Ганс гросс превратил следствие в науку. Роль ганса гросса в становлении криминалистики Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

(1847-12-26 )

Ганс Гросс (нем. Hans Gross , 26 декабря 1847 - 9 декабря 1915) - австрийский юрист и криминолог , основоположник криминалистики . Отец Отто Гросса.

Биография

Гросс родился в Граце и закончил Грацский университет . С 1869 по 1897 год Гросс работал судебным следователем в Черновцах . За это время он разработал систему рекомендаций по расследованию преступлений, которая легла в основу фундаментальной работы «Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции» (1893). Хотя Гросс не получил докторской степени , в 1897 году он стал профессором уголовно-исполнительного права в Черновицком университете . В 1902 году Гросс перешёл в Пражский университет , а с 1905 года стал преподавателем университета Граца.

«Руководство» Гросса было сразу переведено на многие европейские языки (так, первый перевод на русский вышел в 1895-1896 годах). Третье издание (1898 год) было озаглавлено автором «Руководство для судебных следователей как система криминалистики». Термин криминалистика был придуман Гроссом и в дальнейшем дал название науке о расследовании преступлений. Гросс обобщил полицейский опыт собирания доказательств, описал быт и жаргон профессиональных преступников, применение в следственной деятельности последних научных открытий (например, рентгеновских лучей), а также привёл описание многих уголовных дел. Также Гросс основал первый криминалистический журнал «Archiv für Kriminalanthropologie und Kriminalistik», главным редактором которого был с 1898 года до своей смерти . В 1912 году Гросс основал в Граце Институт криминалистики.

Примечания

Литература

  • Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. - М .: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. - С. 18-19. - 990 с. - ISBN 5-89123-302-9
  • William M. Johnston The Austrian mind: an intellectual and social history, 1848-1938. - University of California Press, 1983. - P. 94-95. - 515 p. - ISBN 9780520049550

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 26 декабря
  • Родившиеся в 1847 году
  • Родившиеся в Граце
  • Умершие 9 декабря
  • Умершие в 1915 году
  • Умершие в Граце
  • Юристы Австрии
  • Криминалисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гросс, Ганс" в других словарях:

    - (Groß) (1847 1915), австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце. * * * ГРОСС Ганс ГРОСС (Grob) Ганс (1847 1915), австрийский юрист, один из… … Энциклопедический словарь

    Гросс (Groß) Ганс (16.12.1847, Грац, ≈ 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897≈1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902≈05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a… …

    Гросс, Ганс - ГРОССЪ, Гансъ, майоръ воздухоплав. б на въ Берлинѣ, род. въ 1860 г. Раньше служилъ въ саперахъ, затѣмъ съ 1891 г. перешелъ въ воздухоплав. службу. Имъ сдѣлано весьма много полетовъ съ науч. цѣлью на сферич. аэростатахъ. Съ 1906 г. Г. командуетъ… … Военная энциклопедия

    Гросс ныне редко используемая мера счёта, равна 144 предметам. Гросс (gross, в англ. сумма до всех вычетов), применительно к оплате труда заработная плата работника, установленная и начисляемая в соответствии с трудовым договором … Википедия

    Гросс адмирал высшее военно морское звание в Австро Венгрии (1867 1918), Германской империи (1871 1918) и Третьем рейхе (1933 1945). Ему соответствовало звание генерал фельдмаршал в сухопутной армии. Содержание 1 Гросс адмиралы 1.1 Австро… … Википедия

    ГРОСС (Gro?) Ганс (1847 1915) австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире Музея криминалистики в Граце …

    - (1847—1915), австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце … Большой Энциклопедический словарь

    Гросс Г. - ГРОСС (Groß) Ганс (1847–1915), австр. юрист, один из основоположников криминалистики и суд. психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце … Биографический словарь

    I (Groß) Ганс (16.12.1847, Грац, 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897 1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902 05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a… … Большая советская энциклопедия

    Гросс, (Gross) Ганс - (1847–1915) австрийский ученый, профессор университетов в Граце и Праге, основоположник западно европейской криминалистики; основатель первого в мире криминалистического музея в Граце; один из пионеров кри минальной психологии. Заслугой Г.… … Криминалистическая энциклопедия

Гросс (Groß) Ганс (16.12.1847, Грац, ≈ 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897≈1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902≈05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a также один из создателей судебной психологии. Работа Г. «Криминалистическая психология» (1898) ≈ первое крупное произведение по судебной психологии. Создал первый в мире музей криминалистики в Граце. Основное произведение Г. ≈ «Руководство для судебных следователей, как система криминалистики» (1893, рус. пер. 1895≈96, 1908 и 1930).Г. ≈ основатель журнала «Archiv für Kriminalanthropologie und Kriminalistik» («Apxив по криминалистической антропологии и криминалистике»). С 1898 до1915 Г. главный редактор этого журнала. Г. ≈ автор работ, показывающих значение применения данных естественных и точных наук к задачам раскрытия преступлений и обнаружения преступника.

  • - отара или группа суягных овец-маток. Матки Г. во вторую половину суягности должны получать лучший и более обильный корм, необходимый на развитие плода...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - австрийский ученый, профессор университетов в Граце и Праге, основоположник западно-европейской криминалистики; основатель первого в мире криминалистического музея в Граце...

    Криминалистическая энциклопедия

  • - Единица счета, равная 12 дюжинам, т.е. 144 штукам...

    Словарь мер

  • - мера штучного товара = 12 дюжинам = 144 штукам...

    Справочный коммерческий словарь

  • - писал по сельск. хоз. 1833 г., учитель симферопольск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Евгений Фёдорович, физик, член-корреспондент АН СССР...

    Русская энциклопедия

  • - I Ганс, австрийский учёный, криминалист. В 1897-1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902-05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a также один из...

    Большая Советская энциклопедия

  • - мера счета, равная 12 дюжинам, т. е. 144 штукам...
  • - австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире музея криминалистики в Граце...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ГРОСС Ганс - австрийский юрист, один из основоположников криминалистики и судебной психологии, создатель первого в мире Музея криминалистики в Граце...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ; мн. гро/ссы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - -а, муж. . Мера счёта: двенадцать дюжин. Г. пуговиц...

    Толковый словарь Ожегова

  • - гросс м. Единица счёта, равная 12 дюжинам, применявшаяся обычно при счёте некоторых галантерейных и канцелярских товаров...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - а, м. торг. Двенадцать дюжин; мера, принятая гл. образом при счете галантерейных и некоторых канцелярских предметов...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - ГРОСС а, м. grosse f. Двенадцать дюжин или 144 штуки. Вавилов 1856...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"Гросс Ганс" в книгах

ПРЕДИСЛОВИЕ ГРОСС-АДМИРАЛА КАРЛА ДЁНИЦА

автора Корганов Александр

ПРЕДИСЛОВИЕ ГРОСС-АДМИРАЛА КАРЛА ДЁНИЦА Ich begl?kw?nsche Herrn Alexandre Korganoff zu seinem Werk «Le Secret de Scapa Flow». Herr Korganoff hat sein Buch sehr interessant geschrieben und sich bei seinen Darstellungen stets bem?ht, der historischen Wahrheit gerecht zu werden. W?rdigt seine Arbeit auch ansgezeichnet die tapfere Tat des des U-Boot-Kommandanteen Gunter Prien.Ich wunsche dem Buch guten Erfolg! Doeniz Aum?hle, den 21. Juni 1969 Я

VI Мемуары гросс-адмирала Дёница

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

VI Мемуары гросс-адмирала Дёница Замысел операции.Некоторые операции против военных кораблей противника подпадают в категорию прибрежных. Наиболее известная из них - прорыв U-47 под командованием капитан-лейтенанта Прина в залив Скапа-Флоу. Из-за особых обстоятельств, в

VII Военный дневник гросс-адмирала Дёница

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

VII Военный дневник гросс-адмирала Дёница Отрывки, касающиеся миссии Прина.«Журнал боевых действий штаба подводных сил»15.10.39 18.00.Получено известие о том, что «Ройал Оук» потоплен подводной лодкой без указания места. Спаслось около 370 человек. Вероятно, это результат

В. Н. Гросс Филонов в театре

автора

В. Н. Гросс Филонов в театре От спектакля «Король Гайкин I», поставленного живой газетой клуба «Василеостровский Металлист», можно было ожидать, что он будет любопытным зрелищем: декоративное оформление его выполнялось «школой мастеров аналитического

В. Н. Гросс Искусство Рабочая общественность на фронте ИЗО

Из книги Павел Филонов: реальность и мифы автора Кетлинская Вера Казимировна

В. Н. Гросс Искусство Рабочая общественность на фронте ИЗО Быть ли Филоновской выставке?В самый последний момент, когда все уже было готово, вокруг выставки Филонова в Русском музее вдруг разгорелся спор. Стали раздаваться голоса, что сейчас, после музейной

Глава шестая Гросс-гараж «СС»

автора

Глава шестая Гросс-гараж «СС» …Железобетонный трехъярусный немецкий гараж хорошо сохранился… Изучить это место в те годы нам было невозможно из-за примитивности наших кустарных средств. У меня в руке был один самодельный электрический фонарь, вот и все оборудование.

Глава пятнадцатая Гросс-фридрихсбергские призраки

Из книги Секретные бункеры Кёнигсберга автора Пржездомский Андрей Станиславович

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ «Музей» для гросс-адмирала

Из книги Невидимое оружие ГРУ автора Болтунов Михаил Ефимович

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ «Музей» для гросс-адмирала Для начала цитата из книги Вальтера Герлица, немецкого историка, исследователя биографии Адольфа Гитлера:«Гросс-адмирал решился на капитуляцию, которая была подписана Фридебургом, Штумфом и Йодлем 7 - 8 мая 1945 года в Реймсе, с

Гросс, Николаус

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Гросс, Николаус (Gross), (1898–1945), немецкий профсоюзный активист, участник Июльского заговора 1944 против Гитлера. Родился 30 сентября 1898 в Руре. Окончив школу, работал на шахтах, стал секретарем профсоюзной организации горняков и редактором "Вестдойче Арбайтерцайтунг". С

Гросс Ганс

БСЭ

Гросс Ганс Гросс (Gro?) Ганс (16.12.1847, Грац, - 9.12.1915, там же), австрийский учёный, криминалист. В 1897-1902 профессор Уголовного права Черновицкого, в 1902-05 Пражского, с 1905 Грацкого университетов. Один из основоположников криминалистики, a также один из создателей судебной

Гросс Евгений Федорович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Гросс Евгений Федорович Гросс Евгений Федорович [р. 8(20). 10.1897, г. Колпино, ныне Ленинградская обл.], советский физик, член-корреспондент АН СССР(1946). В 1924 окончил Ленинградский университет, с 1938 профессор там же. С 1944 работает так же в физико-техническом институте АН СССР, а с

Гросс (мера счёта)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Гросс (мера счёта) Гросс (нем. Gro?), мера счёта, равная 12 дюжинам, т. е. 144 штукам.

ГРОСС, Иоганнес

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ГРОСС, Иоганнес (Gross, Johannes, р. 1932),немецкий публицист152Создание Берлинской республики.Загл. книги: «Создание Берлинской республики. Германия в конце ХХ века» («Begr?ndung der Berliner Republik», 1995)«Берлинская республика» – как третья после Веймарской республики («Дух Веймара», Э-3) и

VI – Мемуары гросс-адмирала Дёница

Из книги Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота автора Корганов Александр Сергеевич

VI – Мемуары гросс-адмирала Дёница Замысел операции.Некоторые операции против военных кораблей противника подпадают в категорию прибрежных. Наиболее известная из них – прорыв U-47 под командованием капитан-лейтенанта Прина в залив Скапа-Флоу. Из-за особых обстоятельств,

Глава 4 Билл Гросс

Из книги Forbes: от просчетов к прорывам. 30 уроков великих бизнес-лидеров автора Селлерс Боб

Глава 4 Билл Гросс Один из основателей Pacific Investment Management Company (PIMCO). Управляет фондом PIMCO Total Return Fund, крупнейшим облигационным взаимным фондом в мире. В 2007, 2000 и 1998 годах удостаивался, вместе с командой PIMCO, звания лучшего управляющего активами с фиксированной доходностью,

Георг Эренфрид Гросс или Жорж Грос (нем. Georg Ehrenfried Groß, нем. George Grosz, 26 июля 1893, Берлин — 6 июля 1959, там же) — немецкий живописец, график и карикатурист. В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство.

В ответ на просьбу написать автобиографию для сборника «Молодое искусство» Георг Гросс прислал

John the sex murderer

Дадаизм (особенно в Германии) был направлением в живописи, литературе, театре, которое выражало несогласие. недовольство, стремилось шокировать, удивлять, бросать вызов и… говорить правду о мире, который, казалось, сошел с ума.

«В те дни (после I мировой войны) мы все были дадаистами. Если слово DADA и означало что-нибудь вообще, то это означало кипеть недовольством, неудовлетворенностью и цинизмом. Поражение и политический фермент всегда дают начало движениям такого рода».

(Г. Гросс)

Вернувшись с первой мировой войны Гросс рисовал то, что увидел в Берлине - кабаре, спекулянтов, нищих, проституток, банкиров, прусских военных, аристократов, наркоманов, инвалидов, полицейских, бюргеров.

Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира.

В предисловии к сборнику рисунков Георга Гросса, изданному в СССР в 1931 г., говорилось:

«Сила Гросса заключается в том, что он умеет с необыкновенной остротой дать общее выражение классовой противоположности между буржуазией и пролетариатом.
…Его внимание поглощено исключительно негативной задачей, задачей разоблачения буржуазии… отрицая капитализм, он в то же время не видит конкретного выхода для трудящихся и не показывает в своих рисунках той силы, которая призвана уничтожить капиталистический строй».

Нарком просвещения СССР А.В.Луначарский сказал о Георге Гроссе:

«…Блестящий, своеобразный рисовальщик, злой и проницательный карикатурист буржуазного общества и убежденный коммунист… Это поистине изумительно по силе таланта и по силе злобы. Единственно, что я могу поставить в вину Гроссу, это то, что порою его рисунки чрезвычайно циничны…».

Его постоянно обвиняли — в «порнографичности», «оскорблении общественной морали», «антипатриотизме».

Все признавали мастерство Гросса как художника. Но его работы — и рисунки, и живописные картины — жесткие, беспощадные, злые, будоражащие, провоцирующие…
Большую часть из них не повесишь в гостиной или спальне, они не для офисов или залов заседаний.
Они не являются предметом украшения. И в этом их сила.

Позже в число персонажей его рисунков вошли чернорубашечники и, разумеется, их вождь - Адольф Гитлер.

Нацисты изымали из музеев и галерей рисунки Георга Гросса, альбомы с его работами сжигали на площадях.

Во многом вдохновляясь вестями из России, совершившей революцию, а также революционными событиями на своей родине, Георг Гросс вступил в созданную в 1918 году «Группу Ноябрь», а чуть позже и в Коммунистическую партию Германии.
Во время восстания спартаковцев в Берлине Гросс был арестован, но благодаря подложным документам ему удалось оказаться на свободе.

В 1919 году вместе с Виландом Херцфельде (издательство «МАЛИК») он начал издавать журнал «Пляйте». Рисунки Гросса печатаются во многих выпусках брошюр из серии «Маленькая революционная библиотека», которую выпускает издательство «МАЛИК».

В 1921 году Гросс выпускает альбом «С нами бог» и за рисунки, «оскорбляющие честь германской армии», был оштрафован на 300 марок. Эта история — «ДАДА перед судом» в деталях описана Раулем Хаусманном.

В 1922 году вместе с писателем Мартином Андерсеном Нексе совершает пятимесячную поездку в СССР, во время которой встречается с В.Лениным и Л.Троцким.
Однако увиденное не вдохновляет Гроша воспевать советскую Россию, скорее подталкивает к выходу из компартии, что и происходит в 1923 году.
Критические высказывания Георга Гросса о В. И. Ленине послужили одной из причин того, что некоторые издания с его цитатами оказались в СССР в спецхране.

Он не становится «буревестником революции», а начинает свою собственную революционную борьбу с обществом, культурой и искусством эксплуатации и тоталитаризма.

Работы Гросса 1920-х годов могут быть охарактеризованы как политическая и социальная сатира. Искусствоведы определяют их и как сатирический авангардизм, и как социальный экспрессионизм. Некоторые его работы (особенно ранние) считаются классикой дадаизма. Некоторые поздние считают предтечей такого направления как поп-арт.
Но никто не сомневается в том, что Георг Гросс вошел в историю живописи как выдающийся политический художник.

И это выбор был сделан им вполне осознанно.

Сам Гросс написал позже в автобиографии «Маленькое ДА и большое НЕТ»:

«Всюду начали звучать гимны ненависти. Ненавидели всех и каждого: евреев, капиталистов, прусских юнкеров, коммунистов, армию, владельцев собственности, рабочих, безработных, черный рейхсвер, контрольные комиссии, политических деятелей, универмаги, и снова евреев. Это была оргия подстрекательства, и сама республика была слабой вещью, едва заметной. Это был мир полный негатива, отрицания, увенчанный красочной мишурой и блестками, мир, который многие представляли как истинную, счастливую Германией, в то время как начиналось новое варварство «.

«Каин, или Гитлер в аду» (1944)Cain, or, Hitler in Hell.

Когда фашисты захватили власть в Германии, они запре-тили творчество неугодных им прогрессивных художников. В этом черном списке среди первых было названо имя круп-нейшего художника-сатирика Георга Гросса. Сжигались на кострах старые журналы с его рисунками, живопись нель-зя было показывать в залах музеев.

George Grosz, The Survivor, 1944.

Нацисты называли его большевистским прихвостнем. Одна из немецких газет писала: “Среди немцев, которые имеют здоровый, естественный образ мыслей — как экспертов, так и непрофессионалов — артистические таланты господина Гроса наименее уважаемы. Грос — квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой карандаш. Он — на стороне не немецких художников, а с большевиками или скорее политическими нигилистами.”

Бог войны

Автопортрет.

George Grosz, The Wanderer, 1934.

Но вскоре началась первая мировая война, и свободный художник Гросс призывается в кайзеровскую ар-мию. Здесь, столкнувшись лицом k лицу со страшной действительностью, видя ежедневно, как люди отдают жизнь за то, чтобы власть имущие положили лишнюю прибыль в свой карман, солдат Гросс открыто выступает про-тив милитаризма и продолжения войны.

Retreat (Rückzug),

Георг Гросс не был активным сторонником идей коммунизма, хотя и сотрудничал с левыми и коммунистическими изданиями.
Георг Гросс не был героем-подпольщиком, боровшимся с нацизмом.

Столпы общества. Жорж Гросс (1926)

Главным его врагом был воцарившийся в Германии тоталитаризм, опору которого составляли не только тысячи гестаповцев, но и десятки тысяч немцев, писавших в гестапо доносы на своих соседей и родственников, боявшихся доносов от своих соседей и родственников, но довольных тем, что в гитлеровской Германии наконец-то «наведен порядок», продается сыр и поезда ходят по расписанию.

The Painter of the Hole I,

he Painter of the Hole II,

George Grosz, Portrait of Dr. Felix J. Weil,

Porträt des Schriftstellers Max Herrmann-Neiße,

Strasse in Berlin (1922-1923 - George Grosz)

20-е годы — наивысший подъем в творчестве Гросса. Гросс любил делать большие серии рисунков, как бы давая в них энциклопедию нравов современной Германии, беспощадно вскрывая вопиющие противоречия общества, показывая его воинствующий антигуманистический характер. Выпуск каждой из них был событием общественной важности, был подобен взрыву бомбы. Серия монографий «Бог с нами» (1920), разоблачавшая злобную тупость германской военщины, была подвергнута рейхсвером штрафу в 5 тысяч марок. Такая участь постигла и великолепный цикл «Ессе Homo» (1923).

Гросс — виртуозный рисовальщик, любящий смелые, пол-ные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Но все это — смещения планов, выра-зительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию са-тирической сущности явления. Это приемы гротеска, гипер-болизации, без которых не может существовать сатира. Сам художник говорил, что «рисование должно снова подчи-ниться общественной цели», стать «оружием против звер-ского средневековья и человеческой глупости нашего вре-мени...» И надо сказать, что делал он это с подлинным блеском. Так, рисунок «Муштра» из цикла «Меченые» (1923) настолько зло показывает бездушность и идиотизм жизни германской армии, что не оставляет никаких надежд на тот ореол романтики, которым окружала ее официальная пропаганда. В изображении Гросса перед нами предстают люди-механизмы, двигающиеся, и, что самое главное, ду-мающие только по команде. Это не какое-либо учение, а именно муштра, нечто нечеловеческое.

В на-чале 30-х годов, когда фашисты уже открыто готовились к захвату власти, Гросс уезжает в Соединенные Штаты Аме-рики. Кроме Георга Гросса из гитлеровской Германии эмигрировали Д.Хартфилд, Б.Брехт, Л.Фейхтвангер, Э.Пискатор, М.Дитрих, Г. Эйслер, Т.Манн и многие, многие другие. В 1938 Гросс был лишен немецкого гражданства.

В Америке Гросс преподавал, открыл частную художественную школу. В 1937 году он получил финансовую поддержку фонда Гуггенхайма, что позволило ему посвятить большее время своим собственным работам. Он не был богат, но жил достаточно комфортно. Выставки его работ (особенно в послевоенные годы) пользовались успехом и признанием критиков и зрителей.

В 1946 году в США издана автобиография Гросса «Маленькое ДА и большое НЕТ».

В 1954 Гросс был избран в американскую Академию Литературы и Искусств, в 1958 году — в Академию Искусств Германии.
Его последние работы в Америке были коллажами, которые напоминают о его периоде дадаизма и считаются предвестниками художественного направления известного как поп-арт.
В 1959 Гросс вернулся в Берлин и спустя месяц после возвращения 5 июля умер в своем доме.

Самоубийство

George Grosz. Self-Portrait, Warning.

Grosz High Dunes, 1940.

В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Грос присоединился к направлению, получившему название « новая вещественность », или « веризм ». Портрет доктора Нейссе (1927) - характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами.

Произведения Гроса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения.

В 1954 Грос был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Грос в Берлине 6 июля 1959. Грос опубликовал автобиографическую книгу «Маленькое „да“ и большое „нет“» (1946). В 1950-х годах он открыл у себя на дому частную художественную школу, в 1954 году был избран в Американскую академию искусства и литературы. В 1959 году художник вернулся в Берлин. Был найден мёртвым на пороге дома после бурной ночи.

A Married Couple 1930 by George Grosz 1893-1959

Лучшие годы их жизни, 1923,Гросс Георг (1893-1859), акварель, Kunstmuseum Hannover

«Каин, или Гитлер в аду» (1944). George Grosz painting Cain or Hitler in Hell, New York, 1944.

Рисунки и карикатуры Гроса 1920-х годов, сближающие его творчество с экспрессионизмом, метко воссоздают обстановку в Германии накануне прихода Гитлера к власти, её нарастающий абсурд и безысходность. Гросу принадлежит серия рисунков «Каин, или Гитлер в аду» (1944). Значимое место в его графике занимает эротическая тема , которую он трактует в обычном для себя резко-гротескном духе.

Arnold Newman, George Grosz, 1942


Из комментариев:

".....кроме того, что это блестящий рисовальщик, чья рука тверда, ум - ясен и глубок, не взирая наверно, на количество выпитого, мужские портреты Гроса невыносимо, непередаваемо хороши. А портреты Макса Херман-Нейсе, пожалуй лучшее из всего виденного мною в последнее время. Отсутствие пафоса и в самом Максе и в портрете, а композиция портрета, на котором Макс с перстнем на руке такова, что ГЛАЗ ОТОВАТЬ нет никаких сил. Листаю пост и возвращаюсь к нему, листаю и опять возвращаюсь... Какие тонкие запястья, большие, рабочие кисти рук, узловатые пальцы, как спокойно и бессильно Максовы руки лежат на подлокотниках видавшего виды кресла. Руки говорят: всё уже было, всё случилось, ничего нельзя изменить, остается только думать об этом.. Какое мучающееся у Макса лицо, взляд в себя, как трагичен этот маленький человек, он полон тяжких дум и поэтому сразу же пронзает мысль: а пережил ли он тридцатые? Нет, думаю, не пережил...
Грос очень мужской художник, его мир наполнен мужчинами всех видов, они представлены самым полным образом и в социальном разрезе, но не это главное, мир Гроса - это то, что эти немецкие мужчины сделали с веком, Гросом, нами всеми, родившимися в этом веке, это то - за что пришлось отвечать. И возвышается над саркастическим вертепом Бог Войны! Вот главная фигура, родственник гойевских капричос, ужасающих фантазий и дьяводьской реальности. Пожалуй никто после Гойи, не изображал эту мифическую фигуру так реально, узнаваемо во всей её мерзости. Что мы знаем о Первой мировой? В России редко вспоминают эту эпопею, никаких дат не отмечают. Опосредованно, через воспоминания своих героев, нам рассказал о ней Ремарк, пронзительно, и а том спасибо. Спасибо нужно сказать и Гросу, он заслужит его, как никто др
угой". (ily_domenech)

(26. XII 1847, г. Грац, Австро-Венгерская Империя – 9. XII 1915,г. Грац, Австро-Венгерская Империя) - австрийский ученый, преподаватель и практик. После окончания в 1870 г. Университета г. Граца (Graz) начинает свою практическую деятельность в должности судебного следователя г. Леобена (Leoben), а затем г. Фейльдбаха (Feldbach).

В 1878-1881гг участвует в боснийской кампании Австро-Венгрии в качестве военного следователя. В 1893 году работая заместителем прокурора Граца, издает «Руководство для судебных следователей», которое сделало его знаменитым.

В следующем году начинает свою преподавательскую карьеру чтением авторского курса смежных наук уголовно-правового блока офицерам жандармерии в Вене. В 1895 году на Конгрессе криминалистов в Линце (Linz) добивается включения преподавания криминалистических знаний в учебные программы юридических факультетов.

В 1896 году, будучи следователем земельного суда, создает первый в своем роде учебный криминалистический музей (Kriminalmuseum), существующий и поныне. Безуспешно пытается защититься на кафедре уголовного права Университета Граца.

В 1898 году направляется в Университет г. Черновитц (Czernowitz), Буковина (ныне Черновицкий национальный университет имени Юрия Федьковича, Украина), где назначается ординарным профессором уголовного права и возглавляет юридический факультет.

Создает журнал «Архив криминальной антропологии и криминалистики». Работает постоянным профессором уголовного и уголовно-процессуального права Карлова университета в Праге, деканом юридического факультета Университета Граца. В 1913 г. возглавляет созданный им Институт криминалистики (Kriminalistische Institut) при университете Граца.

Гансс Гросс по праву считается отцом европейской криминалистики, автором самого термина «криминалистика», изобретателем следственного портфеля. Его рекомендации, изложенные в «Руководстве для судебных следователей…» актуальны и поныне.

Имеет награды: военную медаль за участие в боевых действиях(1881), Орден Железной короны III степени за участие в разработке Уголовного кодекса (1907). Осн. труды: «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции»(1893), второе издание «Руководство для судебных следователей как система криминалистики»(1898), «Криминальная психология» (1902, 1905).

Локар Эдмонт

(13.XII 1877, Сен-Шамонд, Сент-Этьен, Французская империя – 4.V 1966, Лион, Франция) – французский криминалист, один из основоположников криминалистики, основатель первой криминалистической лаборатории. Сын известного французского естествоиспытателя, малаколога и геолога Арно Локара и Марии Гиберт Сенневьер. Семья Эдмонда Локара происходит от шотландского рода (Lockheart). Обучается в Доминиканском колледже Св. Фомы Аквинского по направлению древних языков. Далее изучает медицину, обучаясь у известного ортопеда, профессора Луи Леопольда Олье. В 1902 защищает докторскую диссертацию на тему: «La médecine légale sous le Grand Roy». Становится ассистентом известного криминолога, профессора Александра Лакассаня. Начинает изучать право. В 1908 уезжает в Париж на учебу к Альфонсу Бертильону. Изучает работу отделений полиции Берлина, Рима, Вены, Нью-Йорка и Чикаго. Посетил с визитом известного швейцарского криминалиста Рудольфа Арчибальда Рейсса в Лозаннском университете. В 1910 Эдмонд Локар убедил полицию Лиона создать криминалистическую лабораторию, для чего ему была предоставлена несколько комнат в здании суда и два помощника. В последствии с развитием криминалистической лаборатории, она стала модельной и на ее примере были созданы подобные объекты. В своей лаборатории исследуются объекты на основе дактилоскопических и трасологических методов, пятна крови, следы зубов, пыль, письменные документы и др.

В 1929 в Лозанне (Швейцария) был одним из создателей Международной Академии Криминалистики (вместе с швейцарским криминалистом Марком Бишоффом, австрийским криминалистом Зигфридом Тюркелом, голландским криминалистом Кристианом Якобом ван Ледден Хюлсебошем и немецким криминалистом Георгом Поппом). Местом дислокации Академии являлась Вена. Академия проводила ежегодные генеральные ассамблеи. Последняя ассамблея прошла в 1939 году – академия просуществовала только до Второй мировой войны. Официальным изданием Академии являлся журнал “La Revue Internationale de Criminalistique” (1929-1939), редактором которого был Эдмонд Локар. В 1931-1935 создает свой известный семитомный труд «Traité de criminalistique». Наиболее важным открытием Эдмонда Локара является то, что каждый контакт оставляет след.

Ганс Гросс (Hans Gustav Adolf Gross) (1847-1915) - знаменитый австрийский ученый, основоположник западноевропейской криминалистики и юридической психологии.

Ганс Гросс родился в г. Граце 26 декабря 1847 года в семье Иоганна Гросса и Франциски Лютцендорф. Отец Ганса был имперским военным комиссаром и его влияние сказалась на характере сына. Гимназия Адмонт, где учился Ганс отличалась строго католическим воспитанием, и это уважение к религии вполне могло быть воспринято Гроссом с "младых ногтей". Поступив в университет Гросс стал изучать правовые науки, так как профессия юриста не была чем-то новым в семье Гросса. Его прадед служил придворным советником в судебной палате г. Ветцлара. После окончания университета и успешной защиты диплома в 1871 году Гросс поступает в правоохранительные органы и служит Фемиде более 30 лет.

Современники Гросса описывают его как высокого сильного человека с испытующим, но в то же время доброжелательным взглядом. Начинает свою практическую деятельность Г. Гросс в г. Леобене в должности судебного следователя. Там он изучает новые методы расследования: бертильонаж, фотосъемку преступников и места происшествия.

Изучая приемы расследования преступлений, Гросс обратил внимание на ту небрежность, с какой работала австрийская полиция. Это было неудивительно, поскольку профессионалов в рядах полиции было недостаточно. В основном там работали отслужившие свой срок низшие военные чины. Гросс занялся изучением следственного опыта. Он углубился до приёмов средневековой инквизиции и отметил, что порою методы работы полиции не отличались от средневековья. Достижения других наук еще только начинали проникать в практику расследования.

Гросс занялся систематизацией успешных приемов расследования, интересовался химией, физикой, ботаникой, микроскопическими исследованиями и психологией. В 1878 году Гросс обогатил свою следственную практику службой военным следователем на территории Боснии, оккупированной Австро-Венгрией. Получив за службу награду от кайзера, Гросс в 1881 году в звании старшего лейтенанта вернулся в Грац, где стал прокурором.

Служба не мешала ему заниматься научной деятельностью. В 1893 году он издал свое «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции», которое и сделало его знаменитым. Стало ясно, что для успешного расследования преступлений недостаточно знания одних лишь уголовного и уголовно-процессуального права. Необходимо изучение преступника, его личности, преступных приемов и средств, используемых для совершения преступлений. Гросс увлекся психологией, а его работу «Криминальная психология» (1898) известный психолог Вильям Штерн назвал «исторически значимой».

Гросс задумывается над тем как обучать будущих следователей, в чем заключается искусство следователя и можно ли его передавать ученикам. С 1893 года он пытается получить звание приват доцента по специальности «уголовное право» на факультете права университета Граца, но безуспешно. Министерство культуры и образования считает его уровень недостаточным, а «вспомогательные лекции по уголовному праву» более полезными для практиков, чем для студентов.

Однако Гроссу удается (в этом одна из самых больших заслуг его деятельности) в своем выступлении на международном конгрессе в г. Линце в 1895 году добиться включения преподавания своих лекций студентам юристам. С тех пор криминалистика и появилась в учебных программах юридических учебных заведений. В целях совершенствования своего «Руководства...» и сбора информации о преступном и следственном опыте Гросс начинает издавать журнал «Архив по криминальной антропологии и криминалистике», который выходит и поныне.

1 марта 1899 года в Буковине, принадлежащей в те годы Австро-Венгрии, в Черновицком университете, Гросс становится профессором и преподает уголовное право. В 1902-1905 году Гросс читает курс уголовного права в университете Праги, где его слушателем является Франц Кафка, ставший впоследствии известным писателем. На своих занятиях Гросс широко использует различные ролевые игры, проводит психологические эксперименты. Его интересует проблема диагностики лжи в показаниях, особенности восприятия свидетелем обстоятельств происшествия.

В 1905 году его научно-педагогические заслуги, наконец-то были замечены и оценены. В возрасте 57 лет Гросс становится постоянным профессором уголовного и уголовно-процессуального права.

Еще, будучи следователем в Граце, Гросс создает небольшой музей криминалистики. Переехав в родной город, он передает музей местному университету для учебных целей.

В самом начале своей преподавательской карьеры Гросс пытается создать специально оборудованные для изучения криминалистики лаборатории, и организовать свой институт криминалистики. Его поддерживает и министерство юстиции, однако министерство культуры и образования не видит в этом необходимости. Лишь после 18 лет хлопот Гроссу наконец-то удается открыть Криминалистический институт при университете Граца. В институте, который возглавил Гросс, читались курсы криминалистики, уголовной психологии, уголовной антропологии и уголовной статистики. При институте была своя библиотека, учебный музей, несколько лабораторий и имелся собственный печатный орган, в качестве которого использовался уже известный читателю журнал «Архив по криминальной антропологии и криминалистике».

Усилиями Ганса Гросса была сформирована новая специфичная отрасль человеческого знания, имеющая ключевое значение для противодействия преступности в целом и раскрытия преступлений в частности. Жизнь и деятельность этого человека дают полное право назвать его основоположником криминалистики как науки, так и учебной дисциплины.

Он первый, кому пришло в голову усмотреть систему в деятельности по раскрытию и расследованию любого преступления. Индуктивно преодолев узость опыта отдельных успешных расследований, Гросс попытался создать инструкцию для расследования различных видов преступлений, предложил приемы производства следственных действий и методы работы с доказательствами. Многие его идеи стали фундаментом для формирования современной системы криминалистики.

Гросс создавал криминалистику на базе знаний, накапливаемых и в недрах других научных направлений. Поэтому вполне объясним его интерес к уголовному праву, юридической психологии и криминологии.

Основой печатный труд Г.Гросса «Руководство для судебных следователей и чинов жандармской полиции» был настолько популярен среди правоохранителей, что только в Австрии переиздавался более десятка раз.

Содержание этой книги Гросса свидетельствует о чрезвычайной любознательности, высокой эрудиции и богатом следственном опыте Гросса. Исследование ложных показаний, жаргон, тайнопись и жесты преступников, расследование несчастных случаев на железных дорогах, конструкции адских машин, взаимодействие следователя и прессы, микрочастицы почвы на обуви, средства изгнания плода, приемы противодействия расследованию, оружие огнестрельное и холодное – этот перечень только отдельных тем, достаточно ярко характеризует Гросса как энциклопедиста криминалистики, пытливого исследователя, смело вторгающегося в самые полярно противоположные отрасли знаний.

Г. Гроссом внес большой вклад в становление юридической психологии. Его книга «Криминальная психология» (1898 г.), ставшая продолжением его «Руководства…» и посвященная анализу психологии допроса свидетелей, обвиняемых, психологии судебной деятельности стала заметным достижением в развитии юридической психологии.

В ней Ганс Гросс впервые ввел термин «судебная психология», рассматривая ее как прикладную отрасль общей психологии. Автор определял судебную психологию как совокупность психологических знаний, которые могут пригодиться криминалисту. Г. Гроссом был собран значительный материал наблюдений в разных областях судейской деятельности. В структуре судебной психологии он выделял субъективную психологию, под которой понимал психическую деятельность судьи, и объективную, под которой понимал психическую деятельность тех участников процесса, которые обеспечивают судье материал для окончательных его выводов и суждений, необходимых для вынесения приговора. Сюда он относил психологию свидетелей, обвиняемого.

Психическую деятельность судьи Г.Гросс делил на воспринимающую и конструктивную. Воспринимающую затем делил на три части. К первой относил психологическое наблюдение в суде, ко второй - самодисциплину в отношении всех участников процесса, (чтобы психологическое наблюдение было точным), к третьей - феноменологическое изучение явлений (что дано в непосредственном восприятии и на основании каких принципов можно делать заключения о скрывающихся за теми или иными внешними проявлениями психологических процессах). Конструктивная деятельность судьи состоит из умозаключений и выводов, а также имеющихся у суда сведений по обстоятельствам дела.

Вместе со Штерном и Листом Г. Гросс издает ряд сборников под названием «Доклады по психологии показаний». Обширные публикации по криминальной психологии и психологии свидетельских показаний содержались в выпускаемом им периодическом журнале «Архив по криминальной антропологии и криминалистике».

В 1897 году в «Швейцарском журнале уголовного права» была опубликована статья Г. Гросса «с обоснованием выделения в комплексе уголовно-правовых наук специальной науки «о реальностях уголовного права», которую он предложил именовать «криминалистикой». Криминалистика, по мнению Г. Гросса должна изучать «вещественные доказательства, поступки и явления в уголовном деле, характер и психологические особенности, привычки, способы деятельности лиц, участвующих в уголовном процессе». Таким образом, в данном определении совершенно четко просматривается необходимость изучения не только следов преступления (свидетельствующее об уголовно - правовой составляющей предмета науки), но и личности преступника (указывающей на обязательное присутствие закономерностей человеческой психики).

В своем основном сочинении «Руководство для судебных следователей, чинов обшей и жандармской полиции» Г. Гросс приводит две разновидности методики расследования преступлений. Первая методика в целом была ориентирована на объект и объективную сторону состава преступления и содержала приемы и способы, которые по сути своей аналогичны методике расследования преступлений, существующей в современной отечественной криминалистике. В основу второй методики Г. Гроссом был положен способ психологический, применение которого хоть и сопряжено со значительными трудностями, но также может сопровождаться успехом. Данная методика расследования преступлений была ориентирована преимущественно на субъекта преступления.

Следует заметить, что в своих научных исследованиях Г. Гросс уделял весьма большое внимание личности преступника, утверждая, что необходимым условием «точной деятельности судебного следователя является основательное знание человека, как главного материала предварительного следствия». Очевидно, что вследствие осознания объективной необходимости в более подробном исследовании личности, свой второй фундаментальный труд Г. Гросс посвятил изучению личности лица, совершившего преступление, в котором ознакомил юристов с полученными тогда новейшими результатами исследований в области психофизиологии и экспериментальной психологии. Г. Гросс считал, что эффективное расследование преступлений достигается путем изучения личности субъекта, совершившего преступление, и познания самого преступления. Подобная двухзвенная методика основана на взаимосвязи и взаимозависимости этих двух компонентов и сводится к формуле «следы преступления - личность преступника».

Исследования Г. Гросса раскрывают общие подходы к пониманию роли и значения личности преступника как позитивного понятия альтернативной методики раскрытия преступлений.

Исходя из указанной выше формулы, Г. Гросс стремился воссоздать «психологический портрет» личности преступника, основываясь на способе, времени, месте совершения преступления, объекте преступного посягательства, действиях по подготовке и сокрытию преступления и иных обстоятельств в целях расследования преступления.

В чем же заключался смысл методики Г. Гросса по расследованию преступлений, делающей акцент на взаимосвязи «следы преступления - личность преступника»?

Наиболее важный ее методологический аспект заключается в самом факте вычленения особого комплекса психических свойств, включающего в себя психологические свойства личности преступника в значительной степени определяющих матрицу ее поведения. Подобное сочетание, т.н. генерализированный комплекс, и есть тот «психологический маркер», с помощью которого возможно идентифицировать лицо, совершившее преступление, так как в силу своей личностной значимости генерализированный комплекс всегда находит свое отображение вовне, в том числе и в процессе совершения преступлений.

Под генерализированным комплексом понимается такая совокупность психологических свойств, которая возникает при существовании определенных психических предпосылок, но обладает качествами не только образовавших ее элементов, но также и такими характеристиками, которые данным элементам по отдельности не свойственны.

Принципиально важным является стремление Г. Гросса детализировать основание типологической классификации преступников и в процессе построения принципиально новой методики исходить из данных оснований.

Следующая, постулируемая Г. Гроссом идея, заключается в том, что между проявлениями свойств психики преступника и следами преступления (как материальными, так и идеальными), оставленными им при совершении криминального деяния на месте преступления, существует неразрывная связь. Г. Гросс, являвшийся криминалистом-практиком, не стал исследовать эту связь в теоретическом плане, но его основной труд «Руководство для судебных следователей...» изобилует практическими примерами, советами и рекомендациями в такой степени, что эта связь довольно подробно раскрывается и на основе эмпирического материала.

В целях демонстрации взаимосвязи генерализированного свойства и его отображений в следах преступной деятельности Г. Гросс рассматривает связь между проявлениями психических свойств преступника и отображениям их в следах, обнаруженных на месте совершенного ими преступления.

В своих работах Г. Гросс указал примеры криминалистически значимых данных, входящих в криминалистическую характеристику преступлений, полученных на основе постулируемой Г. Гроссом связи между проявлениями психических свойств личности и совокупностью материальных и идеальных следов преступления, которые, по мнению Г. Гросса должны быть используемы в деятельности лица, ведущего расследование преступлений. Причем подчеркивается, что «важным условием «точной» деятельности судебного следователя является основательное знание человека, как главного материала предварительного следствия».

Однако позитивные качества его методики заключаются также в следующем:

В отличие от исследований Кречмера, Горанфоло, Ломброзо, делавших акцент на криминологическое заимствование достижение наук психологического цикла, Г. Гросс использует данные знания в целях раскрытия преступлений. Он являлся первым, кто использовал достижения всего комплекса наук о человеке в криминалистических целях.

В основу методики расследования Г. Гроссом был положен не психиатрический параметр (как не свойственный большинству лиц, совершающих преступления), не конституциональный (как не имеющий, даже не сегодняшний день, достаточного научного обоснования), а чисто психологический параметр, элемент своеобразной «криминалистической акцентуации» - ярко выраженное психическое свойство, доминирующее в момент совершения преступления. Этот подход давал возможность научного поиска в других криминалистических группах преступников, имеющих достаточную характерологическую целостность.

Анализ данного психического свойства был прослежен по значительному количеству параметров: социальному, культурному, психологическому, религиозному, статистическому.

И, наконец, главная особенность «психологической» методики расследования преступлений Г. Гросса заключается в самой методологии исследования объекта научного поиска. Даже современные методики создания фотографического образа преступника, как и его «психологического портрета», построены по принципу предварительного сбора значительного статистического материала, с последующим анализом его и вычленением значимого фактора, который затем ложится в основу идентификации лица, совершившего преступление.

Заслуга Г. Гросса заключается в том, что он первым выдвинул и обосновал эмпирическими данными возможность расследования криминального деяния путем создания «психологического портрета» личности преступника, наряду с существовавшими уже методиками расследования, ориентированными на объект и объективную сторону преступления. Этим и другими своими идеями Г. Гросс еще раз подтвердил, что он достоин «по вполне заслуженному им праву называться «отцом криминалистики».

Таким образом, в конце XIX века Г. Гросс выдвинул методику расследования преступлений, базирующуюся на неразрывной связи следов преступления и личности преступника.

Приведенные соображения Г. Гросса весьма ценны, он положили начало теоретическому обоснованию в юридической психологии. И хотя речь не шла о судебной психологии как самостоятельной, обособленной науке, теоретические выкладки не подтверждались экспериментальными исследованиями, роль Г. Гросса в развитии юридической психологии бесспорна и значительна.

Основные труды:

Die Ehrenfolge bei strafgerichtlichen Verurtheilungen. Graz, 1875.

Handbuch fur Untersuchungsrichter als System der Kriminalistik. Graz, 1892.

Lehrbuch für den Ausforschungsdienst der k.k. Gendarmerie,1894.

Kriminalpsychologie. Graz, 1898, 1905.

Enzyclopiidie der Kriminalistik. Leipzig, 1901.

Der Raritätenbetrug. 1901.

Zurechnung und strafrechtliche Verantwortlichkeit in positiver Beleuchtung. Berlin, 1903.

Kriminalistische Tätigkeit und Stellung des Arztes. Braumüller, Wien,1909.

Archiv für Kriminalanthropologie und Kriminalistik. (1898-1915). (глав. редактор)

На русском языке:

Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Ч. 1, 2. Смоленск, 1895, 1896.

Руководство для судебных следователей как система криминалистики. СПб., 1908.

Криминальная психология. СПб., 1908.

Руководство для судебных следователей как система криминалистики. М.: ЛексЭст. 2002.