Топик на английском языке манеры. Правила поведения в великобритании. Поведение англичан за столом

Диалоги-иллюстрации по обучению учащихся формам обращения в английском языке:

(В автобусе)

Conductor: Any more fares, please?

Passenger: A thirty pence ticket, please.

C. Here you are, sir. Two pence change, thank you.

P. Thank you.

(В ресторане)

Guest: Waitress, the bill, please!

Waitress: Two pounds and six pence, please.

G. Here you are. And keep the change.

W. Thank you, sir. Good-morning.

(Гид, обращаясь к туристам)

Guide: Ladies and Gentlemen! Take your seats, please. Our route takes us to Westminster, where we find several historic buildings, famous all over the world.

(В магазине)

Shop-assistant: Are you being served, gentleman? What can I do for you?

Customer: My friend and I want a pair of patent leather shoes.

S. What size do you take, sir?

C. Size seven for both of us, and both the pair in black if they are available.

(В школе)

Teacher: Why are you late, Smith?

Pupil: I missed my train, Miss Jones.

(Джейн звонит в квартиру своей подруги Бетти. Бетти открывает дверь)

J.: Hallo, Betty!

B.: Oh, hallo, Jane! It’s lovely to see you. Come in!

J.: Thank you. I’m glad you’re at home. Is your mother in? I’ve got a favour to ask her.

B.: No, mummy’s out. She and daddy are at Auntie Margaret. But do come in and sit down.

(Разговор англичан с иностранным школьником)

A: I beg your pardon. Could you repeat what you said?

B: Certainly. I said that tomorrow would be a day off my office.

A: I’m afraid I can’t grasp the word “day off”. Will you please explain it?

B: Oh, this word is combination use. It means a “free day” or “day’s holiday”.

(В больнице)

Nurse: Good morning. May I ask your name?

Patient: Yes, I’m Mrs Goodwin.

N: Have you an appointment with Dr Rooke?

P: Yes, I have. He said he would see me at ten this morning.

N: Shall I tell him you are here, Mrs Goodwin?

P: Yes, please do.

Диалоги-иллюстрации по обучению учащихся формам приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, сочувствия в английском языке:

(Встреча двух старых знакомых)

D: Good evening, Jack. I hope you are well?

J: Very well, thank you, and you, David?

D: Much the same as usual, you know. I’m very glad to see you again. How are your wife and children?

J: They are all in the best of health, thanks.

(Неожиданная встреча бывших соучеников)

A: Excuse me for stopping you like this, but aren’t you Tom Wallace?

T: Yes, that’s my name.

A: Don’t you remember me? I’m Alec Bell, we were at school together.

T: My goodness! So we were! This is a great pleasure (They shake hands warmly).

(Встреча друзей, давно не видевших друг друга)

F: Hallo, old boy, where have you suddenly sprung from?

A: Well, I never! If it isn’t Fressy Carter! My first day back in London, and I run into you. How is everybody? Are you still living in Wimbledon?

F: Yes, we’re still in the same place – we are all fine; and what are you doing, Alan? Have you come over from the States on a business trip?

A: No, we’ve come back for good.

(Том навещает своего школьного друга)

Tom: Good morning, Mrs Brown, is Denis at home?

Mrs Brown: Yes, he’s just come from school. Please, come in.

Dennis: Hallo, Tom. I’m glad to see you, please sit down.

T: Thanks.

D: How have you been lately?

T: Oh, splendid, thanks, and how are you?

D: I’ve have a slight cold, but it’s better now.

T: How’s school?

D: Oh, lots of home assignments these days. The exams start in a week.

T: So do mine.

(На званом вечере. Знакомство двух молодых людей, оказавшихся рядом за столом)

J: Perhaps I’d better introduce myself. My name’s Ralph Jefferson. I’m studying at London University.

H: My name’s Catherine Hogg. I’m a medical student.

(В учреждении. Знакомство сослуживцев без посредника)

S: I should introduce myself – Peter Smith. I’m in the accounts department.

J: Philip Jones. Pleased to meet you, Peter. Or do they call you ‘Pete’

S: Usually “Peter”. What section are you in?

(Представление своей родственницы коллеге по работе)

X: You’ve met Mrs Cooper, Becky, haven’t you?

B: I’m afraid I haven’t.

X: Oh, I’m sorry I thought you had. Mrs Cooper, this is Miss Brand, my wife’s cousin.

B: How do you do, Mrs Cooper?

C: How do you do, Miss Brand?

(встреча старых друзей)

H: Why, John Brown! I haven’t seen you for years. Don’t you recognize me?

J: I’m sorry. I know your face, but your name escapes me.

H: Helen James. Do you remember me now? We were at university together.

J: Helen! Of course, I remember you now! How nice to see you again! I don’t think you know my wife, Dora, this is Helen James, an old university friend of mine.

D: Hullo.

H: Very nice to meet you, Dora.

(Встреча знакомых в канун Рождества)

C: Merry Christmas!

D: The same to you.

C: How will you spend the holidays?
D: I’m going on a trip with two friends of mine.

C: Well, I hope you have a good time.

D: Thank you. I hope you enjoy holidays, too.

(Поздравление с Днем Рождения в приятельской среде)

A: Many happy returns of the day, Eve!

B: Oh, is it your birthday? Many happy returns!

C: Happy birthday, Eve!

E: Thank you.

(Сочувствие по поводу болезни приятеля)

A: You’re not looking well today.

B: No, I’m out of sorts.

A: I’m sorry to hear that, what’s the matter?

B: I don’t know; just don’t fell well, that’s all.

A: I hope it’s nothing serious , but you must be careful. There are a lot of colds about just at present.

(Тост с пожеланием успехов на новой работе)

A (holds up his glass): Well, here’s luck to you in your new job.

B: Cheers!

(Письмо с выражением соболезнования)

My dear Mrs Darling,

We are so very shocked to hear of the sorrow that has come to you. If there anything that either my husband or I can do, I earnestly hope that you will get in touch with us.

With deepest sympathy,

Alice Blake.

(Письмо-поздравление знакомого с продвижение по службе)

Dear Mr Brown,

We are so glad to hear the good news of your success; it was a splendid accomplishment. Congratulations!

Yours sincerely, James Browen.

Приложение 2.

Диалоги-иллюстрации по обучению учащихся формам благодарности, извинения, просьбы, совета, предложения в английском языке:

(Выражение благодарности приятелю)

M: Here’s the book I promised you, John.

J: Thanks very much, Martin. I’ll be careful with it. When do you want it back?

M: Any time. I’m in no hurry for it.

J: I should’ve finished it by next week. Thanks again.

(Выражение благодарности друзьям)

P: Many thanks, John, for going to all that trouble for us.

J: Don’t thank me, Peter, thank Dorothy. She’s the one who did all the running around.

P: Well, thank you, then, Dorothy. It was very good of you and we’re very grateful.

D: That’s okay, Peter, I didn’t mind a bit.

(Благодарственное письмо друзьям за любезный прием)

My dear Mrs Robbins,

It was more than good of you to give my husband and me so much pleasure. We enjoyed and appreciated all your kindness to us more than we can say…

Once again thank you ever so much for your generous hospitality. With our kindest regards to you both.

Very sincerely yours,

Dorothy Day.

(На улице Лондона: обращение к прохожему)

A: Excuse me, but I wish to know where the Victoria Hotel is.

B: I’m sorry I don’t know. You’d better ask someone else.

A: Sorry to have troubled you.

B: I’m sorry I couldn’t help you.

(В автобусе: извинение за неловкое поведение)

Man: I’m sorry, I think I trod on your foot.

Woman: that’s all right, it’s a very bumpy ride.

(В гостях у приятельницы: извинение за непроизвольную неаккуратность)

Mrs J: Oh, I’m sorry Ruth, that was my fault entirely.

Mrs M: Never mind, it couldn’t be helped.

Mrs J: I’m so sorry – how clumsy of me. Do forgive me.

Mrs M: Don’t worry about it, we can easily clean it up.

Mrs J: I’ll go and get something to mop it up with.

(Извинение за невыполнимые обещания)

A: I’m sorry I haven’t been able to find those books for you yet. I just haven’t had time to look for them properly since I saw you.

B: That’s quite all right, I’m in no great hurry for them.

A: I really am sorry, but I’ll have them for you next time you come.

(Просьба)

M: John, I wonder if you’d mind running down to the shop for some sugar, I’m right out of it.

J: All right, Mum. How much do you need?

M: Two pounds, thanks. And on the way could you please drop this book in at the library for me?

J: All right.

M: If I were you, I’d go now because it looks as if it could start raining at any moment.

J: All right, I’m off now.

(Просьба к приятелю одолжить денег)

K: David, would you mind lending me a bit of money? I’m afraid I forgot to bring any with me.

D: I’m sorry, I can’t, Ken, I’ve only got enough for the bus fare myself. Why don’t you ask Peter? He might be able to help you.

K: That’s an idea. Thanks.

(В туристическом бюро)

Customer N: Which flight should we take, do you think?

Clerk: I’d advise you to take the earlier one, Sir. It’s a direct flight and much quicker.

N: Very well, I’ll take your advice. Can you get us four seats together?

C: I’ll try, but I may not be able to. Evening flights are always heavily booked.

N: If you’ll just take a seat for a few minutes, Sir, I’ll check for you.

N: Thank you.

Приложение 4

1)Дополнить фразы новыми, тематически близкими приведенным. Say it in English:

Wait a minute\a moment, please.

Happy New Year!

May I have this disk, please?

Won’t you be in the party?

See you in an hour.

2)Постройте диалог с использованием фраз из скобок, cоответствующих ситуации:

What do you say…?

  1. … when the door bell rings? (Who is here? Come in please)
  2. …when you can’t go with your friend? (I’m sorry. I can’t)
  3. …when you want to know the time? (What time is it?)
  4. …when you don’t remember somebody’s name? (I’m sorry. I’ve forgotten your name)
  5. …when you want to buy something as present? (How much is it? Could you help me with present for my friend?
  6. …when the telephone rings? (Hello! Who is speaking?)
  7. …when you attempt to ask a girl out for the first time? (Do you want to go to a party? Will you go out with me? I’d like to spend more time with you.)

3)В этом задании от учащихся требуется определить, какие формулы речевого этикета можно использовать в следующих ситуациях:

1. Introduce your friends to your parents \others.

2. To be grateful for somebody to his\her present.

3. Invite your friends to a party. Ask them to bring the music disk themselves.

4. You are going to make the New Year party. Write a plan for organizing it.

5. Say a few words to a person who is going to a party.

4)Возможен вариант и в письменной форме:

Everyone has a New Year card. Please, write your wishes to whom you want.

5)В задании продуктивного речевого характера от учащихся требуется составить диалоги на основе предложенных ситуаций с использованием формул речевого этикета: просьбы, извинения, отказа, благодарности.

Situation A

Invite your friend to the New Year Fancy Dress Ball party, which will be in the evening and there will be prizes for the best costumes!

Situation B

Say a few words to a foreign friend who has arrived in Tashkent on a short visit and has come to the party.

Situation C

Ask the girl out for the first time.

Situation D

Your friend is busy with organizing the party and needs help.

6)Весьма эффективен также следующий вариант ситуативных упражнений:

Make up short dialogs on the following situations:

Two friends meet after Christmas.

You are sitting with your friend and you are looking for your pen.

You are in a hurry and meet your friends who want to talk about the party.

You are planning to go to the party and ask your mother to give you a permission to go there.

See the models:

Situation: Olga meets her guests.

O: Oh, Nancy! I’m happy to see you here.

N: That wasn’t easy. My mother was against this party, but I tried to persuade her. … This is for you.

O: Thank you very much for your nice present, Nancy!

N: Oh, I’m glad you like it.

O: Yes, of course. It’s wonderful!

7)На дом дается следующее задание:

Think and write a celebration of one of the suggested holidays: Cookie Day, Grandparents Day and Favourite Movie Day.

You can use expressions: my holiday is…; it is selebrated…; because there is not…; I think…

«Эхо»

Главная задача этой игры заключается в том, чтобы научить учащихся использовать различные варианты комплимента в речи, формировать лексические и фонетические навыки, воспитывать культуру речевого поведения.

Дети, в соответствии с игровой задачей игры «Эхо», повторяют вслед за педагогом произнесенную им фразу, точно следуя образцу или корректируя ее (по договоренности). Преподаватель использует отдельные фразы комплимента, а затем присоединяет к ним обращение и мотивировку и подчеркнуто демонстрирует проявление доброжелательности в интонации, жестах, мимике.

John, you have a good sense of humour!

Mary, you have a beautiful smile!

Jane, you are a good singer!

Your mum is great!

You are handsome!

You look well!

You are so intelligent!

You are good-natured!

You are kind-hearted!

She is pretty!

You are beautiful!

You are wonderfully kind!

How well you look!

You are a person of good taste!

It’s a pleasure to talk to you.

«Чудесные превращения»

Главной целью этой игры является формирование лексических навыков (формы комплиментов), активизация усвоенных фраз, стимулирование воспроизведения фраз комплиментов, воспитание культуры речевого поведения.

Меховая игрушка обращается к ребенку с просьбой похвалить ее, а за это обещает превратиться в кого-нибудь. Ребенок вспоминает комплимент. Преподаватель незаметно заменяет игрушку на новую. Так повторяется несколько раз.

  1. John, you like my new dress, don’t you?
  2. You look wonderful in it.
  1. Marry, do you like my blouse?
  2. Yes, I do. It’s beautiful. The blouse goes well with your colouring.
  1. Phil, you like my suite, don’t you?
  2. The suite becomes you to great advantage.
  1. Do you like my new hairstyle?
  2. This hairstyle is just right for you.

«Вежливые отгадки»

Главной задачей этой игры является обучение учащихся быстрой реакции на речевую ситуацию, развитие навыков говорения, организация устной тренировки, развитие долговременной памяти, воспитание культуры речевого поведения.

Дети становятся в круг, выбирается ведущий; он встает в середину круга и закрывает глаза. Дети. Держась за руки, идут по кругу, приговаривая:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся угадать,

Кто тебя сейчас похвалит,

Комплимент тебе подарит?»

“One, two, three, for,

Try to guess right

Who now compliments you for?”

С последним словом дети останавливаются, преподаватель дотрагивается до одного из них. Он немедленно произносит похвалу, а водящий должен угадать, кто произнес. Следует стимулировать детей на употребление различных форм, так же как и на многократное повторение одних и тех же выражений:

You are nice. You are kind. You are clever. What a good girl (boy)! How beautiful! What a nice dress! You read well. You run fast. You look lovely. How kind you are! You are very intelligent. You are handsome. You’re beautiful. You look well. She sings well. He writes correctly. You have nice eyes. You have beautiful hair. You have a good voice.

Ситуативные упражнения

Exercise 1.

Закончите приводимые ниже предложения обращениями, выбранными из предлагаемого списка. Если нет необходимости использовать обращения, пишите рядом с этим предложением слово nothing. Некоторые из списка слов могут быть использованы в нескольких случаях, другие же ни в одном.

Приведем три примера:

  1. Department store assistant to a woman customer: Can I help you,…?

Answer: Madam.

  1. Parents to their child: What are you doing,…?

Answer: dear, love, darling.

  1. Railway traveler to a ticket clerk: one ticket to Lancaster, please,…

Answer: nothing

Grandma

Granddad

love

Officer

Caller

Mummy

My friend

Madam

Viewers

Gentleman

Listeners

Granny

Dear

Mate

Ladies and Gentleman

Your Majesty

Man and women

Daddy

Darling

Grandpa

  1. child to his or her mother: Can I go out,…?
  2. Telephone operator: Please, hold the line…
  3. Television presenter to people watching at home: Welcome to the Saturday Night Show,…
  4. Child to his or her Grandfather: Thank you for the present,…
  5. Someone to a bank clerk or librarian: Can you help me,…
  6. Someone making a speech to his audience: I’ll try to be brief,…
  7. Polite shop-assistant to a mate customer: Can I help you,…
  8. Someone to the Queen: Good evening,…
  9. Customer to a shop-assistant: Can I try on this coat,…?
  10. Wife to her husband: you look tired,…
  11. Radio presenter to people at home: Now we have a surprise for you,…
  12. Workman to a man passing by: What’s the time,…?
  13. Policeman to a man who asks for help: Yes,…
  14. Policeman to a woman who asks for help: Yes,…
  15. Someone to a policeman: Excuse me,…
  16. Child to his or her grandmother: here are your glasses,…
  17. Woman shopkeeper in a small, friendly shop to a customer: What would you like,…
  18. Soldier to his commander: Can I go,…?
  19. Child to his or her father: Good night,…
  20. Someone to a stranger in the street: Excuse me,…

Exercise 2. Fill the gaps in the dialogs.

(обращение к водителю такси)

  1. …! …, ….!
  2. Yes, … Where to?
  3. Take me to the Savoy Hotel,…
  4. …, sir.

(случайная встреча со старым знакомым по прошествию длительного времени)

  1. …, but haven’t we met before?
  2. … …, I can’t place you.
  3. Last Summer at Brighton.
  4. But …, you are Mike. How stupid of me. I … … …, I should have remembered.

(выражение благодарности друзьям)

- … …, John for going to all that trouble for us.

Don’t …, Peter, … Dorothy. She is the one who did all the running around.

Well, … …, then, Dorothy. It was very good of you and we’re very grateful.

- … …, Peter, I didn’t mind a bit.

(разговор по телефону)

Mrs Garret: …?

Joey: …. This is Joey Burke speaking. … … speak to Sasha,…?

Mrs G.: … … Sasha! There’s somebody … … … for you.

Sasha: … This is Sasha

Joey: …, Sasha. This is Joey Burke … … New York.

Sasha: …, Joey! … … …?

Joey: I’m fine. How are you doing?

Sasha: …I’m having a great time in Atlanta!

Exercise 3. Render from Russian into English. Different polite variants are possible.

  1. Я понимаю, у всех есть недостатки.
  2. Но я возмущена отношением вашего сына к занятиям.
  3. Правда, он никогда не блистал в английском.
  4. Вы знаете, учить иностранный язык очень трудно.
  5. На прошлой неделе он пропустил почти все занятия.
  6. И он не сдал ни одного теста.
  7. А перед экзаменом ему не хватило духа прийти и объясниться.
  8. А в письменной работе у него много грубых ошибок.
  9. Возможно, директор даже захочет его исключить.
  10. Мой сын никогда не верил, что у него какие-то проблемы.

Exercise 4. Render the following dialogs from Russian into English, according to English spoken etiquette.

№1.

Дж. Что насчет чашечки кофе днем, Диана?

Д. Хорошая идея. Где мы встретимся, Джордж?

Дж. Я буду ждать тебя около почты в 4 часа.

Д. Это немного рановато для меня. Сможем ли мы встретиться на полчаса позже?

Дж. Хорошо, мне подходит. Увидимся позже.

№2.

А. Извините, не подскажете, который час?

Б. Извините, но я не слышал, что вы сказали.

А. Я сказал: «Не подскажете, который час?» Мои часы остановились.

Б. Мои тоже, сожалею.

А. Не беспокойтесь, я спрошу у кого-нибудь еще.

№3.

М. Это книга, которую я обещал тебе, Джон.

Дж. Спасибо большое, Мартин. Я буду очень аккуратен. Когда мне ее вернуть?

М. В любое время. Она мне не к спеху.

Дж. Я закончу с ней к следующей неделе. Спасибо еще раз.

№4.

Э. Привет! Кого я вижу?

Б. Так, так! Какой сюрприз!

Э. Я очень рада встретить тебя, Билл. Я думала о тебе.

Б. Это просто прекрасно встретить тебя снова, Энди. Прошло много времени, когда мы были с тобой вместе, не так ли?

Э. Определенно.

Б. Как у тебя идут дела?

Э. хорошо, спасибо. А как у тебя?

Б. Неплохо.

Э. Я надеюсь, что мы встретимся еще, Билл.

Б. Я позвоню тебе, Энди, как только доберусь до телефона.

№5.

Извините

Да, что такое?

Не могли бы вы показать дорогу к станции «Виктория»?

Exercise 5.

Учащимся представлены ситуации и они должны составить диалоги и обыграть их, используя формы вежливого общения.

  1. Приветствие (Greeting)
  1. Say “Hello” to your English friend.
  2. Say “Hello” to your English teacher.
  1. Знакомство (Acquaintance)
  1. Introduce a new friend to your mother or father.
  2. Introduce your English teacher to Mrs Burke.
  3. Introduce two students to each other.
  1. Прощание (Saying “Good-bye”)
  1. Say “Good-bye” to your history teacher.
  2. Say “Good-bye” to your mother or father.
  3. Say “Good-bye” to your best friend.
  1. Благодарность (Gratitude)
  1. Say “Thank you” to your English friend for his small present for you.
  2. Say “Thank you” to the policeman who explained to you how to get to the downtown.
  1. Поздравления и пожелания (Congratulations and good wishes)
  1. You are at birthday party. Congratulate and give a present to the birthday person.
  2. You are the birthday person. Respond to these congratulations.
  1. Сожаления, утешение, сочувствие (Regret, reassurance)
  1. Your favorite team lost the game. Calm them down.
  2. The parents are reassuring their daughter that she’ll pass the exam.
  1. Совет (Advice)
  1. One of you wants to buy tape-recorder. Ask you partner for advice.
  2. One of us wants to sell a bicycle. Ask your partner for advice.

Exercise 6. Use understatement to:

  1. express your dislike of some TV programmes;
  2. criticize some recent innovations in the school system;
  3. disagree with your teacher in the subject of getting ready for exams;
  4. describe to a friend of you’re the frame of mind/ state of health of your other acquaintance who feels wretched / is very unhappy / terribly ill.

Write in brief:

  1. a critical review of an article / essay written by a friend of yours.
  2. The characteristics of somebody who you think is unfit to be elected a president.

Предварительный просмотр:

План-конспект урока английского языка на тему : Речевой этикет. Обращение к незнакомому человеку и формы обращения в семье.

Задачи:

Образовательные : познакомить учащихся с понятием «речевой этикет»; научить их обращаться к незнакомому человеку; систематизировать их знания о формах обращения в семье.

Развивающие : развивать фонематический слух учащихся; развивать логическое мышление учащихся, способность к догадке; развивать долговременную память учащихся, развивать когнитивную, эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную, Интеллектуальную сферы личности учащихся.

Воспитательные : воспитывать культуру речевого поведения; воспитывать уважение к правилам речевого этикета в Англии; воспитывать интерес к культуре изучаемого языка.

Тип урока: комбинированный;

Методы: метод рассказа, упражнения, иллюстративно-наглядный материал, метод объяснения, устного контроля.

Оборудование: классная доска с меловыми записями, Happy English -2 Кузовлев В.П., карточки с заданиями.

Литература: Иностранные языки в школе 2003 №3, Happy English -2 Кузовлев В.П.

План урока

  1. Организация начала урока.
  2. Вводная беседа учителя с классом о речевом этикете.
  3. Форма ты/вы.
  4. Обращение к незнакомому человеку.
  5. Формы обращения в семье.
  6. Выполнение тренировочных упражнений.
  7. Рефлексия

1.Good morning children. I’m very glad to see you. I don’t want you to name the problem of our lesson. Look at the blackboard. Here is the picture, you have to guess the problem.

Well done. Today we’ll speak about English spoken etiquette.

2.Сообщение учителя. В наши дни, когда расширяются контакты с другими странами. Когда происходит интернационализация всех сфер общественной жизни, иностранный язык становится реально востребованным в практической и интеллектуальной жизни человека.

При пользовании языком очень важно знать правила речевого поведения. В каждой стране есть неписанные законы ситуативного применения языковых единиц. Например, фраза You look fat, обращенная к собеседнику из какой-либо страны, испытывающей проблемы с продовольствием, может служить комплиментом, который свидетельствует о его материальном благополучии. В то же время эта фраза, обращенная к собеседнику из страны с высокоразвитым уровнем жизни, может оказаться бестактной и у собеседника не появится желание продолжить разговор.

Учителю следует упомянуть и о расстоянии, разделяющем собеседников. Существуют четыре основные дистанции: интимная (до 0,5м), персональная (от 0,5м до 1,2м), социальная (от 1,2м до 3,5м) и публичная (от 3,5м и далее).

Интимная дистанция – это эмоционально заряженная зона, используемая для проявления любви, защиты, утешения при обращении между самыми близкими людьми. Персональная дистанция характерна для неформальных контактов между друзьями. Социальная дистанция – это обычное расстояние между знакомыми, а иногда и незнакомыми людьми во время деловой беседы, школьного урока и т.п. Публичная дистанция характерна для одностороннего общения лектора с аудиторией и требует повышения голоса, стилизации жестов и более четкого произношения.

Дистанция между участниками общения в значительной мере зависит от национально-культурных особенностей страны или региона. Описанные выше особенности дистанции действуют в англоязычном обществе, но они не применимы, например, к латиноамериканцам, которые обычно разговаривают друг с другом на более близком расстоянии. Это приводит к некоторому непониманию при их общении с гражданами США. Североамериканцы инстинктивно отодвигаются во время разговора, а у латиноамериканцев складывается впечатление, что граждане США – холодные и недружелюбные люди. Таким образом, важность сведений об особенностях дистанций, принятых в том или ином обществе, очевидна.

Важно знать и язык жестов. Например, рукопожатие в англоязычном обществе является этикетным знаком общения на социальной дистанции. Джентльмены непременно должны обменяться рукопожатием при встрече. Хозяйка дома приветствует рукопожатием гостей на званом вечере. Вместе с тем держать какое-то время друг друга за руки означает для англичан интимную дистанцию общения. Затянувшееся рукопожатие приобретает, таким образом, дополнительный смысл.

Речевой этикет – это национально-специфический и социально-закрепленный стереотип общения, позволяющий правильно выбрать уместное в данной ситуации приветствие или прощание, извинение или благодарность, просьбу или пожелание, разного рода вежливое, доброжелательное отношение к собеседнику. Речевой этикет проявляется в процессе всего общения, но особенно важен он в первые минуты, при установлении контакта.

Контрольные вопросы учащимся:

Что такое речевой этикет?

Для чего нужно знать правила речевого этикета?

Где проявляется речевой этикет?

3. Сообщение учителя . Существовавшая ранее в английском языке форма ты уже в XVII веке вышла из употребления, сохранившись только в Библии и поэзии. Осталась одна только форма you. Все оттенки контактов, от грубо-фамильярного до подчеркнуто официального, передаются с помощью интонации, выбором соответствующих форм и конструкций. Например:

Hey, what’s the time?

What’s time is it, Nick?

Excuse me, could you tell me the time, please?

4. Сообщение учителя . Следует знать. Что таких форм обращения, как «Гражданин», «Гражданочка», в английском языке не существует. Им соответствует Sir, Madam, Miss. Форма «Товарищ» (comrade) принята только среди членов коммунистических и социалистических партий. Sir (чаще в США) употребляется по отношению к мужчине, старшему по возрасту, званию или социальному положению, например: ученик к учителю, солдат к офицеру, продавец к покупателю, горничная к жильцу, официант к клиенту. Но женщина, как правило, это обращение не употребляет.

Madam употребляется в тех же случаях, но по отношению к женщине, Miss – по отношению к девушке, молодой женщине. Это также принятая форма обращения покупателя к продавцу, посетителя кафе к официантке.

Как обращаются дети к учителю.

В Великобритании: Sir или Mr+фамилия (к мужчине); Miss+фамилия или просто Miss (к женщине)

В США: Sir или Mr+фамилия (к мужчине); Mrs+фамилия, Miss+имя (к женщине).

В США Professor употребляется по отношению к преподавателю любого ранга.

Следует знать, что обращение Mister, Missis, Miss без имени звучит очень невежливо.

Обращения – waiter\waitress\ porter\nurse выходят из употребления. Чтобы привлечь внимание людей названных профессий, употребляется выражение Excuse me, please.

5. Сообщение. Формы обращения в семье.

Маленькие дети – к матери и отцу: Mummy, Daddy; дети до 10-ти лет: Mum, Dad; взрослые из высших и средних классов: Mother, Father.

Дети – к бабушке и дедушке: Granny, Grandma, Grandpa; взрослые из высших и средних классов: Grandfather, Grandmother.

К тете и дяде: Auntie, Uncle.

6. Выполнение тренировочных упражнений:

Ex.I. Choose the best answer.

  1. When you address a middle-aged man whose name you don’t know, you say:
  1. Mister; b) Sir; c) Excuse me, please.
  1. If it is a woman, you say:
  1. Madam; b) Lady; c) Mrs; d) Excuse me, please.
  1. If you want to address an American tourist (Mrs Jane Hardy) whom you have known for a few days, you say:
  1. Madam; b) Mrs Hardy; c) Jane
  1. If you want to address a British scientist (Doctor John Brown) aged 50, you say:
  1. Mr Brown; b) Dr Brown; c) Doctor; d) John.
  1. If you want to address a visiting English teacher called Helen Parker, aged 25-30 (unmarried), you call her:
  1. Helen; b) Miss Helen; c) Miss Parker; d) Miss.

Ex.2. How would you address the following people?

  1. a girl of 18, unmarried (Judie Brown);
  2. a married woman aged 35 (Elsie Smith);
  3. a stranger of 25\75;
  4. a university professor (David Clark);
  5. your English teacher;
  6. a friend of your own age;
  7. your father;
  8. your uncle (John Brighton);
  9. Peter Bernett’s father (mother);
  10. An elderly woman in the street who seems to have lost her way (you want to help her).

Ex.3. Insert a suitable form of address in the blank spaces.

  1. “I hope it’s nothing serious,…” (to your doctor, Jack Wilson).
  2. “…, how nice to see you again after such a long time” (to your friend, Jane Walsh).
  3. “Yes, …, I’ll try not to forget about it” (to your friend, Martin Blackwood).
  4. “…, I wonder if you could find time to read my paper” (to a university professor, John Bridges).
  5. “…, could you tell me the way to the nearest post-office?” (to an elderly man in the street).
  6. “…, this is my friend James (to your mother).

Ex.4. Insert a suitable form of address for each case.

“Thank you…, I think I can manage myself”.

  1. to your father;
  2. to your friend Michael Black;
  3. to your teacher;
  4. to your friend’s father (William Graind);

“Yes,… she is waiting for you”

  1. to Peter Miller, aged 35 (you don’t know him well);
  2. to the family doctor, Alan Price;
  3. to your sister Helen;
  4. to Mrs Alice Blackboot, a neighbor, aged 82.
  1. What have you found out during the lesson?

Open your diaries and write down your home task. You have to make up the dialogues. Your marks are…

So the lesson is over. Good-bye.


Народу любой страны присуща своя культура, познать которую просто из книг или фильмов довольно сложно. И жители Англии в этом плане не исключение. Чтобы максимально вникнуть в ритм жизни другой страны, узнать правила хорошего тона, в том числе и в деловом мире, культуру общения и поведения, нужно пожить там хотя бы некоторое время.

Основные культурные нормы для жителей европейских и других развитых стран схожи, но есть некоторые особенности этикета. Так, английский этикет основывается на чертах характера, присущих англичанам.

Среди них выделяют вежливость, терпимость, сдержанность, корректность, невозмутимость.

Жители Англии всегда соблюдают правила этикета, чему поражаются многие иностранцы. Английская вежливость и невозмутимость в любой ситуации становятся предметом насмешек со стороны чужаков, но при этом ни у кого не возникнет желания назвать невоспитанным того, кто придерживается строгих правил этикета. Англия – это та страна, в которой зародилось понятие «истинного джентльмена». Чтобы им стать, нужно обладать безупречными манерами и соблюдать этикет.

Стоит отметить, что английский этикет на протяжении столетий несколько изменился, хотя основные формальности остались прежними. Например, в Англии во времена правления королевы Виктории было принято опаздывать на светские рауты, чтобы никто не подумал, что человек спешил на эту встречу, забросив все свои дела.

Теперь же опоздание считается признаком бестактности и неуважения к хозяевам дома, но и заранее никто на встречи не приходит, чтобы не доставить им хлопот. Современными правилами предписано приходить в гости точно в срок, что многие англичане успешно соблюдают.

Правила поведения и общения англичан

В общении истинные англичане сдержаны и безэмоциональны. Громко что-то обсуждать, жестикулировать или по-другому проявлять свои эмоции считается дурным тоном . Излишнее выражение эмоций для англичан считается проявлением театральности, а значит, неискренности. Причем улыбаться вам при разговоре они будут все равно, как бы лично к вам не относились.

Льстить и сыпать комплиментами в адрес собеседника – одно из правил этикета в Англии. Такая вот разноплановая вежливость у англичан.

Если в адрес оппонента можно проявлять восхищение, то любоваться собой и хвастаться – признак дурного тона. Рассказывая о себе в ситуации, которая этого требует, человек склонен даже несколько принизить свои достижения, чем проявить тщеславие и самодовольство. Эта особенность этикета в Англии берет начало из правильного воспитания, поскольку младшее поколение принято хвалить за скромность и сдержанность.

Англичанин, который открыто пошел на конфликт, – это нонсенс.

Даже если бурное развитие разговора навязывает его обозначить свою позицию, англичанин постарается избежать противостояния. В том случае, если его удалось втянуть в спор, он все равно продолжит вести себя по-джентльменски: не перейдет на личности, спокойно обозначит свою позицию и выслушает мнение собеседника. Эта холодность и чопорность англичан нередко доводят представителей других наций, которым хочется сорваться и выплеснуть свои эмоции, до отчаяния.

Правилами поведения запрещается держать руки в карманах во время разговора. Руки всегда должны находиться на виду у собеседника. Как у многих других народов, это считается признаком открытости и искренности.

Этикетом англичанам предписано обладать чувством собственного достоинства, что почитается не только у жителей Туманного Альбиона. Просить о помощи, жаловаться, искать сочувствия у окружающих здесь не принято. «Держать лицо» нужно в любой ситуации.

Знакомства в Англии заводить довольно сложно. Английский этикет предписывает, что знакомство может осуществляться только через посредника. Поэтому распространена ситуация, когда даже соседи не знают и не общаются друг с другом, поскольку они не были друг другу представлены, а обращаться к незнакомому человеку тут считается неприличным.

Хотя это правило распространяется чаще на жителей больших городов. В деревнях или маленьких провинциальных городах люди довольно быстро сходятся друг с другом и уж точно смогут поддержать так распространенный в Англии разговор о погоде.

При приветствии англичане обмениваются рукопожатиями, причем делают это быстро и легко, не задерживая чужую руку в своей. Вообще физический контакт для англичан – это вынужденная необходимость: при приветствии даже женщины лишь делают вид, что обмениваются поцелуями, и издают характерный звук. Панибратские жесты в виде похлопывания по плечу или потрепыванию волос считаются верхом бестактности.

Все беседы в английском обществе сводятся к обсуждению погоды, новостей и других малозначимых вещей. Даже во время деловой беседы некоторое время ведут разговор на нейтральные темы. Задавать слишком личные вопросы, расспрашивать о деньгах и отношениях в семье в Англии не принято. Абсолютно нормальным считается на вопрос «Как поживаете?» ответить «А вы как?».

Иностранцы, которые начинают действительно рассказывать о положении своих дел, вызывают у истинных англичан чувство неприязни.

Англичане никого стараются не посвящать в свою личную жизнь и ждут такого же отношения от других.

Смотреть в глаза в обществе не принято, особенно в ситуации вынужденного контакта, например, в общественном транспорте. Также является признаком плохого воспитания смотреть в газету или книгу, которую читает другой человек.

С другой стороны, у таких сдержанных и холодных англичан есть чувство юмора, которое, естественно, отличается от юмора в других странах. Но что у них не отнять, так это правильной реакции на шутки и розыгрыши. Обидеться на розыгрыш или шутку в свой адрес в Англии нельзя, поскольку тогда вы покажетесь злым и невоспитанным человеком.

Поведение англичан за столом

Приверженность народа традициям не позволяет им даже опаздывать на обед или ужин в собственном доме, а также на всем известное традиционное пятичасовое чаепитие. За столом этикет соблюдается всеми и даже в собственном доме. Все необходимые для конкретной пищи столовые приборы должны использоваться дома, как и во время светских раутов и застолий в ресторане.

Во время светского обеда или ужина не принято шепотом общаться с соседом по столу, разговор должен быть общим и слышать его должны все.

Но это правило, как и многие другие правила поведения за столом, характерно не только для жителей Англии.

После обеда в ресторане или другом общественном заведении официанта принято благодарить чаевыми, но не стоит делать этого напоказ: передавать деньги лично в руки некультурно. Их нужно оставить под салфеткой или под тарелкой.

После похода в гости стоит прислать гостеприимному хозяину или хозяйке дома послание с благодарностью.

Бизнес-этикет в Англии

Деловое общение также обладает массой нюансов, поэтому довольно сложно иметь совместный бизнес или налаживать связи с представителями Англии. Деловой этикет предполагает соблюдение множества правил и формальностей, как при знакомстве, так и при дальнейшем ведении переговоров.

В начале общения младшего по возрасту коллегу представляют старшему, более низкого по статусу – более высокому. Если и возраст, и статус новых знакомых равны, принято представлять первым того, с кем посредник больше знаком.

Обращаться к деловому партнеру принято по фамилии, пока не предложат перейти на имена. К тому же дополнительно стоит выяснить наличие титулов у знакомого, и обязательно употреблять их при знакомстве.

Деловой этикет англичан основан на таких особенностях характера, как четкость и обстоятельность. Они всегда стремятся опираться на цифры, факты, а не зависят от настроения или эмоций. Переговоры могут вестись очень долго, несмотря на то, что англичане ни в коем случае их не затягивают. То общение, которое предполагает какую-то деловую цель, они начинают без промедления, практически сразу же переходя от формальностей (разговоров о погоде и т.д.) к делу.

Если дарить цветы, конфеты или книгу, отправляясь к кому-то в гости, вполне допустимо, то любые подарки между партнерами в деловой сфере неуместны.

Приятное, легкое, ни к чему не обязывающее общение, отсутствие самонадеянности и навязчивости, приверженность традициям и старинным устоям – вот что отличает поведение воспитанного англичанина.

We all know that the word "etiquette" means public norms of polite behavior and good-order rules among people, at work, at the table, at a party, at business meetings. In each country, the rules of conduct are different, but for some reason it is the British that are a model of polite tone and manners of behavior.

The whole world has long been laughing and joking at the English pedantry and the ability to remain unperturbable in any situation. But upbringing, alertness and correctness, only emphasize their impeccable culture. They never interrupt during a conversation and do not ask tactless questions. Do not enter into conflicts and try to bypass sharp corners. You will never hear rude words and high pitch, the English are too ambitious to behave this way. Their coldness and stiffness disarm.

At acquaintance and meetings it is inadmissible to hug and kiss on the cheek, but only shake hands. In England, it is not accepted to ask about the amount of income, age (especially women), marital status.

If it concerns business meetings, a visit to a doctor, solemn events, the delay on your part will be disrespectful. Excessive emotionality is not welcomed among the English, but they are generous with compliments on any occasion. This people is modest, and they are very proud, with a sense of dignity. The English never ask for help, do not complain and do not expect sympathy.

In England, the love of the family and of the Motherland is sacred. Here, family relations, problems in the family are not put on display, they do not discuss personal life and relatives. And despite the secrecy and closeness within the family, the English are very hospitable people.

Перевод

Все мы знаем, что слово "этикет" означает общественные нормы вежливого поведения и правила хорошего тона среди людей, на работе, за столом, в гостях, на деловых встречах. В каждой стране правила поведения разные, но почему-то именно британцы являются образцом вежливого тона и манер поведения.

Весь мир уже давно посмеивается и шутит над английской педантичностью и способностью оставаться невозмутимыми в любых ситуациях. Но воспитанность, предупредительность и корректность, лишь подчеркивают их безупречную культуру. Они никогда не перебивают во время разговора и не задают бестактные вопросы. Не вступают в конфликты и стараются обходить острые углы. Вы никогда не услышите грубых слов и повышенного тона, англичане слишком амбициозные, чтобы вести себя подобным образом. Их холодность и чопорность обезоруживают.

При знакомстве и встречах недопустимо обниматься и целоваться в щеку, а лишь пожать руку. В Англии не принято спрашивать о размере доходов, возрасте (особенно женщин), о семейном положении.

Если дело касается деловых встреч, визита к врачу, торжественных мероприятий, опоздание с вашей стороны будет являться неуважением. Чрезмерная эмоциональность не приветствуется среди англичан, но при этом они с щедростью дарят комплименты по любому поводу. Этот народ отличается скромностью, при этом они очень гордые, с чувством собственного достоинства. Англичане никогда не просят о помощи, не жалуются и не ждут сочувствия.

В Англии любовь к семье и к Родине - это святыня. Здесь не выставляют на показ семейные отношения, проблемы в семье, не обсуждают личную жизнь и родственников. И не смотря на скрытность и закрытость внутри семьи, англичане очень гостеприимный народ.

Good table manners avoid ugliness. All rules of table manners are made to avoid it. To let anyone see what you have in your mouth is offensive. So is to make a noise. To make a mess in the plate is disgusting. So there are some rules how to behave yourself at the table:

Do not attract undue attention to yourself in public.

When eating take as much as you want, but eat as much as you take.

Never stretch over the table for something you want, ask. your neighbour to pass it.

Take a slice of bread from the bread-plate by hand, don"t harpoon your bread with a fork.

Never read while eating (at least in company).

When a dish is placed before you do not eye it suspiciously as though it were the first time you had seen it, and do not give the impression that you are about to sniff it.

Chicken requires special handling. First cut as much as you can, and when you can"t use knife or fork any longer, use your fingers.

The customary way to refuse a dish is by saying, "No, thank you" (or to accept, "Yes, please"). Don"t say "I don"t eat that stuff, don"t make faces or noises to show that you don"t like it.

In between courses don"t make bread-balls to while the time away and do not play with the silver.

Do not leave spoon in your cup when drinking tea or coffee.

Do not empty your glass too quickly - it will be promptly refilled.

Don"t put liquid into your mouth if it is already full.

Don"t eat off the knife.

Vegetables, potatoes, macaroni are placed on your fork with the help of your knife.

If your food is too hot don"t blow on it as though you were trying to start a campfire on a damp night.

Try to make as little noise as possible when eating.

And, finally, don"t forget to say "thank you" for every favour or kindness.

Манеры за столом

Хорошие манеры за столом позволяют избежать уродства. Все правила поведения за столом направлены на избежание этого. Показывать кому-то что у тебя во рту является оскорбительным. Точно также и шуметь. Беспорядок в своей тарелке отвратителен.Есть целый ряд правил как вести себя за столом:

Не привлекать излишнего внимания к себе в общественных местах.

Во время еды брать столько, сколько хотите, но съедать всё, что вы возьмёте.

Никогда не тянитесь через весь стол за тем, что вы хотите, попросите вашего соседа подать это.

Берите кусок хлеба из хлебницы рукой, а не вилкой.

Никогда не читайте во время еды (по крайней мере в компании).

Когда блюдо перед вами, не осматривайте его с подозрением, как если бы вы в первый раз видели его и не создавайте впечатление, что вы собираетесь понюхать его.

Курица требует специальной обработки. Сначала отрежте столько, сколько возможно, и, если вы не можете использовать нож или вилку больше, используйте пальцы.

Общепринятый способ отказываться от блюда, сказав: "Нет, спасибо" (или принять, "Да, пожалуйста"). Не говори "Я не ем это", не делайте гримасы или звуки, чтобы показать, что вам оно не нравится.

В перерывах между блюдами не делайте хлебные мячики чтобы скоротать время и не играйте с серебром.

Не оставляйте ложку в чашке, когда пьете чай или кофе.

Не опустошайте стакан слишком быстро - она будет незамедлительно наполнен.

Не набирайте жидкости в рот, если он уже переполнен.

Не ешьте с ножа.

Овощи, картофель, макароны ложите на вилку с помощью ножа.

Если пища слишком горячая, не дуйте на неё, как будто вы пытаетесь разжечь костер в сырую ночь.

Постарайтесь не шуметь во время еды.

И, наконец, не забудьте сказать "спасибо" за каждую услугу или доброту хозяев.

Business etiquett e

Business etiquette is made up of significantly more important things than knowing which fork to use at lunch with a client. Etiquette is about presenting yourself with the kind of polish that shows you can be taken seriously. Etiquette is also about being comfortable around people.

People are a key factor in your own and your business’ success. Many potentially worthwhile and profitable alliances have been lost because of an unintentional breach of manners.

The most important thing to remember is to be courteous and thoughtful to the people around you, regardless of the situation. Consider other people’s feelings, stick to your convictions as diplomatically as possible. Address conflict as situation-related, rather than person-related. Apologize when you step on toes.

Make it a point to arrive ten or fifteen minutes early and visit with people that work near you. When you’re visiting another site, linger over a cup of coffee and introduce yourself to people nearby. If you arrive early for a meeting, introduce yourself to the other participants.

Keep notes on people. There are several “contact management” software applications that are designed for salespeople, but in business, nearly everyone is a salesperson in some capacity or another.

Social rank or class is a cornerstone of social interaction in many cultures. The corporate climate in the United States is no exception. People tend to feel uneasy until they’ve seen an “organizational chart” or figured out who reports to whom. They feel that it is more important to show respect and practice etiquette around superiors than around peers or subordinates.

The only thing you owe your boss above and beyond what you owe peers and subordinates is more information. Unobtrusively be sure he or she knows what you’re doing, is alerted as early as possible to issues that may arise, and is aware of outcomes and milestones.

If you’re travelling on business to a foreign destination, or have visitors here, it is a good idea to learn as much as you can about the culture they are coming from and make appropriate allowances.

Items to consider:

  • Language (make an effort to learn theirs if possible, but don’t pretend to be fluent unless you have many years of study under your belt!)
  • Time zones
  • Working schedules
  • Holidays
  • Food customs (table manners, use of implements, etc.)

It can be insulting to your coworkers or clients to show a lack of concern about your appearance.

Being wrinkled , unshaven, smelly or unkempt communicates (intentionally or not) that you don’t care enough about the situation, the people or the company to present yourself respectably.

If you think a situation may call for dress slacks, wear a dress shirt and tie. If you have any inkling that a suit may be called for, dress to the nines.

Women’s clothing is a bit more complicated, but again, err on the side of conservative and dressy.

The important thing to remember is that if you strive to make the people around you feel comfortable and valued, you have succeeded whether you’re perfectly in compliance with these or any rules you’ve read.