Круговая рифма примеры. Типы рифм. Возникновение и развитие рифмы

Подробнее о схемах...

РИФМОВКА - порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки:

1.Смежная рифмовка «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку - и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня - лавиной,
Тебе - половина, и мне - половина!
(А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал - истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.
(А. Ахматова)

3. Кольцевая рифмовка
(охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
(А. Бунин)

4. Холостая рифмовка «АВСВ».
Первый и третий стих не рифмуются.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)

6. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.
Пример смешанной рифмовки:

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)

ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)

ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир)

ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.


О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)

МОНОРИМ - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард... Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)

РУБАИ - рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.

В колыбели - младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)

ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

Рифмовка 4+4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б.Л. Пастернак)

Рифмовка 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,

И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины...
(В. Невский)

Основные классификации

По месту ударения

Мужская (с ударением на последнем слоге):

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

(А.С. Пушкин)

Женская (с ударением на предпоследнем слоге):

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

(М.Ю. Лермонтов)

Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге):

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

(М.Ю. Лермонтов)

Гипердактилическая (с ударением на четвертом и далее от конца слоге):

…опять кряхтят они:

любят ямбы редактора лающиеся.

А попробуй

пойди и запихни какое-нибудь слово,

например, «млекопитающееся».

(В. Маяковский)

По расположению в строфе

Смежная (парная, зарифмованы две соседние строки - аа):

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

Ворон! Где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?

(А.С. Пушкин)

Перекрестная (рифма идет через строчку - abab)-.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу.

(С.А. Есенин)

Кольцевая (опоясывающая, две соседние зарифмованные строчки охвачены двумя другими зарифмованными строчка­ми - abba)\

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Тернарная (система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb):

Нет, не жди ты песни страстной,

Эти звуки - бред неясный,

Томный звук струны;

Но, полны тоскливой муки,

Навевают эти звуки Ласковые сны.

По звучанию

Точная (совпадают конечный ударный гласный и все сле­дующие за ним звуки: «тобою - рукою»).

Ассонанс (совпадают гласные при частичном несовпадении согласных «облако - около»), /

Диссонанс (совпадают согласные (полностью или час­тично), но различны ударные гласные «страстный - гроз­ный»),

Односложные рифмы (или мужские) рифмы из слов, в которых ударный слог - последний.
Двухсложные рифмы (или женские) рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца.
Трёхсложные рифмы (или дактиллические) - рифмы из слов с ударением на третьем слоге от конца.
Четырёхсложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Пятисложные рифмы (или гипердактилические) - рифмы из слов с ударением на пятом слоге от конца.
Шестисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Семисложные рифмы (или супергипердактилические) - рифмы из слов с ударением на седьмом слоге от конца.
Восьмисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на восьмом слоге от конца.
Девятисложные рифмы (или супергипердактилические) - состоящие из слов с ударением на девятом слоге от конца.

Другие типы рифм:

Гласные рифмы - односложные (мужские) рифмы с ударением на последнем звуке, где последнему ударному гласному предшествует гласный звук, звук «й» или мягкий знак.
Согласные рифмы - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме.
Женские рифмы - рифмы из слов с ударением на втором слоге от конца. То же, что и Двухсложные рифмы.
Кольцевые рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Опоясывающие рифмы.
Опоясанные, Опоясывающие, Охватные рифмы - рифмовка по принципу ABВA. То же, что и Кольцевые рифмы.
Закрытые рифмы - рифмы, заканчивающаяся на согласный звук.
Открытые рифмы - рифмы из слов, заканчивающихся на гласные звуки.
Мужские рифмы - рифмы из слов, в которых ударный слог - последний. То же, что и Односложные рифмы.
Перекрёстные рифмы - рифмовка по принципу ABAB.
Смешанные рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах.
Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
Составные рифмы - рифмы с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными.
Стыковые рифмы - разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.
Супергипердактилические рифмы - второе название всех шести-, семи-, восьми- и девятисложных рифм; рифмы из слов с ударением на шестом, седьмом, восьмом или девятом слогах от конца. В отличие о гипердактилических, в стихосложении не применяются.
Тавтологические рифмы - эпифора; слово рифмуется само с собой.
Твёрдо-мягкие рифмы - рифмы, внутри которых мягкая согласная противостоит твёрдой.
Точные рифмы - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Тройные рифмы - рифмы из трёх созвучных слов в сложных строфах.
Усечённые рифмы - базовые равносложные рифмы, в которых пассивное слово заканчивается на согласную (или две), а активное - на гласную.
Устоявшиеся рифмы - часто употребляемые связки не совсем сходных по звучанию слов.
Холостые рифмы - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ) не рифмуются. Т.о., под условным понятием «холостой рифмы» следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
Четвертные рифмы - рифмы из четырёх созвучных слов в строфе.

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Виды рифм

В стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной.

Виды рифмовки

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

«Только рвани нынче нет (а) -

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

Что исчезла вольница (б)».

(С. А. Есенин).

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб":

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Как гений чистой красоты (б)»

(А. С. Пушкин).

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

Мы говорим со временем на «Вы» (а).

(И. А. Бродский).

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

Какой-то рокот мер и мучил» (в).

(Б. Л. Пастернак).

Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный.

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

«Послушайте (а)!

Ведь, если звезды зажигают (б) -

значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

(В. В. Маяковский).

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

Сочинять стихи в юности пытаются многие. Некоторые даже продолжают «страдать» этим и в зрелом возрасте, воображая себя современным Пушкиным - талантливым и непревзойдённым поэтом. Но, к сожалению, не всегда то, что выходит из-под пера самородков, можно назвать настоящей поэзией. Даже если не брать во внимание содержание виршей, яркость поэтических образов, то зачастую техническая сторона произведения оставляет желать лучшего.

Техника стихосложения

Важными условиями техники стихосложения являются размер (ритм) и рифма. Несмотря на то что сегодня появилась масса субкультур, где при стихосложении игнорируют размеренность и ритмичность строк, полностью отказаться от рифм даже им не удаётся. Примером тому сегодня служит модное молодёжное движение, называемое рэпом: юность ищет свои пути выражения внутреннего мира. И тем, кто развивает новые течения в поэтическом искусстве, и тем, кто является поклонником классического направления в поэзии, сегодня так важно знать, какие рифмы бывают в русском языке.

Перекрестная рифма

Большинство стихов пишется таким образом, что в них рифмуются попарно первая и третья строчки, а также вторая и четвёртая. Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют "рифма перекрестная". Стих под названием «Размышления на морском берегу» поможет на примере тщательнее рассмотреть этот способ стихосложения.

Размышления на морском берегу

То не я - это чайки рыдали,

И прощались с ушедшим летом,

Не меня звали светлые дали…

Море им шептало ответы

Как же выжить-то, неприкаянной?

Как не видеть во всём лжи и фальши?

Разобраться в душе, заваленной

Хламом боли, обид и сомнений?

Как ошибок суметь избежать

И из тысячи сотен решений

Верный, точный ответ отыскать?»

Но, устав от рыданий, умолкли

Чайки. Море в сон погрузилось.

И ответы, как в сене иголки,

Не найти, коль не Божья милость.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: общая информация

Здесь в каждом катрене (строфе, состоящей из четырёх строк) используется перекрестная рифма. Чаще всего поэты все катрены в одном отдельно взятом стихотворении пишут, используя один из нескольких либо все строчки заканчиваются на ударные слоги (мужская рифма), либо все строчки имеют женскую рифму, когда ударение падает на предпоследний слог, либо одна из зарифмованных пар строчек имеет мужскую рифму, а другая пара - женскую. Немного реже встречается дактилическая рифма, когда строка оканчивается на два безударных слога, которым предшествует ударный. И совсем редко удаётся встретить гипердактилическую (четырёх- или даже пятисложную) рифму, когда за ударным слогом следуют три или более безударных слога. Использование в одном стихотворении всех вариантов сразу - явление довольно редкое.

Мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая рифма: разбор на примере

В ранее представленном примере как раз прослеживается мужская, женская и дактилическая перекрестная рифма как вариант способа стихосложения. Например, в первом и последнем катренах наблюдается использование исключительно женских рифм, а во второй строфе первую и третью строку соединяет женская рифма, а вторую и третью - дактилическая. Третий катрен является образцом использования сочетания женская-мужская рифма. На самом деле здесь перекрестная рифма выражается схемой АбАб, где представляет собой женскую рифму, а строчная - мужскую.

Кольцевая рифма

Встречается так же часто, как рифма перекрестная, опоясывающая рифмовка строк. При этом способе стихосложения сочетаются первая с четвёртой строкой, а вторая - с третьей. Как пример опоясывающей, а по-другому - кольцевой рифмы, можно использовать вот эту строфу из стихов «О маме»:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Как видно из примера, здесь прослеживается рифма в первой и четвёртой строках (малость - оставалось), а также во второй и третьей (руки - скуки).

Так же, как и перекрестная, кольцевая рифма может иметь варианты мужской, женской, дактилической и гипердактилической, а также их сочетаний. Чаще всего этот вид стихосложения используется в сонетах и практически никогда - в русской народной поэзии. Впервые появилась она в 18 веке, на исходе силлабического периода стихосложения. Наблюдать её можно у в «Письме II к стихам своим».

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он - горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Онегинская строфа

Обычно всё произведение поэт пишет в одном, избранном им ключе, используя либо кольцевую, либо парную, либо перекрестную рифму. Но Пушкиным Александром Сергеевичем был представлен миру оригинальный вариант, который в его честь был назван «онегинской строфой», так как появился в первых строках романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия. Здесь в одном стихотворении встречаются сразу рифма кольцевая, парная, перекрестная. Этот способ жив и поныне, и иногда авторы стихотворных произведений обращаются к нему, дабы ярче выразить свои чувства и мысли.

В качестве примера можно взять стихи «О маме» полностью, один катрен которых уже был рассмотрен как пример опоясывающей рифмы.

О маме

Не забыла, отчего я дома,

Не забыла запаха родного.

Мама, я тебе купила розы!

Мамочка, прости, что уже поздно…

Что могу я? Только эту малость:

Поцелую сморщенные руки…

Никогда они не знали скуки,

Сил на отдых им не оставалось.

И глаза, когда-то ярко-синие,

Смотрят с фото - блёкло-голубые…

Волосы, роскошные, красивые,

Поредели, сделались седые…

Ты ждала меня здесь, у порога -

Только припозднилась я немного…

При разборе первого катрена становится ясно, что в его написании задействована парная рифма. Правда, ещё следует отметить, что здесь использована ассонансная рифма, в которой созвучны только но не согласные.

Действительно, слова «дома» и «родного» на первый взгляд довольно сложно назвать рифмой. Но в слове «дома» последняя безударная гласная стоит во II слабой позиции, поэтому даёт редуцированный звук «ъ». В слове «родного» тот же звук даёт буква «о» в заударной позиции. Подобным образом можно разобрать слова «розы» и «поздно». Правда, эта рифма усиливается общим согласным «з».

Второй катрен был рассмотрен нами выше: здесь прослеживается опоясывающая или кольцевая рифма. В третьем четверостишии используется перекрестная рифма. И завершает онегинскую строфу, как того требует выбранный стиль, двустишие.

Вот такое это сложное дело - стихи писать. И всё-таки научить подбирать правильно рифмы, выбирать способ стихосложения, соблюдать ритмический рисунок можно даже робота. А вот вкладывать в произведение частичку своей души - это по плечу далеко не каждому.