки
Шары из стекла – стеклянные шары и т.д.

УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГ «БЕЗ» С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ:

Без чего ёлка? Ёлка без игрушек, без иголок, без мижуры…

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

    обратите внимание, как к Новому году готов город, как готовитесь вы семьёй к Новому году;

    наряжая дома ёлку, рассмотрите её – иголки, размер, рассмотрите игрушки, из какого материала они сделаны, рассмотрите мижуру - какая она;

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная (Ёлка)

Она с дедушкой пришла,

Смех веселье принесла.

Отводила хоровод,

Привела к нам Новый год.

(Снегурочка)

Человек немолодой

С преогромной бородой

Привёл с собой за ручку

К вам на праздник внучку.

Отвечайте на вопрос:

Кто же это? ... (Дед Мороз)

Тематический материал для средней группы.

Лексическая тема: «Зима».

Бородуля Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 86», город Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зима». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.
Дидактические игры:
«Какое время года?».
Задачи: Закрепить. Уточнить знания детей о временах года, их характерных признаках. Развивать связную речь, психические процессы. Учить слушать поэтический текст. Развивать положительные эмоции.
Материал: картинки с изображением разных времён года, картотека стихов по сезонам.
Описание: 1. Воспитатель показывает детям одну иллюстрацию, рассматривают её, обговаривают какое время года изображено. Затем предлагает прослушать соответствующее стихотворение.
2. «Расскажи о своей картинке». Каждый из детей получает по картинке и по очереди рассказывает, что на ней изображено.

«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме».
Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времён года и поведения диких животных.
Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очерёдность.
Игровое действие: поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, ёлочек, шишки, орешки; игрушки – медведь, заяц, белочка, ёж; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо помочь лесным друзьям подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.

«Оденем куклу Катю на прогулку».
Задачи: Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровые действия: поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал: куклы по количеству детей, предметы кукольной одежды (пальто, или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.)
Описание: Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи, надевают их, называя последовательность действий.

«Почему спит медведь?».
Задачи : Развитие речи детей. Знакомство с объектами живой природы.
Описание: воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением спящего в берлоге медведя. Поинтересоваться, знает ли малыш, почему спит медведь. Рассказать о животных, впадающих в спячку в холодное время года. Сравнить их с теми, которые в этот период ведут активный образ жизни (чем питаются, анатомическое строение и т.д.).

«Собери картинку».
Задачи: Учить детей составлять целое из двух и более частей. Уточнить знания детей о времени года – зиме. Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук.
Описание: 1.Воспитатель рассматривает целые картинки вместе с детьми, обговаривает какое время года на них изображено. Затем показывает одну часть картинки и предлагает детям догадаться к какой целой картинке она подойдёт. Наложив часть на целое убеждаются – она или нет. Так постепенно из частей составляется целое.
2. «Составь целое из частей без образца».

«Подбери картинки»
Задачи: Закрепить знания детей о временах года.
Игровые правила: Подбирать карточки только с приметами зимы.
Дидактический материал: дидактические картинки "Зима".
Описание: Вопросы воспитателя: «Ребята, какое у нас сейчас время года? Найдите карточки, которые нам расскажут, что такое зима».
Дети подбирают картинки соответствующие времени года «Зиме».

«Какой ветер дует?»
Задачи: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы. Упражнять в определении основных свойств ветра. Активизировать речь. Развивать наблюдательность и слуховое внимание.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Кто правильно ответил на вопрос, первый имитирует силу ветра.
Игровые действия: Воспитатель выкладывает на магнитной доске картинки. Задаёт вопросы.
Дидактический материал: магнитная доска, картинки «Времена года», султанчики.
Описание: На магнитной доске выкладываются картинки (туча, дождь, деревья с жёлтыми листьями и т.д.)
-Какое время года? (осень)
Воспитатель предлагает спеть песенку осеннего ветра.
- Какой ветер (сильный, колючий и т.д.)
- Но вот ветер начал стихать. Какой теперь ветер? (тихий)
Аналогично выкладывать картинки с другими временами года, уточнять какой ветер.
Детям раздаются султанчики, они имитируют силу ветра и ветерка.

«Кто что оденет?»
Задачи: Развивать речевую активность детей. Упражнять в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. Закрепить названия зимней одежды.
Игровые правила: Правильно называть последовательность надевания предметов одежды.
Игровые действия: Имитация процесса одевания на прогулку.
Дидактический материал: кукла.
Описание: Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми, но она на умеет одеваться.
- Давайте покажем Кате, как надо одеваться? Что надеваем сначала, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют сои действия словами.

Пальчиковые игры:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим, (подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два – поймаем, (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним, (встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем. (топают)

«Снежинки»
Стою и снежинки (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
В ладошки ловлю.
Я зиму, и снег, (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
И снежинки люблю.
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке вода! (разжать кулаки)
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (сжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи…(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.

Физкультминутки:
«Будут на зиму дрова»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим – пилим, пилим – пилим,
Раз – два! Раз – два!
Будут на зиму дрова.
(Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки – подав правую руку один другому. С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова).

«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся,
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся. (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды. (снова бегут по кругу)

«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух. (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой. (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу. (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)


Упражнение на развитие чувства ритма:
«Падают снежинки»: Дети показывая, руками, как снежинки падают сверху вниз, произносят «П…п…» медленно или быстро, в зависимости от показа педагогом снежинок по ритмо – схеме.

Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка) :
«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают, выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки

Имитационное упражнение:
«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.

Динамические паузы:
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.

«Игра со снеговиком»
Раз – рука, два – рука, (показывают сначала одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика: (имитируют «лепку» снежных комочков)
Нос морковкой у него, (показывают «большой нос»)
Вместо шляпы – ведро,(поднимают руки вверх, сомкнув над собой)
И метёлка в раках у снеговика.(имитируют чистку ног руками)
Вот готов, снеговичок – (повороты туловища вправо – влево)
Симпатичный толстячок.
С нами ты поиграй – (хлопают в ладоши)
Нас попробуй поймай!(убегают)

Игровой массаж:
«Снеговик»
Раз - рука, два – рука, (вытягивают вперёд сначала одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком – (ладонями делают круговые движения по бёдрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают руками величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щёки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)
Вот и вышел снеговик – (ставят руки на пояс)
Снег, ведёрко и морковка,
Да уменье и сноровка –
И готов снеговичок.
Очень милый толстячок! (делают повороты корпуса вправо – влево)

«Зима»
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Принесла мороз, (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трём ладошки друг о друга)
Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололёд. (ладони потирают колени)
Все на улицу – вперёд!
Тёплые штаны наденем, (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Шубку, шапку, валенки.
Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями друг по другу)
И опять гулять пойдём.

Гимнастика для глаз «Снежинки»:
Задачи: способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения глазного яблока.
Описание: воспитатель двигает в разные стороны снежинку - дети прослеживают глазами её движение.

Подвижные игры:
«Снежинки и ветер»
Цель игры:
Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок.
Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны.
Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..».
По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..»
По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг.
Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

«Ветер дует нам в лицо»
Цель игры: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.
Описание: Воспитатель и дети произносят слова игры, имитируя соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

Художественная литература для чтения и заучивания наизусть:
«Снег идет» (Л. Воронкова).
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, и избы, и огород, и лес… Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
– Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
– Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
– Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
– Что смотришь? – сказала бабушка. – Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
– Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый…
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
– Алёнка, выходи скорее – к нам зима пришла.

«Вьюга – завируха» (В.Шипунова)
Вьюга – завируха,
Злая, белая старуха!
Вьюга космами трясёт,
То рыдает, то поёт,
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
За околицей пройдёт –
Все тропинки заметёт,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.

«Снежинки – сестрички» (В.Шипунова)
Две снежинки – две сестрички
Над ладошкой кружатся.
Сели мне на рукавичку
Серебристым кружевцем.
Отнесу их бабушке –
Пусть мне вышьет варежку…
У меня на рукавичке
Две снежинки – две сестрички!

«Первый снег пушистый…» (И.Суриков)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.

«Снег» (И.Никитин)
«На дворах и домах.
Снег лежит полотном.
И от солнца блестит.
Разноцветным огнём».

«Зимняя песенка» (М. Эличин)
«Где ты солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла.
Без тебя земля промёрзла.
Выйди солнышко скорей.
Приласкай и обогрей!»

«Снег идёт» (М.Познанская)
«Тихо – тихо снег идёт.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лёд.
На дворе лопатой».

«Как на горке - снег, снег» (И. Токмакова)
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

«Холодно» (О.Высотская)
Кто мяукнул у дверей? -
Открывайте поскорей! -
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

«На санках» (О.Высотская)
Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади, -
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!

«В рукавичках» (З.Александровой )
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…
Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу –
Гулять хочу.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста по развитию лексико-грамматических компонентов речи

Тема: «История ёлочной игрушки». Лексическая тема «Новый год».

Занятие содержит презентацию об истории ёлочной игрушки, доступную восприятию детей.

Цель: расширить представления детей о ёлочных игрушках.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: Совершенствовать грамматический строй речи (подбирать слова с противоположным значением; образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, прилагательные от имени существительного, согласовывать числительные с существительными в роде), продолжать учить делить слова на слоги, выделять первый звук в слове. Активизировать словарь по лексической теме.

Коррекционно-развивающая: Продолжать развивать речевое дыхание, зрительное, фонематическое восприятие, артикуляционную, общую и мелкую моторику, умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательная: Воспитывать интерес к истории ёлочной игрушки, желание украсить ёлочку игрушками, сделанными своими руками. Создание положительного эмоционального фона радости, ожидания праздника.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа, чтение рассказов о новогоднем празднике, ознакомление с презентацией «История Деда Мороза».

Оборудование: мультимедийная установка, ёлочка, массажный мячик, ватная ёлочная игрушка, хвойная веточка, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Слайд 1

1. Организационный момент

Логопед:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто наша гостья.
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый Год —
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды. (Ёлочка)

2. Основная часть.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Приятный запах»

Догадались, кто наша гостья?
- А что принято делать перед Новым годом?
- И мы с вами сегодня будем украшать ёлочку, посмотрите, какая она красавица, как пахнет!?
- Я буду подносить веточку к носу каждого из вас, вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах хвои!».

Упражнение «Скажи наоборот»

А сейчас рассмотрим нашу ёлочку:
- У нас ёлочка низкая, а бывает - высокая.
- У нашей ёлочки ствол тонкий, а бывает - толстый.
- У нашей ёлочки иголки длинные, а бывают - короткие.
- Наша ёлочка ещё не украшена, чем украшают ёлочку? (ответы детей).

Слайд 2

Моя бабушка рассказала, что в детстве она украшала ёлочку бумажными фигурками фей, ангелов, плела цепочки. А вот что я узнала из энциклопедии:

Слайд 3

В далёком прошлом все ёлочные украшения были съедобными - печенье, конфеты, пряники, плюшки, калачи, яблоки, груши. Затем появились бумажные цветы, феи и ангелы.

Игровое упражнение «Назови ласково».

Ребята, вы можете назвать ёлочные украшения ласково? (печенье - печеньице , конфеты - конфетки , пряники - прянички , калачи - калачики , яблоки - яблочки , шишки - шишечки и т.д.)

Слайд 4

Потом появились игрушки из ваты: дети в шубках, Снегурочка, Дед Мороз; румяные яблоки, сочные груши, сливы - являлись символами изобилия.

Артикуляционное упражнение «Фокус» («дуем с чашечки»), элемент исследовательской деятельности, развитие речевого дыхания.

Положить детям на нос кусочек ваты и предложить подуть на неё (3 раза):
приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос (нижние зубы не «подсаживают» язык вверх).

Какая вата? (вата легкая, пушистая, белая, не имеет формы ). Молодцы, поэтому её покрывали клеем, раскрашивали и получались вот такие игрушки, подуйте на них: вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем, воздушная струя идет по языку.

(логопед держит ватную ёлочную игрушку, дети дуют и делают вывод, что дуть на неё сложнее, она тяжелее ваты) .

Слайд 5

А ещё ёлочные игрушки делали из проволоки: звёзды, ягоды, цветы, бабочки, лодочки.



Игра «Телеграф».

«Сколько в слове слогов?» (дети нажимают на массажный мячик, определяют количество слогов в словах: звез-да, я-го-ды, цве-ты, ба-боч-ки, ло-доч-ки).

Слайд 6

А из жести (тонкий слой железа) - штампованные, раскрашенные фигурки животных, птиц.

Слайд 7

Были даже игрушки из медицинских ампул и колб?!

Слайд 8

Из медной проволоки конструировали стеклянные игрушки, чаще всего геометрические формы. Какие геометрические формы мы знаем? (дети перечисляют).

Слайд 9

Картонные елочные игрушки раскрашивали или покрывали фольгой. Популярные темы - лесные животные, птицы, насекомые и др.

Слайд 10

Игра «Четвёртый лишний»

Ребята, нужно определить по первому звуку четвёртую лишнюю ёлочную игрушку: курица, попугай, пеликан, петух (курица, т.к. первый звук [к], а в других игрушках [п]- [пь]).

Слайд 11

- В сюрпризных игрушках помещали какой-нибудь маленький подарок для ребенка или сладость, они вешались на елку и дети могли снять такую игрушку и достать сюрприз.

Слайд 12

А на макушке сияла пятиконечная, рубиновая звезда!

Слайд 13

Позже начали выпускать на фабрике «Ёлочка» стеклянные ёлочные игрушки. Мастера выдували домики, фигурки зверей, детей в шубках, часы, будильники.

Слайд 14

Игра «Угадай по персонажам сказку».

Много игрушек было создано по мотивам сказок: Доктор Айболит, сказка о рыбаке и рыбке, Чипполино, сказка о царе Салтане и другие.

Слайд 15

Физкультминутка «Ёлочка».

Так наряжали ёлочку ваши бабушки и дедушки.
Горит огнями елочка, под нею тени синие, (поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки, как будто в белом инее.
(опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие повсюду зажигаются.
(наклоны вправо, влево)
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются
(ходьба на месте, улыбка)

Слайд 16

Игра «Ёлочные игрушки»

- Ёлку можно украшать разными игрушками. Поиграем в игру, какие игрушки, если они:
Из картона - …(картонные)
Из бумаги - ...(бумажные)
Из пластмассы - ...(пластмассовые)
Из фарфора - …(фарфоровые)
Из дерева - …(деревянные)
Из стекла - …(стеклянные).
- Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться) .

Упражнение «Сосчитай-ка»

Посчитаем наши игрушки длинным счётом: одна игрушка, две игрушки, … десять игрушек.
- Молодцы, ребята правильно посчитали.

Слайд 17

А у нас в России есть музей ёлочной игрушки «Клинское подворье». В музее представлены более трех тысяч ёлочных игрушек! Нам и дня не хватит, чтобы их посчитать.

Слайд 18

И ещё в этом музее живёт Звёздочка - фея ёлочных игрушек. Она предлагает нам стать волшебниками, сделать ёлочные игрушки своими руками, и оставила волшебный рецепт: немножечко усердия, чуточку терпения, капельку усидчивости и все это залить фантазией и приправить хорошим настроением. Но для этого необходимо сделать волшебные движения пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки согнуты в локтях перед собой, пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки,
Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики» ладошка - «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх, «фонарики» так же обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» положение «ушки» вниз.

Молодцы, ребята, а сейчас превращаемся в волшебников, а свою группу превращаем в волшебную мастерскую и принимаемся за дело.

Слайд 19

Звучит музыка. Дети делают ёлочные украшения (дифференцированный подход: по интересам, по сложности) .

3. Итог занятия.

Какое у вас настроение? (ответы детей)
- Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.

Слайд 20. Дети украшают ёлочку.

Слайд 21. Украшая ёлочку, надо подержать в руках игрушку чуть подольше и загадать желание. Ведь каждая ёлочная игрушка - это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна…

Счастливого Нового года!

Формы взаимодействия с родителями:

Рекомендовать родителям рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком украсить её игрушками, сделанными своими руками. И ёлочка будет наряднее и праздничнее обычной потому, что делая игрушки, мы вкладываем в них душу и настроение. И дело даже не в творческом подходе. Ребенок будет счастлив от самого процесса, да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу.

Рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; посмотреть на большую елку, установленную на центральной площади города.

Игры и упражнения в праздничные дни

Игра «Кто больше?» (ребёнок составляет предложение с добавлением однородных членов). - Мы украсили елку. - Мы украсили зеленую елку. - Мы украсили зеленую, пушистую елку. - Мы украсили зеленую, пушистую, новогоднюю елку. Цель: совершенствовать навык распространения предложения путем введения однородных членов.

Словесное упражнение «Что на елке, а что под елкой?» . Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Игра «Подбери признак» (ребенок смотрит внимательно на игрушки, и говорит как можно больше слов об этом предмете). Например: Снеговик (какой?) - большой, белый, круглый, веселый… Гирлянда (какая?) - новая, красивая, блестящая, разноцветная… Мишура (какая?) - блестящая, новогодняя, серебристая… Игрушка (какая?) - красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Игра «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает одну из игрушек и рассказывает, какая она). Например: Это шарик. Он круглый, гладкий, лёгкий. Это сосулька. Она тонкая, длинная, гладкая. Это фонарик. Он бумажный, лёгкий.

Цель: закреплять умение подбирать признаки к предмету.

Игра «Чего не стало?» (ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает с елочки одну игрушку, ребёнок говорит, чего не стало).
Цель: развитие внимания и памяти.