Волшебная буква "У" - Форум Волшебников. Волшебные буквы Игра «На что похожи буквы?»

>> Литература: В. Данько. «Загадочные буквы»

Урок 1

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели:

– познакомить учащихся с учебником;
– ввести понятия «писатель», «автор произведения»;
– совершенствовать навык чтения;
– научить создавать свои двустишия о буквах;
– развивать речевые умения, творческие способности и воображение;
– воспитывать читательский интерес.

Оборудование : алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки с играми; пословицы о книгах.

Ход урока

I. Организационный момент.

В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Учитель демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

1. Знакомство с учебником.

Учитель предлагает рассмотреть обложку учебника. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Берестова «Учебник» (по ролям).

– Учитель у меня в портфеле…
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?

2. Изучение правил обращения с книгами.

– Назовите правила обращения с книгой.

Учащиеся читают памятку о правилах обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за удобным столом.
- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
- Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги на закрытых полках.

– Почему необходимо беречь книгу?
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

> Испокон века книга растит человека.
> Дом без книги что изба без окон.
> С книгой жить – век не тужить.

3. Знакомство с темой I раздела.

– Прочтите название первого раздела учебника.
– Как вы думаете, о чем расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?
– Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)

4. Чтение статьи-разговора «Дорогой первоклассник!» на с. 4 учебника.

– Чему посвящен первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к чтению стихотворения В. Данько «Загадочные буквы».

– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?

2. Отработка навыка чтения целыми словами.

– Прочтите записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:

про-гло-ти-ла – проглотила
от-кро-ем – откроем
вой-дем – войдем
жуж-жит – жужжит
при-ят-ный – приятный
спа-са-ет-ся – спасается
у-серд-но – усердно
от-клик-нет-ся – откликнется
по-гла-дим – погладим
за-вер-тит-ся – завертится
на ско-во-род-ке – на сковородке

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочтите стихотворение В. Данько «Загадочные буквы», записывая в «окошки» отгаданные вами буквы.

4. Анализ прочитанного произведения.

– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «веселые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.

5. Чтение стихотворения в паре.

– Прочтите стихотворение вслух: один называет букву, другой читает предложение.

Физкультминутка

Аист

Учащиеся декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает.

Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выборочное чтение.

– Прочтите строчки из стихотворения о самых веселых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.

2. Игра «На что похожи буквы?».

Учитель читает загадки, учащиеся узнают и называют буквы.

Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
Е. Тарлапан

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
С. Маршак

– Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Е. Тарлапан

Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит.
Е. Тарлапан

Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
Г. Виеру

Отгадки: Г, Ж, Р, Ф, А, В.

3. Развитие речевых и творческих способностей.

– Прочтите понравившееся двустишие.
– Обратите внимание на последние слова в каждой строке:

Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.

– Что вы заметили?
– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

Рифма (гр. rhythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.

– Найдите слова, которые рифмуются, и прочтите их:

Проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.

– Давайте попробуем сочинить свое двустишие о буквах. Выберите любые две буквы, например Б и К.

– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.

Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.

4. Развитие фонематического слуха.

– Послушайте стихи А. Максакова, найдите в них ошибку и назовите слово, которое подходит по смыслу:

Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.

V. Итог урока.

– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

Домашнее задание:

1) придумать и нарисовать «загадочные буквы»;
2) попробовать сочинить свое двустишие.

Игры со словами, которые помогут затеять с ребенком разноцветные буквы на магнитах, развивают речь, мышление и воображение.

Наверное, многие c детства помнят удивительную игру — магнитную азбуку. Она представляет собой металлический экран и разноцветные буквы, в которые вставлены магнитики. С помощью такой азбуки можно легко запомнить буквы, научиться сливать их в слоги, а потом составлять слова — сначала простые, затем все более сложные.

Но вот все буквы уже знакомы, ребенок научился составлять слоги, даже слова. Что дальше? Неужели ресурсы магнитной азбуки исчерпаны и пора убирать ее поглубже в шкаф или дарить малышам? Конечно, нет!

С помощью магнитных букв можно придумать разнообразные игры со словами. Обычно такие забавы предлагаются детям постарше и проводятся в устной форме. Но играть со словами устно, воспринимая материал только на слух, бывает непросто даже для младших школьников. Магнитная азбука поможет сделать игры со словами наглядными и интересными.

Не забывайте хвалить ребенка за сообразительность, давайте ему время самому найти правильное решение.

Игра „ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ”

В этой игре мы предлагаем малышу побыть волшебником. А секрет „волшебства” такой: заменив в предложенном слове всего одну букву, можно превратить его в другое слово с иным значением. Сначала выбирайте для „колдовства” простые слова, которые состоят из трех букв.

СОК — ТОК — КОК. Попросите ребенка выложить из букв магнитной азбуки слово СОК. Затем предложите превратить его, заменив всего одну букву, в то, что находится в электрической розетке. Дайте малышу время подумать и догадаться самому, что это ТОК. Затем, снова изменив одну букву, превратите слово в корабельного повара (КОК).

ЛЕВ — ЛЕС. Выложите вместе с ребенком слово ЛЕВ. Затем немного поколдуйте над буквами — и грозный хищник станет местом, где растет много деревьев.

ЛУК — ЛАК — ЛАЗ. Пусть ребенок сложит из магнитных букв слово ЛУК. Затем превратит этот овощ в то, чем красят ногти (или покрывают мебель) — ЛАК. После этого попросите малыша сделать из слова ЛАК отверстие, через которое можно пролезть (ЛАЗ).

ЖУК — СУК — ТУК — ЛУК. Ребенок выкладывает слово ЖУК, затем превращает его в острую ветку на дереве (СУК), потом — в звук, который получается, когда стучат молоточком (ТУК). А потом это слово станет овощем, который добавляют в суп и салат.

БОБ — ЛОБ. Вместе с ребенком выложите слово БОБ, объясните, что оно означает. Потом измените зернышко так, чтобы получилась часть лица (ЛОБ).

ДОМ — ДЫМ. Дайте малышу три буквы — Д, О, М — и попросите сложить слово, обозначающее здание (ДОМ). Затем попросите преобразовать это слово в то, что образуется во время горения костра (ДЫМ).

МИР — ПИР. Что бывает, когда нет войны? Конечно! Пусть кроха выложит слово МИР. Затем замените одну букву так, чтобы МИР превратился в большое застолье, где гостей угощают вкусной едой (ПИР).

Подобным образом можно обыграть и другие цепочки слов: КОМ — ТОМ — ДОМ, СЫР — СОР — ВОР, БОР — БОЙ — БОК, БОГ — ДОГ, ДАМ — ДАР, ВОЛ — ГОЛ — КОЛ — ПОЛ, БАК — БОК, БЫК — БУК, БЫЛ — БАЛ.

Если ребенку нравится игра и он уже научился легко менять простые слова, можно выбрать для игры более сложные слова, состоящие из 2-3 слогов.

ЛОДКА — ЛОЖКА. Вместе с малышом выложите слово ЛОДКА. Затем предложите заменить в слове одну букву так, чтобы то, на чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА).

БАРАН — БАНАН. Составьте из магнитных букв слово БАРАН. Немного колдовства — и из животного получится сладкий фрукт.

ГОРОХ — ГОРОД. Вместе с ребенком выложите из магнитных букв слово ГОРОХ. Затем превратите его в место, где много домов, дорог, машин и людей.

КОРОВА — КОРОНА. Попросите ребенка „написать” слово КОРОВА, а потом изменить одну букву так, чтобы животное превратилось в головной убор короля.

Игру можно продолжать также и с другими словами: ГОРКА — НОРКА, БЕЛКА — БУЛКА, ТУЧКА — РУЧКА — ЖУЧКА, ДЕНЬ — ПЕНЬ — ТЕНЬ — ЛЕНЬ, ТОЧКА — ДОЧКА — КОЧКА — БОЧКА — ПОЧКА.

Игра „БУКВЫ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ”

Это еще одна занятная игра. И вновь малыш может почувствовать себя волшебником! Ведь есть такие слова, которые состоят из одних и тех же букв, но расположены буквы в разном порядке, поэтому и значения у слов разные. И очень интересно угадать, какое же новое слово прячется в заданном! Подбираем варианты, переставляя буквы местами.

АУ — УА. Вот малыш плачет УА. А теперь превратим это слово в другое — как будто малыш потерялся в лесу (вместе с крохой выложите слово АУ)

РАК — КАР. Предложите ребенку выложить слово РАК, а затем поменять буквы местами так, чтобы речной житель превратился в громкий крик большой птицы.

ЛАЗ — ЗАЛ. Попросите ребенка составить слово ЛАЗ, а затем сделать из узкого прохода большое и просторное помещение (ЗАЛ).

ГОРА — РОГА. Пусть малыш выложит из магнитных букв слово ГОРА, а потом переставит буквы местами так, чтобы гора стала тем, что растет на голове у лося или оленя (РОГА).

БАНКА — КАБАН. Выложите вместе с ребенком слово БАНКА. Потом поменяйте буквы местами так, чтобы стеклянная посуда превратилась в дикое животное, которое живет в лесу и очень любит желуди (КАБАН).

Мы привели примеры игры, когда крохе дается подсказка — описание значения нового слова. Можно усложнить игру: пусть карапуз самостоятельно догадается, что это за слово.

ТОК — КОТ. Выложите слово ТОК. Спросите кроху, как поменять буквы местами так, чтобы получилось другое слово? Что это за слово? Дайте ребенку возможность догадаться самому. Продолжайте игру с другими словами: ГОД — ДОГ, СЛОВО — ВОЛОС, БАРЫНЯ — РАБЫНЯ, ГОРОДА — ДОРОГА.

Игра „БУКВА СБЕЖАЛА”

Если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово! Дайте ребенку возможность наглядно убедиться в этом при помощи все той же магнитной азбуки.

КРОТ — РОТ. Попросите малыша выложить слово КРОТ. А потом — убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица (РОТ).

ПОЧКИ — ОЧКИ. Составьте слово ПОЧКИ, а потом уберите из слова одну букву так, чтобы ПОЧКИ на ветке, в которых прячутся зеленые листочки, вдруг стали стеклянным предметом в оправе, который нужен тем, кто плохо видит (или который есть у бабушки).

ГРОЗА — РОЗА. Вместе с крохой выложите слово ГРОЗА. А затем уберите из слова одну букву — грозная стихия чудесным образом превратится в красивый цветок (РОЗА).

ВОЛК — ВОЛ. Попросите малыша написать магнитными буквами слово ВОЛК, а потом — убрать одну букву, чтобы хищный и опасный лесной зверь превратился во вполне мирное домашнее животное (ВОЛ).

Это были варианты игры с описательными подсказками для крохи. Конечно, есть и другие варианты заданий, в которых кроха должен найти ответ самостоятельно: ПУШКИ — УШКИ, ВАННА — АННА, ЭКРАН — КРАН, КОСА — ОСА.

Игра „СЛОГ СБЕЖАЛ”

В аналогичную игру можно поиграть и со слогами: стоит убрать из некоторых слов один слог, и они превращаются в другие слова! Но прежде чем предлагать ребенку эту игру, стоит познакомиться со слоговой структурой слова. Маленькая подсказка: делить слово на слоги помогают хлопки в ладоши с одновременным произнесением слова (один слог — один хлопок).

ПЕСОК — СОК. Выложите слово ПЕСОК. Попросите ребенка прочитать слово и хлопками выделить слоги, назвать первый слог, второй слог. Затем предложите убрать из слова один слог так, чтобы получилось совсем другое слово. Если кроха не может догадаться сам, подскажите ему: „Убери из слова ПЕСОК один слог так, чтобы он превратился во вкусный фруктовый напиток” (СОК).

ПИРОГ — РОГ. Пусть малыш выложит слово ПИРОГ и назовет его слоги. Затем попросите убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Если ребенок затрудняется, подскажите: „Убери из слова ПИРОГ один слог так, чтобы вкусная еда превратилась в то, что растет на носу у носорога”.

ГАМАК — МАК : Подобным образом попросите кроху сделать из ложа для сна и отдыха цветок.

Продолжайте играть с другими словами: БАБОЧКА — БОЧКА, БОЛОТО — ЛОТО, МАТРОС — ТРОС, КОРЗИНА — ЗИНА, КАБАЧОК — БАЧОК.

Описанные игры полезны для развития речи, они помогают научить ребенка более внимательно слушать слова, обращать внимание на их написание, понимать значение. Все это развивает грамотность, что очень пригодится крохе и в школе, и в жизни.

Игра „Волшебные буквы”

Есть удивительные слова, которые могут стать предметом целой сказки. Познакомимся с одним из них.

ПОБЕДА
(По сказке С. Погореловского)

Одна буква может творить чудеса.

Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину „Победа”. Написал под картинкой: ПОБЕДА (выложите с малышом это слово из букв магнитной азбуки).

Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась ему буква П. „Поставлю ее, — думает, — перед своим домом. Хорошие ворота будут”. Взвалил букву на спину и унес. (Уберите букву П, а в дальнейшем — и другие буквы, по тексту).

Пришел Медведь, хмурый, голодный. Сразу жаловаться стал:

— Нет у меня сегодня…

— ОБЕДА, — подсказали буквы.

— Верно! — рявкнул Медведь. — Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.

— Ой, где беда? — заметался Зайчик.

Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, а Зайчик умчался в лес.

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес.

Тут Баран пришел, заблеял обиженно:

— Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

А буквы ему:

Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами, она и рассыпалась. Осталась последняя буква — А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей может? Только плакать: а-а-а!

Утешь скорее букву А — поставь рядом с ней друзей-товарищей, чтобы получились новые слова!

19.08.2008, 12:27

Недавно я села за руль собственной машины и пока практиковалась ездить за рулем, купила себе аж 2 буквы "У" (ученик за рулем). Думала наклею на машину с двух сторон, но меня отговорили подружки... И вот что я придумала: я дала букве Установку на Уважение, Удачу, Улыбки и Уверенность в себе. Наклеила эти 2 буквы на входную дверь, чтоб всегда эти Установки были перед глазами! Есть результаты, стала ездить Увереннее, больше Улыбаться. Надо еще ей назначить Увеличение прибыли в бизнесе! Поработаю над этим!!!

Если будут варианты превращения этой волшебной буквы, делитесь, буду рада!

19.08.2008, 12:51

Монна Мира

19.08.2008, 13:04

Значит, 27-ой буквой будет Щ!!!.png

Ну, Господа-Волшебники, на что еще кроме, конечно, Щастья эта буква действует?.png

19.08.2008, 13:20

жаль что на "Щ" у нас буквы дорожной нет... а то ее то можно было бы и на зеркало приклеить.. А она бы была в Красной окантовке!!! Вдвойне польза!.png

Монна Мира

19.08.2008, 13:39

Ну дык можно приклеить где-нибудь еще..gif Всё равно у тебя лишняя У есть. Теперь можно подумать, как это скомбинировать.

19.08.2008, 13:54

Она не лишняя, они обе у меня работают... Сеогдня на увеличение прибыли и на удачу в делах, завтра на удаление преград и т.д.

19.08.2008, 14:32

Волшебная-волшебная!.png

Еще и какая! Это ж именно она отличает Мужчину от Женщины всилу недостатка одной "ножки"))))))))))) Полхромосомины называется.png)))) Так что, смею заверить, мужики потянутся... Со страшной, нелюдской силой... Ну, чтоб не гаишники: это постараться надо, хотя тоже ведь - мужчины! Тянет их! Понимать надо))

Из волшебного: повесить непосредственно перед буквой У - букву Х (икс), что будет обозначать ваше дружелюбное отношение к взаимодействию полов... Смущает несколько получающаяся аббревиатура ХУ..., просящая некоего творческого завершения... Но - если не смущает)))))))))))))))))))))))))

19.08.2008, 14:40

Это я нашла в словаре. "У - 21-я буква в кириллице и английском алфавите. Вторая буква священного возгласа "Оум".

Число 21 всегда считалось мистическим символом, что сохранилось и в наши дни. В алхимии 21 день считался сроком, когда неблагородные металлы превращались в серебро". Значит и нашу волшебную букву можно превратить во что-то благородное... :-)

Кодирование все помнят? Так вот, если кодировать слово "СЧАСТЬЕ" - получается - "21"!!! 21 - число счастья!!! Значит, буква "У" - СЧАСТЬЕ!!!.png

Всё гораздо проще, иногда гугл и яндекс очень хорошо помогают

План-конспект урока к предмету «Литература 1 класс» на тему «В. Данько. «Загадочные буквы»»

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели:
– познакомить учащихся с учебником;
– ввести понятия «писатель», «автор произведения»;
– совершенствовать навык чтения;
– научить создавать свои двустишия о буквах;
– развивать речевые умения, творческие способности и воображение;
– воспитывать читательский интерес.

Оборудование: алфавит; карточки с буквами; выставка книг о буквах, алфавите, азбуке; карточки с играми; пословицы о книгах.

Ход урока

I. Организационный момент.

В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Учитель демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

1. Знакомство с учебником.

Учитель предлагает рассмотреть обложку учебника. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Берестова «Учебник» (по ролям).

– Учитель у меня в портфеле…
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?

2. Изучение правил обращения с книгами.

– Назовите правила обращения с книгой.

Учащиеся читают памятку о правилах обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за удобным столом.
- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.
- Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги на закрытых полках.

– Почему необходимо беречь книгу?
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

> Испокон века книга растит человека.
> Дом без книги что изба без окон.
> С книгой жить – век не тужить.

3. Знакомство с темой I раздела.

– Прочтите название первого раздела учебника.
– Как вы думаете, о чем расскажут нам произведения по теме «Жили-были буквы»?
– Отгадайте загадку и проверьте свой ответ:

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)

4. Чтение статьи-разговора «Дорогой первоклассник!» на с. 4 учебника.

– Чему посвящен первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к чтению стихотворения В. Данько «Загадочные буквы».

– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?

2. Отработка навыка чтения целыми словами.

– Прочтите записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:

Про-гло-ти-ла – проглотила
от-кро-ем – откроем
вой-дем – войдем
жуж-жит – жужжит
при-ят-ный – приятный
спа-са-ет-ся – спасается
у-серд-но – усердно
от-клик-нет-ся – откликнется
по-гла-дим – погладим
за-вер-тит-ся – завертится
на ско-во-род-ке – на сковородке

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочтите стихотворение В. Данько «Загадочные буквы», записывая в «окошки» отгаданные вами буквы.

4. Анализ прочитанного произведения.

– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «веселые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.

5. Чтение стихотворения в паре.

– Прочтите стихотворение вслух: один называет букву, другой читает предложение.

Физкультминутка

Учащиеся декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает.

Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выборочное чтение.

– Прочтите строчки из стихотворения о самых веселых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.

2. Игра «На что похожи буквы?».

Учитель читает загадки, учащиеся узнают и называют буквы.

Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
Е. Тарлапан

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
С. Маршак

– Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Е. Тарлапан

Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
Но начинает алфавит.
Е. Тарлапан

Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
Г. Виеру

Отгадки: Г, Ж, Р, Ф, А, В.

3. Развитие речевых и творческих способностей.

– Прочтите понравившееся двустишие.
– Обратите внимание на последние слова в каждой строке:

Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.

– Что вы заметили?
– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.

Рифма (гр. rhythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк (слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу.

– Найдите слова, которые рифмуются, и прочтите их:

Проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.

– Давайте попробуем сочинить свое двустишие о буквах. Выберите любые две буквы, например Б и К.

– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.

Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.

4. Развитие фонематического слуха.

– Послушайте стихи А. Максакова, найдите в них ошибку и назовите слово, которое подходит по смыслу:

Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.

V. Итог урока.

– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

Домашнее задание:

1) придумать и нарисовать «загадочные буквы»;
2) попробовать сочинить свое двустишие.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.