Жизнь леса. Экологические связи. План изучения природного сообщества. Жизнь леса Жизнь леса 4

Подробное решение часть 1 Жизнь леса по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

  • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя.

Ответ. Это растения – ель, осина, сосна, дуб, ландыш, кислица, бересклет, плевка, лесная мышь, дождевой червь, ласка.

2. По рисунку учебника (с. 166-167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

Ответ. Животные леса – белка, дятел, иволга, шелкопряд, короед, дрозд, кабан, полевка, лесная мышь, дождевой червь, ласка. Растения - ель, осина, сосна, бересклет. Грибы – подосиновик, трутовик.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Ответ. Смешанный лес - богатое природное сообщество. Здесь растет множество растений, обитает много животных.

Типичные представители смешанного леса:

Растения: ель, сосна, дуб, осина, береза, различные кустраники и травы;

Животные: дикий кабан, белка, ласка, лесная мышь, дятел, дрозд, иволга, много насекомых;

Грибы, бактерии.

Между обитателями смешанного леса установлены тесные экологические связи. Растения служат пищей для многих животных. Растительноядные животные служат пищей для хищников. Остатки умерших животных и растений перерабатываются бактериями и микроорганизмами, превращая их в богатую почву.

Многие птицы и мелкие животные питаются семенами растений, тем самым способствуя их распространению. Также птицы уничтожают вредителей-насекомых. Насекомые способствуют опылению растений.

Животные почвы (черви, насекомые) рыхлят почву и насыщают ее кислородом.

4. Что такое лес? Попробуй дать определение. Проверь себя по тексту учебника.

Ответ. Лес – сложное единство живой и неживой природы, сообщество живых организмов, в которой главной жизненной формой являются деревья.

По своим наблюдениям расскажи, расскажи какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

Ответ. В лесах нашего края главными деревьями являются – береза, осина, сосна, встречаются яблоня, рябина. Кустарники – шиповник, вишня, боярышник, бересклет.

В смешанных лесах очень частыми являются поляны, поросшие травой и многолетними растениями, в том числе лекарственными (ландыш, первоцвет, тысячелистник и т. д.)

Большое разнообразие травоядных животных, таких как зайцы, белки, олени, лоси и другие привлекает многих хищных животных. Среди них волки, лисицы и иные.

Самые разнообразные грибы – сыроежки, подосиновики, подберезовики, маслята и другие.

Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Ответ. Растения, травы - олень - тигр; растения, травы - заяц - лиса;

Листья - гусеница - жук - паук - еж - лиса; листья - дождевой червь - чёрный дрозд - сова.

Познакомься с планом изучения природного сообщества.

План изучения природного сообщества:

1.Название сообщества

2.Какие организмы составляют сообщество

3.Экологические связи в сообществе

4.Значение сообщества для человека

5.Влияние человека на сообщество

6.Охрана сообщества.

По этому плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.

Ответ. Характеристика сообщества леса.

2. В лесу живут животные, птицы, насекомые. А также в лесу растут разные виды растений и грибов.

3. Экологическая роль данного сообщества очень важна. Деревья способствуют выработке кислорода. В лесу поддерживается рост популяций животных, так как это их естественная среда обитания.

4. Человек пользуется дарами леса: собирает грибы, ягоды, охотится на животных, использует чистую воды рек и ручьев.

5. К сожалению, человек мало делает для сохранения леса - больше для его уничтожения. Производится массовая вырубка лесов, отстрел животных, ловля рыбы и загрязнение вод ручьев, источников, озер.

6. Многие животные занесены в Красную Книгу и за их отстрел будет наложен штраф. Контролируется ловля рыбы. Устанавливаются нормы вырубки деревьев.

По приведенному на с.165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4-6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

1. Название природного сообщества – лес.

2. Какие организмы составляют сообщество. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.

В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.

В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.

3. Экологические связи в лесу. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.

4. Значение природного сообщества для человека. Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.

Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.

Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.

5. Влияние человека на сообщество. Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.

Конечно, производится и восстановление лесов, однако того что делается явно недостаточно.

6. Охрана сообщества. Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Однако, в охране нуждаются не только заповедные, но и все леса нашей планеты. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья.

С. 168.

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведет? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Ответ. Вырубка лесов человеком для промышленности приводит к тому, что многие птицы лишаются мест обитания, насекомые лишаются пищи, нарушаются пищевые связи, приводящие к гибели многих организмов. Другие организмы могут очень интенсивно размножаться и влиять на оставшиеся леса, причем не всегда благоприятно.

Следующая проблема – мусор. Оставленный человеком мусор будет разлагаться ещё не одно тысячелетие, тем самым создавая не благоприятные условия для многих мелких зверей. Мелкие звери они как санитары отчищают от остатков трапез хищников лес. В итоге лес превратится в большую гору мусора.

Вырубка лесов приводит к нарушению микроклимата, водному балансу сообщества.

Необходимо контролировать вырубку лесов, проводить работы по их восстановлению. Необходимо охранять леса от загрязнений, мусора, браконьерства.

Человек не задумываясь уничтожает лес и меняет экологические связи в не выгодную ему сторону!

С. 169. Проверь себя

1. Что такое лес?

Ответ. Лес – природное сообщество, в котором преобладают древесные растения. Лес представляет собой единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Ответ. Вес обитатели леса (растения, животные, грибы) тесно связаны между собой, живут в едином природном сообществе. Они обеспечивают друг друга пищей, жилищами, создают благоприятные климатические условия.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Ответ. Одним из природных сообществ на планете является лесное сообщество или лес. Леса бывают разные: хвойные, смешанные, лиственные.

В лесу растут деревья, кустарники, травы. Обитает множество животных: зверей, птиц, насекомых. Наиболее часто встречающиеся породы деревьев в зоне лесов: сосна, ель, лиственница, дуб, береза, граб, клен. Кустарники: барбарис, боярышник, черемуха, орешник, жимолость.

Среди животных леса необходимо назвать таких: косули, дикие кабаны, лоси, волки, лисы, белки, зяблики, тетерава, кукушки, совы, синицы и много других.

В лесном сообществе существует тесная связь между всеми живыми существами. Растения служат кормом для растениеядных животных. Последними питаются хищники.

Леса имеют огромное значение для человека. Прежде всего, польза заключается в выделении деревьями в атмосферу кислорода. Также человек использует древесину для различных потребностей. Лес является лучшим местом отдыха для человека.

Используя запасы леса, человек оказывает воздействие на лесные сообщества, часто губительное. Много видов животных истребляется во время охоты.

Лесные сообщества необходимо беречь и охранять. Для этого необходимо создавать заповедники и природные парки. Также в любом месте необходимо бережно относиться к природе.

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Ответ. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Ответ. Природное сообщество – сообщество живых организмов, проживающих на определенной территории, тесно связанных между собой экологическими связями.

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте березы». Проанализируй свое поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие которыми ты гордишься.

Ответ. Мне стыдно за поступки других людей, которые для получения одноразовой выгоды губят растения, которые жили много лет.

Я горжусь тем, что лечу деревья, замазываю ранки садовым варом, никогда не оставляю после себя мусор.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

Ответ. В лесу интересно наблюдать за работой паука-крестовика. Паучков можно встретить везде. Я увидел паутину и стал наблюдать, кто же её хозяин? Вскоре паук появился и быстро пробежал по тонким ниточкам паутины. Тело его было гладкое, шарообразное брюшко молочного цвета с чуть темными пятнышками.

На следующий день паука не было видно, но была видна сигнальная нить. Когда я поймал живую муху и бросил в сеть паука, муха прилипла к нитям и сотрясла паутину. Сразу подбежал паук и очень быстро опутал ее паутиной, проколол жертву мощными челюстямии ввел ей внутрь яд. Таким образом, паук парализовал её, выдернул жертву из паутины и унес с собой в укрытие.

Когда я бросил мертвую муху, паук не подошел, наверное, он был сыт. Но, скорее всего, паук не чувствовал колебания паутины, потому что насекомое было мертво. Видимо мертвая добыча его не интересует. Вечером я поймал живую муху и бросил её в сеть. Когда муха изо всех сил барахталась в сети, сразу выскочил паук из укрытия и опутал нитью, сделав кокон.

На следующий день паук сделал несколько запасов: в паутине были замотаны две мухи, но ни к одной из них паук не подходил. Наверно, он был сыт.

Вчерашняя муха была сухая и лишь напоминала свой внешний вид, она висела на одном крыле, и поэтому хозяин её легко сбросил на пол. Паук чистоплотное животное.

Он заботится о чистоте своего жилища.

Паук – предсказатель погоды.

В последний раз, когда я наблюдал за пауком, паук спустился вниз, при этом сломал часть паутины. К позднему вечеру пошёл дождь. Наверное, так пауки реагируют на изменение погоды.

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Ответ. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами.

Много растений на лугу. Среди них - ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие. По топким берегам рек и канав растёт одно из самых ядовитых растений - вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть. Богат животный мир луга. Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчёлы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые здесь находят не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу - коростеля, луговую курочку - перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых. В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти машины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажнённых местах, заросших кустарниками, косят траву вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для подкормки домашних животных в зимнее время.

Луга издавна человек использует для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботится о них: очищает от мелких кустарников, засевает ценными кормовыми травами, удобряет луговые почвы.

Отличия луга от леса. Луг - это растительное сообщество, составленное многолетними травянистыми растениями.

Лес – это биоценоз, основную массу которого составляют древесные растения.

Отличия луга и леса состоят в том, что основной растительностью леса являются деревья, а луга – травы. В лесу есть крупные животные, а на лугу – нет, потому что им негде прятаться.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: определять с помощью атласа - определителя растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество по плану в учебнике, обсуждать рассказы о лесе из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. - формулировать свое мнение и позицию.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

основные правила поведения в природе

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое лес, какие организмы со-ставляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообще-ства по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои на-блюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

1.Рассмотрите в гербарии растения смешан-ного леса. Определите их с помощью атласа- определителя.

2.По рисунку учебника (с. 166 — 167) позна-комьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

4.Что же такое лес? Попробуйте дать опре-деление. Проверьте себя по тексту учебника.

Изучение нового материала ЧТО ТАКОЕ ЛЕС

Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дя-тел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: ба-бочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд.

Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лес-ная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

Каждый представляет себе лес. Но если спро-сить: «Что такое лес?», не каждый легко отве-тит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Расте-ния предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семе-на растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы ви-дим, что живые организмы в лесу тесно связа-ны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от нежи-вой природы. Так, солнечный свет, воздух, во-да необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве жи-вут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,—бактерии. Они — важ-ная часть лесного сообщества.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.По своим наблюдениям расскажи, какие рас-тения, животные, грибы встречаются в лесах ва-шего края

2.Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если по-требуется, исправь ошибку, видоизменяя модель

3. Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользовать-ся и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природ-ных сообществ.

План изучения природного сообщества

1.Название сообщества.

2.Какие организмы составляют сообщество.

3.Экологические связи в сообществе.

4.Значение сообщества для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

6.Охрана сообщества.

Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль
в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу.

Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в
лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений пере-гнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда
набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их ли-
чинки, а в другом — только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно
долго.

По приведённому плану дай харак-теристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нару-шений не было?

Проверь себя

Что такое лес? 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы? 3. Какие группы организмов составляют природное сооб-щество леса? 4. Как обитатели леса связаны между собой?

Вывод

Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Задания для домашней работы

1Запиши в словарик: природное сообщество.

2.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё по-ведение в природе: были ли поступки, за кото-рые тебе стыдно, или такие, которыми ты гор-дишься.

3.Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуй-тесь атласом-определителем для распознава-ния его обитателей.

Лесная природная зона

Природное сообщество . Этажи леса

Тема урока: Лес и его обитатели.

Задачи урока: дать общее понятие о лесе, его обитателях, растительном мире; продолжать учить правильно излагать свои мысли, красочно описывать иллюстрации, используя эпитеты и словесные обороты; воспитывать в детях любовь к природе и её обитателям.

Планируемые результаты: запомнить обитателей и растительный мир леса.

Оборудование: иллюстрации животных, растений, деревьев, кустарников, (прим. в конспекте урока иллюстрация картины И. Шишкина "Утро в сосновом бору").

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель здоровается с детьми, проверяет готовность к уроку.

II. Активизация знаний.

Закрепить знания ранее изученного материала. Проверить домашнее задание.

III. Сообщение темы урока

Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

III. Изучение нового материала.

Лесную зону можно разделит на три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. В тайге произрастают ели, сосны и пихты. Смешанный лес отличается наличием берёз, елей, сосен, лип и других деревьев. А в широколиственном сосну не встретить, так как там находятся лиственные деревья: дуб, клён, липа, вяз, ясень, осина, бук.

(Картина И. Шишкина "Лесная глушь", 1872 г. )

На доске висит иллюстрация леса. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос. С чем можно сравнить лес? (с лесенкой, со спускающими ступеньками вниз)

Давайте попробуем выделить каждую ступень и определить её особенность. Первый уровень - это деревья, многолетние растения, у которых один крупный твёрдый стебель, такие как: ель, сосна, берёза, осины и др.

Ко второму уровню относят кустарники - растения с двумя и более одеревеневшими стеблями, произрастающие от общего корня. К этому уровню можно отнести малину, смородину, ежевику, калину, рябину, лещину, шиповник и т. д.

Ну и мягкие зелёные стебли однолетних растений - травы, третий уровень. Подснежник, первоцвет, ландыш, земляника, мхи и много других лекарственных растений.

Для удобства, учёные называют эти уровни - ярусами, располагаются в порядке уменьшения (учитель может нарисовать схему на доске, это позволит детям визуально запомнить материал).

  • Каких животных можно встретить в лесу?
  • (медведи, волки, лисы, белки, зайцы, барсуки)
  • Какие птицы обитают в лесу?
  • (дятел, синица, дрозд, поползень, пеночка, сова)
  • Какие насекомые?
  • (кузнечики, бабочки, божьи коровки, светлячки, пауки)
  • Какие грибы собирают в лесу?
  • (сыроежки, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, рыжики, опята)
  • Какие лесные ягоды вы знаете?
  • (земляника, голубика, тёрн)

Объясните фразу «Лес - это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения. Составление цепи питания. Работа в паре.

IV. Физминутка

Учитель читает вслух стихотворение и показывает соответствующие движения, которые учащиеся повторяют.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

келаб - белка

оркт - крот

ребазё - берёза

Учитель читает стихотворение.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

Ребята, приходя в гости к лесу мы всегда должны соблюдать правила поведения, сохраняя её первоначальную красоту. Давайте их назовём:

  • Не разводить огонь, он может привести к пожару;
  • Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
  • Не обижать животных и насекомых;
  • Не шуметь;
  • Не мусорить;
  • Не ломать кусты и деревья;
  • Не ломать ядовитые грибы.

V. Закрепление изученного материала.

Для закрепления предлагается разгадать кроссворд из загадок.

Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
-Ничего, что плод мой мелок
(дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем
(ель)

Дышит, растёт,
А ходить не может
(растение)

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой
(лес)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито
(шиповник)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел
(бабочка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
(белка)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна
(черёмуха)

Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет
(заяц)

VI. Подведение итогов урока.

Спросить у учащихся понравился ли им урок? Выставить оценки в журнал и дневники.

VII. Домашнее задание. .

Нарисовать рисунок акварелью, на тему «Краски сказочного леса»

Урок окружающего мира в 4классе по программе «Школа России».

Тема: Жизнь леса.

Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи: сформировать понятие «лесные этажи»;

познакомить с разнообразием животного и растительного мира леса;

учить классифицировать растения по группам, распределять растительность по ярусам;

классифицировать животных по месту обитания;

учить делать выводы;

развивать кругозор, речь детей.

Оборудование: интерактивная доска с заданиями

Ход урока:

    Организационный момент.

Проверьте, все ли готово к уроку у вас на партах?

Тихо сели.

Сегодня на уроке выполним много разных заданий, для этого надо быть внимательными и активно работать на уроке.

В конце урока мы должны составить алгоритм изучения… чего? вы узнаете позже.

    Проверка домашнего задания.

Начинаем урок с проверки домашнего задания.

О чем говорили на прошлом уроке?

Приведите примеры различных типов почв, распределив их по природным зонам (в тундре – тундровые, в тайге и смешанных лесах – подзолистые, в лиственных лесах – серые лесные, в степях – чернозем, в болотах – болотные, на лугах – луговые).

В какой природной зоне мы живем?

Какая почва характерна для нашего края?

    Введение в новую тему.

Что растет в нашей зоне? Приведите примеры.

Назовите это одним словом. (Растения)

    Работа над новым материалом.

Распределите растения по группам (работа на доске – картинки деревьев, кустарников, травянистых растений, мхов).

Почему вы растения разделили именно так, по каким признакам, на что ориентировались? (высота, количество стволов, стебли).

Ученые делят так же, как вы, по тем же признакам – по высоте, по наличию стволов и стеблей.

Расставьте растения по высоте, начиная с самого высокого.

Что это напоминает? (Лестницу, горку)

Похоже на лестницу, по которой поднимаются на этажи. Ученые называют эти этажи – ярусами.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники).

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы).

4 ярус – это мхи и лишайники.

Приведите примеры разных ярусов. Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

а) Первичное закрепление.

Выполните задание по карточкам. Запишите примеры в каждой графе.

(1 уровень – деревья, кустарники, травянистые растения; 2 уровень – деревья, 2 ярус, травянистые растения; 3 уровень – 1 ярус, 2 ярус, 3 ярус). Проверка.

Прочитайте примеры из первой графы, назовите группу растений, какой это ярус?

Кто не согласен? Почему? Докажи свое мнение.

    Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

    Продолжение работы над новым материалом.

Для кого лес является домом? (Для животных).

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

Назовите животных нашего леса.

Расселите животных по месту их обитания.

Почему именно так вы расселили? (Приспособление животных к условиям жизни – питание, жилище, защита от врагов)

Приведите примеры животных нашего леса, которые обитают на деревьях; ведут наземную жизнь; обитают в почве.

Кто не согласен? Почему? Докажи.

б) Первичное закрепление.

Выполним задание в тетради с. 57 №6. Взаимопроверка. Кто не согласен с ответом соседа? Почему? Докажи.

Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга? Почему? (Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща).

Ученые называют эту связь – лесное или природное сообщество.

В чем главная связь между животными и растениями? (В питании).

Составим вместе цепь питания: (на доске) – осина – заяц – волк.

Составьте в парах цепь питания, выполнив задание в тетради с.58 №8. Проверка. Кто не согласен? Почему? Докажи.

В какой последовательности мы изучали сообщество?

Выведем алгоритм изучения…. сообщества.

1. Растительный мир.

2. Животный мир.

3. Взаимосвязь.

На следующем уроке мы продолжим составление алгоритма.

7. Резерв.

На карточках под каждой графой нарисуйте растение данной группы, отразив характерные признаки.

    Итог.

Как называется взаимосвязь между животными и растениями?

Как называется сообщество, о котором мы говорили на уроке?

Как вы думаете, какие еще могут быть сообщества?

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Домашнее задание.

с.178-179, чтение, пересказ и выполнить творческое задание – нарисовать лесное сообщество, указать взаимосвязь.