Браиловский троицкий монастырь. Браиловский во имя святой троицы женский монастырь Батюшка кирилл браиловский женский монастырь

(текст: русский / украинский)

"Пусть происходит все и всегда по воле, на славу и у имени нераздельного Троицы Святой - Отца, Сына и Духа Святого, Господа Бога. Вся душа и тело все получают от бесконечной милости Божьей. Признательный человек должен хотя бы частицу дарованного отдавать Ему... Поэтому я, Михаил Кропивницкий, ощущая приближения смерти и не имея в светильнике своему деревянного масла добрых дел, и чтобы не застать закрытыми дверь чертога Царя Небесного, записываю навеки монастырю 300 золотых и прочее. Пусть монахи молят Господа Бога, чтобы простил мне грехи и жены моей, и остаются в благочестивой Правой вере при древних обрядах святой, восточной и кафолической или греческой, послушной Востоку религии" (это слова основателя Браиловского монастыря М. Кропивницкого в 1639 г.).

Монастырь основан в 1635 г. в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 г. быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. В XVIII в. монастырь захватили монахи униатского ордена василиан. Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте, и в 1780 г., не имея средств для существования, они покинули его. В 1786 г. снова возвратились, но ненадолго.

В конце XVIII Брацлавщина вошла в состав Российской империи. К тому времени монастырь имел деревянную церковь с тремя куполами (перенесены в 1850 г. в с. Зарванцы) на холме неподалеку р. Буг, колокольню и помещение в 12 келий. В 1795 г. Винницкий женский монастырь был воссоединен с православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х гг. XIX в. обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей и довольно часто по решению суда, за проступки морального характера присылали на покаяние и мирских женщин.

Причиной перенесения монастыря в 1845 г. из Винницы в Браилов стали неудобства в его расположении, и непригодность для проживания в старых деревянных помещениях. Именно поэтому по ходатайству подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в г. Браилов, где остались свободными помещение католического монастыря после выселения оттуда, в 1832 г., монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но много нужно было работы, чтобы привести их в надлежащее состояние. Ведь корпуса были иногда даже без крыши, окон и двери, разваливались стены. Это не испугало новых хозяев. Вдохновенные подъемом их обители по штатам 1842 г. в І класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застраивали монастырскую усадьбу новыми домами, пока обитель не приобрела прекрасный вид.

В конце ХIХ в. столетие о. Игнатий Лотоцкий, который служил в Браиловском монастыре в 1895-1898 гг., писал: "Еще издали привлекает внимание красивый вид городка и в особенности большие монастырские корпуса, над которыми высятся церковь и колокольня. Грязный еврейский городок... на некоторое время преуменьшает ваше увлечение. Зато потом еще отраднее становится на душе, если вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает незыблемая тишина. Грязная улица сменяется чистым и просторным монастырским двором, красоты которому прибавляет тишина и новопосаженая зелень. Большой монастырский храм возникает прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигели, а еще дальше - хозяйственные помещения. Кругом чистота и порядок. Заметно старание монахинь предоставить своей обители вид ухоженного монастыря".

В монастыре было 3 храма: Троицкий (наибольший, построенный в 1778 г.), преподобных Антония и Феодосия Печерских, Св. Николая. Действовало училище, где учили девушек-сирот и дочерей диаконов.

С началом коммунистической эпохи для монастыря начались трудные времена. Из домов оставили монахиням лишь один. За него им пришлось платить, так как все помещения советская власть отобрала и теперь предоставляла на правах аренды. Монастыри нарочно начали доводить до нищенского состояния. В 1925 г. в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, другие 92 - старые, требовали ухода за собой. Монастырь существовал исключительно на средства, добытые личной работой: зимой - шитьем, летом - полевыми роботами у крестьян, в сельхозартелях. Землю, которая принадлежала раньше монастырю, отобрали. Весь сельхозреманент забрал Жмеринский райколхоз в 1923 г. Единым средством для существования была работа 53 лиц. Их заработка не хватало, и вдобавок нужно было оплачивать помещение, что для монастыря было непосильно. Для уплаты за помещение сбывали даже одежду, посуду, и другие личные вещи. Осенью 1932 г. крестьяне из сел Москалевка и Козачивка спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, и их обвинили в преступлениях против советской власти. Среди обвиненных была и сестра Жукова, которой инкриминировали клевету на колхозы. Она была осуждена к заключению. ГПУ привязало к этому делу также иеромонаха монастыря Бориса (3 года лагерей) и епископа Петра, управляющего Подольской епархией (сослан на 3 года в Казахстан), священника Иоанна Шиповича (5 лет ссылки в Сибирь).

В декабре 1932 г. областная газета "Большевистская правда" писала: "Монастырь - это логово контрреволюции, и это удостоверяет перепрятывание в его стенах около 1000 пудов кулаческого хлеба, который нашел Козачивский сельсовет. Это логово надо немедленно проучить". Найденный хлеб отобрали, и не только хлеб. У монастыря забрали все продукты, даже огурцы и помидоры. А потом крестьян из окружающих сел принудили проголосовать за закрытие обители, которая старалась спасти их от голода...

Территория Браилова во время 2 мировой войны входила в состав Транстнистрии (Заднестровья), то есть в зоне оккупации Румынии. В 1942 г. монастырь был открыт, как и много храмов и монастырей к тому времени. В 50-х гг. XX ст. наступление на монастырь в области возобновился еще с большей силой. В 1955 г. их осталось лишь 2 - Браиловский и Барский. Положение в Браиловском монастыре было сложное. Об этом свидетельствует, в частности, заявление настоятельницы игуменьи Глафиры в облисполком (1956 г.), в котором говорилось, что территория монастыря разрушенна автомашинами. Разрушается передний фасад ворот. В воротах есть две комнаты, одну занимает маслозавод, где принимают молоко, а другую - электростанция, которую незаконно эксплуатируют и не ремонтируют. Нужна охрана, необходимо провести ремонт ворот и помещений. Но у областного руководства были совсем другие планы. В 1962 г. монастырь был снова закрыт. Этому предшествовала большая работа партийно-советских органов. Был закрыт Барский монастырь. Всех сестер перевели в Браилов. Барскую чудотворную икону Божьей Матери сестры принесли с собою.

Что же за работа проведена перед закрытием? Об этом мы узнаем из заявления обкома партии и облисполкома к секретарю ЦК КПУ тов. Снабе (10 сентября 1962 г.), подписанной секретарем обкома КПУ П. Козырем и председателем исполкома областного совета М. Слободянюком. В нем, в частности, говорилось, что обком КПУ и облисполком "поддерживают предложения местных органов власти и общественности городка, исходя из того, что вследствие проведенной работы сложились благоприятные условия для закрытия монастыря. Помещение монастыря расположены в центре городка, возле технического училища, швейной фабрики. Вблизи находится 2-я средняя школа, общежитие и почти все учреждения. Монастырь на протяжении многих лет является рассадником разных инфекционных заболеваний. Часть монахинь болеет открытой формой туберкулеза, раком и другими опасными болезнями. Систематически уклоняются от лечения. Кроме того, здесь находят приют разные бродячие элементы. Монахини живут в чрезвычайно антисанитарных условиях, систематически нарушают паспортный режим, правила пожарной охраны. В городке и в окружающих селах попрошайничают жители монастыря. Все это, говорилось, вызывает неудовольствие граждан. Местная партийная организация, сельский совет вследствие проведенной работы достигли того, что приход монахинь в монастырь прекратился. Были разработаны мероприятия по закрытию обители. Осуществление их содействовало тому, что на протяжении месяца 25 монахинь выехали в места своего предшествующего проживания, выезд других продолжается. С теми, которые остались, проведены индивидуальные беседы, выявлены их настроения и намерения. Все они указали адреса, куда выедут после закрытия монастыря. Ни одна из монахинь не изъявила желание переехать в другой монастырь. Обком партии и облисполком просит ЦК КПУ и Совет Министров УССР разрешения закрыть Браиловский женский монастырь". Все эти несправедливые обвинения и клевета были выдуманы, чтобы подготовить почву для закрытия, показать, что это народная инициатива, что так хочет население и даже сами монахини. Корпусы были отданы СПТУ.

В 1989 г. монастырь был возвращен Православной церкви. 19 марта 1990 г. отслужена первая служба. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь св. Николая. В монастыре есть свои чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевска и Браилово-Ченстоховская и Троеручица. О последней известно, что написана она в начале ХІХ в. на Афоне, и в первые годы гонений от безбожной власти пострадала от неверующих вандалов. Сердце сжимается от взгляда на повреждение, причиненное святыни тупым предметом. В 20-х годах сестры хотели отреставрировать образ, и услышали голос Божьей Матери: "Не касайтесь Моего лика, пусть остается таким, как есть".

В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря - это икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две больших престольных иконы - великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих С 1995 г. монастырем руководит настоятельница игуменья Антония (Стеценко).

"Нехай відбувається все і завжди по волі, на славу і в ім"я нероздільної Трійці Святої - Отця, Сина й Духа Святого, Господа Бога. Вся душа і тіло все отримують від нескінченної милості Божої. Вдячна людина повинна хоча б частку дарованого віддавати Йому... Тому я, Михайло Кропивницький, відчуваючи наближення смерті і не маючи у світильнику своєму оливи добрих справ, і щоб не застати закритими двері чертога Царя Небесного, записую навіки монастирю 300 золотих та інше. Нехай монахи молять Господа Бога, щоб простив мені гріхи і дружини моєї, і залишаються в благочестивій Правій вірі при древніх обрядах святої, східної і кафолічної або грецької, послушної Сходу релігії" (це слова засновника Браїлівського монастиря М.Кропивницького 1639 р.).

Монастир заснований в 1635 р. у Вінниці вельможею Михайлом Кропивницьким, з дозволу короля Владислава IV з метою підтримки православ"я на Брацлавщині, де після 1596 р. швидко розповсюджувалася унія. Монастир знаходився в районі сучасних вулиць Володарського, Свердлова, Кропивницького. У XVIII ст. монастир захопили монахи уніатського ордену василіан. Але їм не вдалося надовго закріпитись на цьому місці, і в 1780 р., не маючи засобів для існування, вони покинули його. В 1786 р. знову повернулися, але ненадовго.

____________________________________________________________________________________________

Наприкінці XVIII Брацлавщина увійшла до складу Російської імперії. На той час монастир мав дерев"яну церкву з трьома куполами (перенесена в 1850 р. в с. Зарванці) на пагорбі неподалік р. Буг, дзвіницю і приміщення з 12 келій. В 1795 р. Вінницький жіночий монастир був возз"єднаний з православ"ям і став поступово рости і зміцнюватись. В 30-х рр. XIX ст. обитель мала високий морально-духовний авторитет. Сюди присилали на виправлення черниць з інших монастирів та досить часто за рішенням суду, за проступки морального характеру присилали на покаяння і мирських жінок.

Причиною перенесення монастиря у 1845 р. з Вінниці до Браїлова стали незручності у його розташуванні, та непридатність для проживання у старих дерев"яних приміщеннях. Саме тому за клопотанням подільського архіпастиря Арсенія обитель було перенесено у м. Браїлів, де залишилися вільними приміщення католицького монастиря після виселення звідти, у 1832 р., монахів-тринітаріїв. Великими та просторими були нові монастирські приміщення, але багато потрібно було праці, щоб привести їх у належний стан. Адже корпуси були іноді навіть без даху, вікон і дверей, розвалювалися стіни. Це не злякало нових господарів. Натхненні піднесенням їх обителі по штатам 1842 р. в І клас, монахині невтомно працювали над оновленням і прикрашенням келій і храмів, забудовували монастирську садибу новими будинками, аж поки обитель не набула прекрасного вигляду.

В кінці минулого століття о. Ігнатій Лотоцький, який служив у Браїлівському монастирі у 1895-1898 рр., писав: "Ще здалеку привертає увагу гарний вигляд містечка і особливо великі монастирські корпуси, над якими височіють церква і дзвіниця. Брудне єврейське містечко... на деякий час применшує ваше захоплення. Зате потім ще відрадніше стає на душі, коли ви в"їжджаєте в монастирські ворота, і після шуму та брудної суєти вас охоплює непорушна тиша. Брудна вулиця змінюється чистим і просторим монастирським подвір"ям, краси якому додає тиша та новонасаджена зелень. Великий монастирський храм постає прямо напроти в"їзду в монастир. За ним тягнуться корпуси, окремі флігелі, а ще далі - господарські приміщення. Кругом чистота і порядок. Помітно старання черниць надати своїй обителі вигляд облаштованого монастиря".

В монастирі було 3 храми: Троїцький (найбільший, побудований 1778 р.), Преподобних Антонія та Феодосія Печерських, Св. Миколая. Діяло училище, де навчали дівчат-сиріт та дочок дияконів.

З початком комуністичної епохи для монастиря почались важкі часи. З будинків залишили монахиням лише один. За нього їм довелося платити, бо всі приміщення радянська влада відібрала і тепер надавала на правах оренди. Монастирі навмисно почали доводити до злиденного стану. В 1925 р. в Браїлівському жіночому монастирі проживало 145 сестер, з них працездатних 53, інші 92 - старі, потребували догляду за собою. Монастир існував виключно на кошти, здобуті особистою працею: зимою - шитвом, влітку - польовими роботами у селян, в сільгоспартілях. Землю, яка належала раніше монастирю, відібрали. Весь сільгоспреманент забрав Жмеринський райколгосп у 1923 р. Єдиним засобом для існування була праця 53 осіб. Їхнього заробітку не вистачало, до того ж потрібно було оплачувати приміщення, що для монастиря було непосильним. Для сплати за приміщення збували навіть одяг, посуд, й інші особисті речі. Восени 1932 р. селяни з сіл Москалівка і Козачівка сховали частину врожаю в Браїлівському монастирі, і їх звинуватили у злочинах проти радянської влади. Серед обвинувачених була і сестра Жукова, якій інкримінували наклепи на колгоспи. Вона була засуджена до ув"язнення. ГПУ прилаштувало до цієї справи також ієромонаха монастиря Бориса (3 роки табору) і єпископа Петра, керуючого Подільською єпархією (заслано на 3 роки до Казахстану), священика Іоанна Шиповича (5 років заслання до Сибіру).

У грудні 1932 р. обласна газета "Більшовицька правда" писала: "Монастир - це кубло контрреволюції, і це засвідчує переховування в його стінах близько 1000 пудів куркульського хліба, що його знайшла Козачівська сільрада. Це кубло треба негайно провчити". Знайдений хліб відібрали, і не лише хліб. У монастиря забрали всі продукти, навіть огірки і помідори. А потім селян з оточуючих сіл примусили проголосувати за закриття обителі, яка намагалася врятувати їх від голоду...

Територія Браїлова під час 2 світової війни входила до складу Транстністрії (Задністров"я), тобто в зоні окупації Румунії. В 1942 р. монастир був відкритий, як багато храмів і монастирів на той час. В 50-х рр. XX ст. наступ на монастирі в області поновився ще з більшою силою. В 1955 р. їх залишилося лише 2 - Браїлівський та Барський. Становище в Браїлівському монастирі було складним. Про це свідчить зокрема заява настоятельниці ігумені Глафіри до облвиконкому (1956 р.), в якій йшлося про те, що територія монастиря зруйнована автомашинами. Руйнується передній фасад воріт. У воротах є дві кімнати, одну займає олієзавод, де приймають молоко, а іншу - електростанція, яку незаконно експлуатують і не ремонтують. Потрібна охорона, необхідно провести ремонт воріт і приміщень. Але в обласного керівництва були зовсім інші плани. В 1962 р. монастир було знову закрито. Тому передувала велика робота партійно-радянських органів. Був закритий Барський монастир. Всіх сестер перевели в Браїлів. Барську чудотворну ікону Божої Матері сестри принесли з собою.

Яка ж робота проведена перед закриттям? Про це ми довідуємось з заяви обкому партії та облвиконкому до секретаря ЦК КПУ тов. Снаби (10 вересня 1962 р.), підписаної секретарем обкому КПУ П. Козирем та головою виконкому обласної ради М. Слободянюком. В ній зокрема говорилося, що обком КПУ та облвиконком "підтримує пропозиції місцевих органів влади та громадськості містечка, виходячи з того, що внаслідок проведеної роботи склалися сприятливі умови для закриття монастиря. Приміщення монастиря розташовані в центрі містечка, біля технічного училища, швейної фабрики. Поблизу знаходиться 2 середня школа, гуртожиток та майже всі установи. Монастир протягом багатьох років є розсадником різних інфекційних захворювань. Частина черниць хворіє відкритою формою туберкульозу, на рак та іншими небезпечними хворобами. Систематично ухиляються від лікування. Крім того, тут знаходять притулок різні бродячі елементи. Черниці живуть в надзвичайно антисанітарних умовах, систематично порушують паспортний режим, правила пожежної охорони. В містечку та в навколишніх селах жебрачать мешканці монастиря. Все це, говорилось, викликає незадоволення громадян. Місцева партійна організація, сільська рада внаслідок проведеної роботи досягла того, що прихід черниць в монастир припинився. Було розроблено заходи по закриттю обителі. Здійснення їх сприяло тому, що протягом місяця 25 черниць виїхали в місця свого попереднього проживання, виїзд інших триває. З тими, що залишилися, проведені індивідуальні бесіди, виявлено їх настрої і наміри. Всі вони вказали адреси, куди виїдуть після закриття монастиря. Жодна з черниць не виявила бажання переїхати в інший монастир. Обком партії та облвиконком просить ЦК КПУ і Раду Міністрів УРСР дозволу закрити Браїлівський жіночий монастир". Всі ці несправедливі звинувачення та наклепи були вигадані, щоб підготувати грунт для закриття, показати, що це народна ініціатива, що так хоче населення і навіть самі монахині. Корпуси були віддані СПТУ.

В 1989 р. монастир було повернуто Православній церкві. 19 березня 1990 р. відслужена перша служба. За 10 років відновлено храм, що був завалений сміттям. Збудували дзвіницю, зробили внутрішню і зовнішню реставрацію всього корпусу і зовнішньої частини Троїцького собору. Відновлено церкву св. Миколая. В монастирі є свої шановані святині. Це ікони Божої Матері Браїлово-Почаївська та Браїлово-Ченстоховська та Троєручиця. Про останню відомо, що написана вона на початку ХІХ ст. на Афоні, і в перші роки гонінь від безбожної влади постраждала від невіруючих вандалів. Серце стискається від погляду на пошкодження, завдане святині тупим предметом. В 20-х роках сестри хотіли відреставрувати образ, та почули голос Божої Матері: "Не торкайтеся Мого лику, нехай залишається таким, як є".

В Троїцький собор повернулася також ікона, яку було написано спеціально для Браїлівського монастиря - це ікона святого Великомученика і Цілителя Пантелеймона. Поки невідомо, де знаходяться дві великих престольних ікони - великомучениці Варвари та Боголюбська ікона Божої Матері. Є в обителі ковчежець з мощами святих угодників Божих З 1995 р. монастирем керує настоятелька ігуменя Антонія (Стеценко).

История Браиловского Свято-Троицкого монастыря начинается в Виннице. В 1635г. стараниями и средствами шляхтича Михаила Кропивницкого основался в Виннице женский монастырь. Это был период возрождения православия на Украине которое связано с именем митрополита Петра Могилы.

Вместе с народом монастырь пережил все беды и гонения. С приходом к власти польского короля Яна Каземира монастырь пережил гонения. Потом была уния, упадок, бедность.

В 1795г. в ходе соединения с православной церковью началось возрождение монастыря как православного. Первой игуменьей стала мать Палладия. Позже монастырём управляли казначейши матери Досифея, Поликсения и Серафима.

В 1845г. при игуменьи матери Таисии монастырь был переведён с Винницы в Браилов. Крестным ходом монахи, духовенство, миряне перенесли святыни. Монастырь был зачислен по штату к монастырям первого класса, что считалось за большую честь. При игуменьи Мелитини монастырь вознесся, процветала духовная жизнь, монастырь расстраивался, имел свою землю, сады. Это был период духовного вознесения и материального благополучья.

При монастыре действовало духовное училище для девочек, был приют для девочек-сирот из духовных семей, действовала богадельня, действовала воскресная школа для женщин, в годы первой мировой войны в монастыре действовал лазарет для раненых.

Перед закрытием монастыря, уже в годы советской власти игуменьей была мать София. Игуменья София в миру Рачинская была благородного рода, имела достойное образование, отказавшись от светской жизни ушла в монастырь. Её высокая духовность и ум были отмечены. Её выбирают игуменьей монастыря. Вместе с сестрами она пережила страшные годы революции и братоубийства. Пережила закрытие монастыря и закончила свой жизненный путь в селе Галайковцы Муровано-Куриловецкого района под духовным покровительством отца Агафадора, духовного подвижника. Она есть автором ряда акафистов. Нею написан акафист в честь Браиловской иконы Божьей Матери.

Обновилась духовная жизнь монастыря в годы войны. В тяжелых условиях действовал монастырь до 1964г. На момент закрытия монастыря игуменьей была мать Глафира. После закрытия монастыря склады переделали на склады, келии отдали под общежития местному ПТУ. С 1990г. обитель вновь возрождена.

Первой настоятельницей возрождающейся обители была монахиня Неонила из Пюхтинского монастыря, которая сумела привить насельницам любовь к духовному совершенству. Этот завет сохраняется и поныне молитвенными трудами настоятельницы игумений Антонии и сестер, являя собой пример служения Богу и ближним.

Браиловский Свято-Троицкий монастырь первый возродившийся в Винницкой епархии, который 15 сентября 2009 года отметил свой 20-летний юбилей. В монастыре находятся две чудотворные иконы - Браиловско-Ченстоховская и Браиловско-Почаевская иконы Божией Матери.

Браиловско-Ченстоховская икона которая находится в монастыре ещё до революции прославилась большим количеством исцелений. Возле неё находятся, так званые, подвески - это благодарность людей за исцеление.

В 1887 г. в Почаевской лавре профессор протоиерей А. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврский церквей образ с надписью: "Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской". Он пришел к выводу, что это копия бывшей когда-то в Браилове чудотворной иконы, которая пропала после взятия местечка турками в 1672 г. Тогда же он сообщил об этом игуменьи женской обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ 1 июня 1888 г. в монастырь.

День в монастыре начинается с 5 часов утра когда по звонку колокольчика (фото справа) все сестры идут на утренние молитвы. В 6 часов начинается пение акафиста Матери Божией, на котором стараются присутствовать все сестры, выходя на средину церкви и славя Царицу Небесную. Далее читается акафист дню и совершается божественная литургия, после которой все насельницы идут на послушания; каждая имеет свои обязанности: у некоторых они постоянные, других благословляют по седмицам. В 12 часов дня колокольчик созывает всех на трапезу, а в 17 часов начинается вечернее богослужение. По окончании его сестры ужинают, и совершают вечернее монашеское правило. В монастыре имеется три церкви: соборная большая "холодная" и две - "теплых": во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и в честь святителя Николая. Центральный престол собора освящен во имя Святой Троицы; боковой южный предел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный - в честь святой великомученицы Варвары.

На кладбище Браиловского монастыря похоронены монахи, замученные за веру в годы советской власти: матушка Анатолия, отец Александр, схимонахиня Августа

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь

Украина, Винницкая обл., Жмеринский р-н, г. Браилов, ул. Ленина, д. 1.

Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православия на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. В XVIII в. монастырь захватили монахи униатского ордена василиан (базилиан). Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте, и в 1780 году, не имея средств для существования, они покинули его. В 1786 году снова возвратились, но ненадолго.

В конце XVIII в. Брацлавщина вошла в состав Российской империи. К тому времени монастырь имел деревянную церковь с тремя куполами (перенесены в 1850 году в село Зарванцы) на холме неподалеку реки Буг, колокольню и помещение в 12 келий. В 1795 году Винницкий женский монастырь был воссоединен с православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х годах XIX в. обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей и довольно часто по решению суда, за проступки морального характера, присылали на покаяние и мирских женщин.

Причиной перенесения монастыря в 1845 году из Винницы в Браилов стали неудобства в его расположении и непригодность для проживания в старых деревянных помещениях. Именно поэтому по ходатайству подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в город Браилов, где остались свободными помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Вдохновенные подъемом их обители по штатам 1842 года в І класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застраивали монастырскую усадьбу новыми домами, пока обитель не приобрела прекрасный вид.

В монастыре было три храма: Троицкий (наибольший, построенный в 1778 году), преподобных Антония и Феодосия Печерских, святого Николая. Действовало училище, где учили девушек-сирот и дочерей диаконов.

В ХХ в. для монастыря начались трудные времена. Из домов оставили монахиням лишь один. За него им пришлось платить, так как все помещения Советская власть отобрала и теперь предоставляла на правах аренды. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, другие 92 – старые, требовали ухода за собой. Монастырь существовал исключительно на средства, добытые личной работой: зимой – шитьем, летом – полевыми роботами у крестьян, в сельхозартелях. Землю, которая принадлежала раньше монастырю, отобрали. Весь сельхозинвентарь забрал Жмеринский райколхоз в 1923 году. Единым средством для существования была работа 53 лиц. Их заработка не хватало, и вдобавок нужно было оплачивать помещение, что для монастыря было непосильно. Для уплаты за помещение сбывали даже одежду, посуду, и другие личные вещи. Осенью 1932 года крестьяне из сел Москалевка и Козачивка спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, и их обвинили в преступлениях против советской власти. В 1932 году монастырь закрыли совсем.

Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в состав Транстнистрии (Заднестровья), то есть находилась в зоне оккупации Румынии. В 1942 году монастырь был открыт, как и много храмов и монастырей к тому времени. В 50-х годах XX в. наступление на монастырь в области возобновилось еще с большей силой. В 1962 году монастырь был снова закрыт. Корпусы были отданы СПТУ.

В 1989 году монастырь был возвращен православной церкви. 19 марта 1990 года отслужена первая служба. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь святого Николая. В монастыре есть чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская, Браилово-Ченстоховская и Троеручица. О последней известно, что написана она в начале ХІХ в. на Афоне и в первые годы гонений от безбожной власти пострадала. В 20-х годах сестры хотели отреставрировать образ, и услышали голос Божьей Матери: «Не касайтесь Моего лика, пусть остается таким, как есть».

В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря – это икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две большие престольные иконы – великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Дивное Дивеево. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь История обителиЭту обитель принято называть Четвертым Уделом Божией Матери на земле.В 44 году после Рождества Христова святые апостолы решили кинуть жребий, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия.

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1.Монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Горьковским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу. По легенде, основан

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Красноярский край, пос. Туруханск, ул. Партизанская, д. 2.Свято-Троицкий Туруханский монастырь был основан в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича, к которому обратились с челобитной жители Новой Мангазеи.Монастырь

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, г. Рязань, ул. 1-я Огородная, д. 23, при впадении р. Павловки в Трубеж (приток Оки).Некоторые историки относят основание к началу XIII в. (1208 год), когда Рязанский епископ Арсений I при князе Романе Глебовиче построил укрепления вокруг

Из книги автора

Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., около г. Мичуринска, на высоком берегу реки Лесной Воронеж.В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской

Из книги автора

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии Бурятия, в 60 километрах северо-западнее г. Улан-Удэ, на левом берегу реки Селенги, с. Троицк (Троицкое).Основание монастырю было положено, скорее всего, в первой половине 80-х годов XVII в. Основателями его стали члены

Из книги автора

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, пос. Дивеево.Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она

Из книги автора

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Россия, Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции,д. 14а.Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском

Из книги автора

Свято-Покровский женский монастырь Россия, г. Магадан, ул. Арманская, д. 9а.История основания женского монастыря Покрова Пресвятой Богородицы тесно переплетается с созданием Магаданской и Чукотской епархии в конце ХХ века. Магаданская епархия начинает свою новую историю

Из книги автора

Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново.В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний. автора

Свято-Покровский женский монастырь Свято-Покровский монастырь находится в Москве, на улице Таганской, 58.Свято-Покровский монастырь основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. А завершилось строительство двадцатью годами позже, в царствование Алексея Михайловича, на

Женский монастырь во имя Святой Троицы в Браилове Винницкой епархии .

В году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан , собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно монастырь пришел в упадок, в году его покинула последняя монахиня. Однако в году униаты снова вернулись.

В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам года монастырь был возведен в 1 класс.

Причиной переселения монастыря в году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда, в году, монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем, монастырь был полностью восстановлен на новом месте.

К началу века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары . В году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца . В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.

Весной года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.

Территория Браилова во время Второй Мировой войны входила в зону оккупации Румынии . В году оккупационная власть открыла монастырь.

В году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.

В году монастырь был возвращен Православной Церкви, а 19 марта года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.

К началу году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.

Святыни

  • ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (1778)
  • во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца

Настоятельницы

  • Палладия (? - 1798), игумения
  • Вера (1798 - 1814), игумения
    • (1814 - 1832) управляли казначеи
  • Анфиса (1832 - ?), игумения
  • Таисия, игумения

Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)

Прошел год с тех пор, как 28 ноября, на 93 году жизни, после продолжительной болезни, отошел ко Господу старейший клирик Винницкой епархии, старец Свято -Троицкого Браиловского монастыря схиархимандрит Кирилл (Соколов). Перестало биться огромное, любяшее сердце, без остатка отданное Богу и людям.
С 1992 года отец Кирилл был духовником Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря.

Духоносный старец. Схиархимандрит Кирилл (Соколов), игумения монастыря Антония и келейник, иеродиакон Давид
За молитвенной помощью и советом к нему приезжали многие священники и миряне из Украины и других стран.
Батюшка был одним из редких в наши лукавые времена людей, способных одной фразой дать понять, что такое Любовь, и ее самим обликом своим являющих. Это действительно чудо - своими глазами видеть Любовь, воплощенную в человеке

Заупокойную Божественную литургию и чин погребения почившего схиархимандрита Кирилла совершил в Свято-Троицком Браиловском монастыре 30 ноября Высокопреосвященнейший Симеон, Митрополит Винницкий и Барский. монастырь)

Обратимся к воспоминаниям иеродиакона Давида (Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь), опубликованным в книге «Послушник N. Плач о духовной жизни» .Блаженной памяти духовника Браиловского монастыря схиархимандрита Кирилла (Соколова)

Радость неизреченная. Схиархимандрит Кирилл (Соколов) со своим келейником, иеродиаконом Давидом в келье Браиловского монастыря после праздника святым мученикам Маккавеям

Свидетельствует иеродиакон Давид

Схиархимандрит Кирилл, в миру Андрей Андреевич Соколов, родился в селе Волчинец Молдавской ССР в семье
священника и сельской учительницы - преподавательницы младших классов. Отец его, иерей Андрей, был коренным
россиянином, а мама Вера - украинка. Невдалеке от их села находился православный Карлашовский монастырь.
* * *
Будущий старец учился в сельской школе. А от родителей он получал, в те безбожные годы, ещё и знания по За-
кону Божьему. Батюшкины детские воспоминания больше связаны с мамой: «Я очень люблю Украину и украинцев -
это у меня от мамочки. Так она учила в Молдавии меня и всех деток», - рассказывал он. У старца с тех далёких вре-
мён, благодаря родителям, сформировалась отзывчивая на всякую боль душа. О таких обычно говорят: «Да он и мухи
не обидит». Для батюшки этот фразеологический оборот не является преувеличением, он действительно даже муху не
желает убить: «Ей же больно. Вон она как лапками шевелит и жужжит. Надоела муха - гони её» - так примерно го-
ворит батюшка своим духовным чадам. Из животного мира больше всех батюшка Кирилл любит птиц. Но не в клетках
или домашних - а вольных. Особенно певчих. Всегда через окошко что-то им подбросит в кормушку.

Духоносный старец
* * *
Вспоминал старец, что дома в Молдавии у них было пианино. Отец музицировал сам, обучал нотам и пению детей.
Сам батюшка, несмотря на почтительный возраст, тоже хорошо играл и на пианино и на фисгармонии. Мама его, по-
мимо школы, принимала на дому учеников - подтягивала отстающих по различным предметам. Также и своего сына
она обучила молдавскому языку - он им владеет в совершенстве. Но говор у батюшки чисто русский и очень прият-
ный - такого в наших местах не услышишь.

* * *
Что можно ещё рассказать о детстве батюшки? Мама умерла очень рано, и отец один воспитывал детей. Однажды,
когда они всей семьей работали на огороде, к хате подъехал крытый «воронок» - из него вышли люди в штатском. Они
позвали хозяина, и повели его под руки к машине. Больше отца своего дети не видели и, даже спустя многие годы, не
могли узнать о его судьбе. Батюшка Кирилл считает своего отца, иерея Андрея Соколова, мучеником за веру. Далее
малолетних детей воспитывали родственники.
* * *
После армии батюшка устроился на работу ретушером в фотоателье (с детства ему очень нравилось раскрашивать
картинки). И здесь пригодились его навыки и прилежность. Он стал незаурядным мастером. Из обычной чёрно-белой
фотографии он анилиновыми красками создавал целое произведение. Если это был портрет, то превращался в художе
ственную картину, а фотография некоего ландшафта - в живописное полотно. В нижнем храме у нас в монастыре,
да и в келии батюшки, есть иконы, которые он написал сам, но уже масляными красками, копируя репродукции. Эти ра-
боты выполнены в своеобразной манере - больше похожи на детские. Но духовность и любовь к творчеству, видны в
каждом образе.
* * *
После перенесения нескольких операций в конце 80-х батюшке становится всё тяжелее и тяжелее служить одному
на двух сельских приходах. Когда Винницкую кафедру возглавил архиепископ Агафангел (Саввин), батюшка просит
владыку постричь его в монашество. Постриг совершается в кафедральном соборе с наречением имени Игнатий - в
честь Игнатия Богоносца.
* * *
Вскоре, в начале 90-х годов, игумена Игнатия (Соколова) направляют во вновь открытый Браиловский Свято-Троиц-
кий женский монастырь штатным священником.

Браиловский монастырьБраиловский монастырь

Служил батюшка седмицы, говорил проповеди. Здесь я впервые, ещё молодым хлопчиком, увидел его и услышал.
Очень мне нравилось, что отец игумен не читал, как наши священники, проповеди с листочка, а говорил по памяти -
кратко, но очень доходчиво и, главное, таким голосом, который слушаешь с замиранием сердца.
Ежегодно батюшка ездил в паломническую поездку в Троице-Сергиеву Лавру к своему брату. Однажды, вернув-
шись, это был 1998 или 1999 год, он говорит мне: «Я вам что-то хочу сказать, только никому об этом пока не сообщайте.
Я, милостию Божией, пострижен в чин великой схимы и наречен именем в честь прп. Кирилла Белоезерского. Постриг
совершил схиархимандрит Илий (Ноздрин)». Но эта «тайна»быстро разошлась по монастырю. Все батюшку поздрав-
ляли, а он от смущения не знал, куда спрятаться, и очень переживал, как отреагирует преосвященный. Но владыка
благосклонно принял новость, что в Браиловском монастыре появился схимник. Ещё через несколько лет батюшке Ки-
риллу совсем стало тяжело служить. Годы брали свое - ему уже и чашу со Святыми Дарами было тяжело подымать, и
всю седмицу служить. После перенесённого микроинсульта, когда жизнь старца, казалось, «висела на волоске», батюшка немного окреп и начал говорить в манере, свойственной людям, получившим некое откровение.

Два старца. Отец Кирилл (Соколов) с архимандритом Ионой (Игнатенко)
* * *
Была у старца примечательная черта истинного христианина - он никогда не позволял себе кого-то обидеть. И более того, если о. Кириллу покажется что кто-то, даже мало-мальски знаемый или вовсе незнакомый человек, по какой-либо неизвестной причине обидится на него, батюшка не успокоится, пока не загладит свою мнимую вину. Часто это простые житейские недоразумения: кто-то долго ожидал приёма или старец по немощи забыл, о чём его просили. А порой ему просто показалось, что некий человек мог на него обидеться. Батюшка не будет кушать, не будет читать монашеское правило, даже не заснёт (чему я неоднократно был свидетелем), пока к нему в келию не приведут «обиженного»
человека, - порой эту его просьбу исполняли я или матушки. Когда вводили в келию раба Божия, старец, воздевши
руки, а он только сидит или лежит на кровати, восклицает:«Прости, прости меня!» И никогда не отпустит, не облобы-
зав по-христиански в обе щеки, да ещё и руку постарается поцеловать. Многие, конечно, от такого приёма у батюшки,
как говорят, на седьмом небе. Особенно, если старец попросит: «А батюшку, а батюшку поцеловать», - и подставляет
свою украшенную благообразной сединой, щеку. Получив желаемое, старец расцветает. И по его улыбке, блестящим
от слёз глазам видно, что это очень искренний поступок.

Икона святого страстотерпца Царя Николая написана старцем Кириллом
Тут же поднимается у батюшки настроение, появляется аппетит. А ест он очень мало - кашку в основном. Когда кто-то принесёт что-то вкусненькое - грушу, персик, виноград, - старец с благодарностью принимает, и… отдает лакомство
следующему посетителю: «Это вам от меня гостинец, я очень рад, что вы посетили меня». Речь у батюшки, милостью Бо-
жией, сохранилась. Разговор чёткий. Слова он подбирает очень образные - чувствуется очень хорошее литературное
образование. Есть такие редкие натуры, что рождаются,воспитываются и живут до глубокой старости. Как невинные дети. Таков был наш батюшка.
* * *
По натуре своей старец наш был очень скромный и стеснительный. Не только лишнего себе не попросит, но даже из
необходимого не берёт. В трапезную батюшка ходил самостоятельно до тех пор, пока в 2015 году у него полностью не
отказали ноги, а сейчас даже в храм его привозят на инвалидной коляске.
До болезни батюшка никогда не оставлял рукоделия. Писал иконы и украшал их бисером. Выкладывать мелкие бу-
синки его научили сёстры нашего монастыря.

Икона св. апостола Петра, украшенная батюшкой
* * *
Отец Кирилл, узнав о страшной беде противостояния и братоубийства на Украине, благословлял молиться о враждующих, как о заблудших.
* * *
Даже спустя два месяца я не могу без слез вспоминать о смерти батюшки. Не скрою, в обители понимали, что старец
все приближается и приближается ко встрече с Господом, но мы молили Создателя оттянуть это время на сколько воз-
можно еще, т. к. нам был дорог отец Кирилл.
* * *
Когда батюшке в очередной раз стало плохо, мы, признаться, сильно не переживали. Такие приступы у него за
последние год-два происходили почти регулярно. В этих случаях батюшка впадал в забытье и почему-то говорил по-
румынски. Возможно, старцу являлись его родители или перед мысленным взором проходили картины детства. Обычно
в течение получаса батюшка, повитав в неведомых весях, возвращался к нам, но, очнувшись, ничего не рассказывал.
* * *

Блаженная кончина старца

Под вечер 28 ноября, спросили батюшку, будет ли он что-нибудь кушать, и, получив кивком головы утвердительный
ответ, очень обрадовались, потому что накануне двое суток он почти не спал и поел от силы три ложки каши. Старец
все повторял: «Побудь со мной, побудь со мной», - как бы чувствуя скорое расставание. А у меня по молодости и тер-
пения нет, и долг послушания - свечи делать - отвлекает,- всегда на полдня убегаю. В этот раз, не знаю, почему,
не пошел на послушание, остался при батюшке. После начала приступа матушка, дежурившая при старце, побежала
за медсестрой. Та скоро пришла и стала проверять пульс. Старец задышал чаще, чаще, судорожно хватая ртом воз-
дух. Сестра говорит: «Отходит». Я вижу: глаза у батюшки пленкой покрываются. Взял его за его руку теплую, он дру-
гой мою руку гладит, как будто сказать что-то хочет. И в этот момент по лицу судорога пошла - это, понял я впервые
в жизни, смертушка свой сигнал подала. Святой водой тут же батюшкино лицо отер, но старец уже отошел в мир иной.
Было 18 часов 20 минут.
Сестры сразу весть печальную по монастырю разнесли. Матушка игумения благословила читать отходную.

Погребение отца Кирилла

Прощание с отцом Кириллом
* * *
За несколько дней до смерти батюшке было видение: престол в храме как бы плавал в крови, а вокруг было множе-
ство частичек, которые священники вынимают на проскомидии. Я по своей греховности предположил: «Может быть,
батюшка, Вы во время своей немощи и болезни, после таинства Евхаристии, с антиминса, случайно где-то обронили
хоть крошку Тела Христова?». «Да-да, может быть, надо исповедаться».
Сразу же пригласили священника нашего. Старец поисповедался и причастился за сутки до своей кончины. Может
быть, и Господь не забирал его, ожидая исповеди последнего, по немощи и забывчивости нераскаянного греха.
* * *
Скончался наш батюшка на 93 году жизни. Заупокойная Божественная литургия состоялась на третий день, 30 ноября
в Свято-Троицком соборном храме обители. В богослужении, которое возглавил митрополит Симеон, приняли участие 80 священников из Винницкой, Могилев-Подольской, Тульчинской, и других епархий УПЦ. Вместе с архипастырем и священнослужителями молились около 10 тысяч человек. Похоронили старца на монашеском кладбище возле старинного дореволюционного склепа.
* * *
В навечерие Рождества Христова, 6 января по новому стию, исполнилось сорок дней со смерти старца, спустя два дня
после дня его рождения. В это время в храмах поется тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш». А накануне сво-
ей смерти старец тихонько, полушепотом пропел полностью этот тропарь, и теперь все наши монастырские, кто знал об
этой маленькой тайне, во время службы плакали от радости.

Фотографии Сергея Фрича с сайта fotopaterik.org