Методика обучения метания малого мяча. Методика обучения метанию мяча. Легкая атлетика — толкание ядра

Во время элементарного броска рукой теннисного мяча тренируются мышцы не только рук и плеч, но и вся остальная мускулатура. А при бросках снаряда в цель развивается ещё и глазомер. О том, как правильно метать малый мяч несколькими способами, пойдёт речь в статье.

Техника метания малого мяча на дальность

Данный снаряд можно бросить, не сходя с места, а можно сделать это после сильного разбега. С этой целью применяются разные метательные техники.

Знаете ли вы? Кроме легкоатлетических метаний копья, молота, диска, гранаты, мяча, а также толкания ядра, существует ещё и спортивное метание ножа. Оказывается, это самостоятельная дисциплина спортивного вида «Универсальный бой».

С места

Этот способ метания характерен таким перемещением руки со спортивным предметом, которое осуществляется поверх плеча из-за головы с вовлечением в процесс (последовательно) мускулатуры ног, а также бросающей спортивный предмет руки и остальных частей туловища.

Чтобы правильно выполнить это скоростно-силовое упражнение, необходимо:

Техника метания малого мяча с места: видео

С разбега

Обычно для разбега выделяется дорожка длиной до 20 м. Однако в реальности это расстояние варьируется в зависимости от индивидуальных качеств метателя. Оптимальным же считается разбег, состоящий из 13 шагов, 8 из которых приходятся на предварительную часть, а остальные 5 - на заключительную.
Чтобы суметь с разбега метнуть снаряд как можно дальше, необходимо:

  1. Захватить мяч пальцами рук, держа его во время разбега перед грудью выше плеча или внизу (на выбор).
  2. Начать движение с правой ноги.
  3. Бег ведётся с ускорением, при котором ширина шага на 30 см короче, чем во время бега на спринтерские дистанции.
  4. При выходе на финишный этап разбега развернуть плечи вправо.
  5. В зависимости от первоначального расположения руки с мячом опустить её или поднять на уровень плеч и завести слегка назад.
  6. Осуществить скрестный шаг, во время которого за счёт сохранения положения развёрнутого вправо тела туловище напрягается.
  7. Затем упереться левой ногою по линии перемещения, разогнуть правую.
  8. Расположить ось таза под прямым углом к вектору движения.
  9. С помощью созданной таким образом позы, которая называется «натянутым луком», резким посылом руки отправить мяч вперёд, стараясь приблизиться при этом к траектории в 45°.
  10. Перескакивая с левой нижней конечности на правую, погасить инерцию разбега.

Знаете ли вы? Лёгкая атлетика зародилась в Древней Греции 2794 года назад, когда в рамках Олимпийских игр там были проведены первые состязания по бегу.

Тезника метания малого мяча: видео

Во время изучения техники метания обычно применяют методику последовательного знакомства с сущностью тренировок и их основ.

Для этого применяют:

  • ознакомление с упражнениями, предназначенными для развития грамотной техники обращения со снарядом;
  • подробное освещение техники метания спортивного предмета с места и с разбега (с описанием этапов движения спортсмена во время метания);
  • преподавание оптимального хвата снаряда пальцами и последующего успешного броска;
  • знакомство с правилами техники безопасности и условиями проведения соревнований.

Техника и методика обучения метанию мяча в цель

Действия во время метания спортивного предмета в направлении цели аналогичны финишной стадии броска мяча с разбега. Различия заключаются лишь в целеполагании. Во время метания снаряда в цель требуется не максимальная дальность его полёта, а точность попадания в заранее определённую мишень.
Тем не менее способы обучения, выбор обучающих средств и соответствующих методических приёмов практически те же, что и при преподавании техники хвата снаряда и осуществления финальных действий во время броска малого мяча с разбега.

Важно! Все способы метания малого мяча, за исключением бросков с места или с разбега методом «через плечо из-за спины», во время состязаний запрещены.

Упражнения для овладения техникой метания мяча

Чтобы овладеть техниками бросков в цель, на дальность, с места и с разбега, разработаны упражнения, максимально приближающие новичка к наилучшим результатам.

Эти упражнения заключаются в овладении такими навыками и умениями:

  • выработка оптимальных движений при бросках снаряда в мишень из фронтальной стойки;
  • бросание снаряда с шестиметрового расстояния в щит для достижения максимальной дальности отскока мяча;
  • метание спортивного предмета в определённый сектор на дальность разными способами;
  • тренировки в парах, во время которых партнёр помогает бросающему сымитировать финальные движения;
  • метание снаряда, когда бросающий стоит боком к направлению движения мяча;
  • бросание малого мяча внутри десятиметрового коридора, располагаясь боком, и с одного шага в качестве состязания между несколькими участниками.
  • метание снаряда с помощью одного шага, когда партнёр располагается на такой дистанции от бросающего, которая позволит им обоим поймать снаряд после отскока его от поверхности.

Нормативы на дальность

Поскольку малые мячи весом до 150 г используются преимущественно детьми подросткового возраста и младше, а старшие школьники и взрослые пользуются более тяжелыми снарядами весом в полкилограмма-килограмм, нормативы на дальность базируются на школьных оценках. Успешно используются также нормы ГТО.

Например, эти нормы для детей по броскам малого мяча весом 150 г в цель и на дальность, чтобы получить золотой, серебряный или бронзовый значок, выглядят так:

class="table-bordered">


Типичные ошибки

При кажущейся простоте метательных движений они чреваты ошибками, которые сказываются на результатах попыток.

К наиболее типичным относятся:

  • низкий темп при разгоне на предварительном этапе разбега;
  • чрезмерно резвый старт при беге на полусогнутых ногах;
  • рваный ритм бега на предварительном отрезке разбега;
  • излишняя ширина бросковых шагов;
  • чрезмерное отклонение тела назад во время двух первых шагов при броске;
  • некоторое торможение во время скрестного шага;
  • вместе с изгибом в левом тазобедренном суставе тело уходит влево;
  • бросок согнутой рукой;
  • боковое метание;
  • сгибание левой нижней конечности в коленном суставе непосредственно перед выпусканием предмета из руки.

Правила безопасности

Во время бросков есть травмоопасные моменты, которых можно избежать, используя следующие правила техники безопасности:

  1. Необходимо размещать занимающихся метанием людей на безопасном расстоянии друг от друга.
  2. Не допускать бросков снарядов навстречу друг другу.
  3. Соблюдать строгую очерёдность метания снарядов.
  4. Броски и собирание снарядов осуществлять только по команде учителя или тренера.

Важно! Отсутствие должных навыков в спортивных бросках, приобретаемых в ходе тренировок, способно привести к вывиху плечевого сустава или растяжению голеностопных связок.

В лёгкой атлетике метание снарядов занимает далеко не последнее место. А такое непритязательное, на первый взгляд, упражнение как метание малого мяча, кроме обладания своими внутренними достоинствами, является ещё и одним из основных видов тренировочных упражнений для копьеметателей, представителей древнейшего вида спорта.

«Техника метания малого мяча»

Составила:

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №1

Лихачева Елена Анатольевна


Введение

  • Методика обучения технике метания малого мяча
  • Метание мяча с места
  • Обучение технике метания мяча с полного разбега

Метания – это легкоатлетические упражнения, которые требуют кратковременных, но значительных усилий называемых еще «взрывными». Целью этих упражнений является перемещение снарядов на наиболее возможные расстояния. Упражнения в метании помогают гармоничному развитию таких двигательных качеств как: сила, быстрота и ловкость.

Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениям. Разнообразные упражнения с метательными снарядами в течение многих тысячелетий помогали совершенствовать физические способности человека, развивали его мышление, способность к анализу. Метание – сложное упражнение. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с моментом выпуска снаряда, выбрать наиболее рациональную структуру движений начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска.

При выполнении метаний активно работают все основные мышечные группы плечевого пояса, туловища и ног. Выполняются упражнения быстро, при большой амплитуде и требуют точности.


Методика обучения техники метения малого мяча

Особое место при изучении техники метания должно занять специальные упражнения со вспомогательными снарядами, мячами и гранатами.

1. Использовать специальные упражнения, развивающие правильную технику обращения с мячом.

2. Ознакомление с техникой метания мяча.

Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, знакомит с правилами соревнований.

3. Обучить держанию и выбрасыванию снаряда.

Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы её ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку.



Упражнения, развивающие правильную технику обращения с мячом

Используются следующие упражнения:

  • ноги на ширине плеч, вес тела преимущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опущена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрямлением руки вперед-вверх (без перерыва 8-10раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сторону, назад и до исходного положения;
  • из того же исходного положения бросить малый мяч в пол;



  • Стоя сбоку – сзади придержать и направить метающую руку ученика, когда он поворачивается в направлении броска
  • Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх с поворотом пяткой наружу и одновременного поворота бедра на лево.

Метание мяча с места

Каждое двигательное действие имеет свой ритмический рисунок, который можно обозначить хлопками или шагами. Периодичность акцентов в физическом упражнении может быть переменной. Это характерно для циклических видов и их сочетания с ациклическими. Так, при обучении метанию мяча необходимо прежде всего определить ритм этого движения. Показав упражнение в целом, учитель предлагает учащимся хлопками отметить разные по прилагаемым усилиям движения:

Опускание руки с мячом вниз выполняется с незначительным усилием и отмечается слабым хлопком;

Отведение руки назад-вверх тоже требует небольшого усилия. И здесь надо сделать слабый хлопок;

Замах и бросок мяча, дополненный движением тела вперед, - действие с наибольшим проявлением усилий, соответственно делается громкий хлопок.

Такое распределение усилий

сохраняется при метании мяча с трех,

пяти и более шагов.


Обучение технике выполнения разбега и отведения мяча

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения бросковых шагов и способов отведения снаряда.

  • Метание с 4 босковых шагов с отведением мяча на 2 шага способом «прямо-назад»;
  • Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»;
  • Метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед-вниз-назад»;
  • Метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед-вниз-назад»;

Обучиение технике метания мяча с полного разбега

Для этого применяются следующие упражнения:

  • Из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд – над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением мяча;

  • То же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • То же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение и ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6-8 шагов разбега, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений.


Совершенствование техники метания мяча

ДЕРЖАНИЕ МЯЧА

1. Указательный, средний, безымянные пальцы размещены сзади мяча, а большой и мизинец поддерживают мяч сбоку.

2. Граната держится плотным хватом, удобнее всего держать снаряд ближе к концу, чтобы мизинец упирался в конец ручки.

3. Рука, удерживающая снаряд, не напряжена.

РАЗБЕГ

При выполнении разбега:

Разбег выполняется строго по прямой линии с 10 - 12 м (длина разбега строго индивидуальна);

Разбег выполняется с ускорением, но следует помнить, что слишком большая скорость затрудняет правильное выполнение броска.


ЗАМАХ

При выполнении замаха:

В конце разбега разогнуть руку и выполнить замах назад;

Одновременно поворачивать туловище направо;

Затем выполняется «скрестный шаг», т.е. выполняется шаг правой ногой носком к наружи, с поворотом таза в ту же сторону; этот шаг выполняется значительно быстрее других, чтобы обогнуть туловище.

БРОСОК

При выполнении броска:

Левая нога становится немного влево от линии разбега;

Туловище энергично поворачивается грудью к направлению разбега;

Рука, слегка сгибаясь в локте, проходит над правым плечом, и снаряд выбрасывается вверх - вперед.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы рука со снарядом сначала отставала от туловища, создавая этим условия для броска. Эти движения в сочетании с выпрямлением ног способствуют мощности броску.


ТОРМОЖЕНИЕ

  • Движение вперед возникающие под действием сил инерции разбега и усилия метателя необходимо погасить, чтобы не заступить за линию. Это достигается переходом через левую ногу. Поднимаясь на носок, необходимо выполнить быстрый перескок на правую ногу.

Ошибки, допускаемые при метании

Во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.

Держание мяча слишком крепко или слишком слабо.

Таз и правая нога слишком вывернуты вправо.

Метающая рука не полностью выпрямлена.

При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.

При броске голова и верхняя часть туловища отклоняется влево.

Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице.

Правая нога выставлена в вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия.

Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениям. Разнообразные упражнения с метательными снарядами в течение многих тысячелетий помогали совершенствовать физические способности человека, развивали его мышление, способность к анализу. Метание – сложное упражнение. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с моментом выпуска снаряда, выбрать наиболее рациональную структуру движений начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска. Как лучше научить ребенка метанию? С чего начать? Какие упражнения лучше использовать?

Первые броски

Различные виды метаний изучают с 1-го класса: метание теннисных и резиновых, в том числе надувных, мячей различного диаметра, броски набивных мячей. Для этого используют также всевозможные нетяжелые предметы: палочки, резиновые кольца, обручи и др. Метание осуществляют как в цель, так и на дальность, с места и с разбега.

Обучение метанию в начальных классах предусматривает разнообразные упражнения и игры с малыми, средними и большими надувными и набивными мячами. Особое место среди них занимают упражнения в метании, бросках и ловле малого мяча, систематизированные в порядке возрастающей трудности. Они относятся к школе мяча, разработанной еще П.Ф. Лесгафтом в строго обоснованной методической последовательности. Эти упражнения позволяют освоить основные приемы владения мячом, необходимые для всех видов спортивных игр, гимнастики и легкой атлетики. Кроме того, уже в начальных классах необходимо вести и направленное обучение метательным движениям. Учащиеся должны овладеть основами метания способом из-за спины через плечо – сложным по технике двигательным действием, которое требует глубоко продуманной последовательной подготовки, четкой постановки задач на каждый учебный год. Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющих использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата

Обучение метанию малого мяча начинается с 1-го класса. Общая структура этих движений сохраняется у детей до 4-го класса, но одновременно совершенствуется сама система движений за счет увеличения пути воздействия на снаряд при его разгоне, улучшения согласованности движений частей тела, повышения динамических и кинематических характеристик изучаемого двигательного действия.

1-й класс

Учебной программой предусмотрено обучение первоклассников метанию мяча двумя руками из-за головы; броскам и ловле мяча; броскам малого мяча в цель, на заданное расстояние. Учащихся надо ознакомить с метательными снарядами и предметами, приемами различных действий с мячом – перекладыванию, перебрасыванию, перекатыванию, ловле и передаче, броскам, основными способами держания мяча одной и двумя руками, способами бросков и ловли различных предметов.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей – это позволяет правильно выполнить бросок. Положение кисти при держании относительно большого мяча дает возможность лучше его чувствовать.

С первых уроков учитель должен обращать внимание на четкую организацию занятий, добиваясь соблюдения дисциплины. Это помогает воспитывать у детей прилежание и дисциплинированность, внимание, настойчивость, умение владеть своими чувствами. Следует учитывать также, что однообразные упражнения очень быстро надоедают им. Поэтому необходимо в процессе урока варьировать задания, меняя способы бросков и расстояние между партнерами при работе в парах, ограничивая дозировку упражнений в пределах 6–8 повторений и лишь при повышенной активности самих учащихся постепенно увеличивая ее до 10–12 и более раз.

Большинство упражнений в бросках, ловле и перекатывании мячей лучше всего выполнять в парах. Это расширяет возможности воздействия на организм учащихся и, самое главное, содействует воспитанию взаимной координации движений, точному их согласованию по различным парамет­рам. К тому же упражнения, выполняемые с парт­нером, значительно повышают интерес к занятиям.

Уже в начале обучения следует обращать внимание на то, как дети стоят при выполнении упражнений. Надо постоянно следить за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке, чтобы они располагались на достаточном расстоянии друг от друга: учащиеся в парах и различные пары не должны мешать друг другу при выполнении бросков. Переходить к изучению следующего упражнения можно лишь после того, как занимающиеся освоят предыдущее.

Упражнения, используемые для ознакомления с техникой метания

  1. Упражнение выполняется в парах. И.п. – сед ноги врозь лицом друг к другу. Перекатывание мяча за счет толчка кистями. Расстояние между учащимися – 2–4 м.
  2. Упражнение выполняется в парах. И.п. – широкая стойка в наклоне вперед лицом друг к другу на расстоянии 3–5 м, мяч в руках внизу. Перекатывание мяча партнеру двумя руками.
  3. И.п. – стойка ноги врозь, большой мяч в руках внизу. Подбрасывание мяча обеими руками вверх с последующей ловлей его двумя руками после отскока от пола. При правильном выполнении упражнения мяч удается поймать, не сходя с места.
  4. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках на уровне груди. Броски мяча вперед-вниз с ударом о пол на расстоянии 2–3 м друг от друга с последующей ловлей его партнером.
  5. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, мяч в руках. Расстояние между учащимися – 2–2,5 м. Первый игрок бросает мяч двумя руками снизу, второй ловит его двумя руками на уровне пояса или груди. Вначале бросать мяч надо только за счет движений руками, затем – с предварительным полунаклоном вперед и выпрямлением туловища в момент броска и далее, если удачно выполнено предыдущее задание, – после предварительного приседа.
  6. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках вверху. Броски мяча из-за головы движениями одних рук.
    То же с предварительным наклоном назад и из положения полуприседа на стоящей сзади правой ноге.
  7. Упражнение выполняется в парах. И.п. – сед ноги врозь лицом друг к другу, большой мяч в руках вверху. Броски мяча из-за головы энергичным движением рук и с наклоном туловища вперед. Первоначальное расстояние между партнерами – 2–3 м, затем оно постепенно увеличивается. Необходимо обратить внимание на высокую траекторию полета мяча.
  8. То же, но броски выполнять волейбольным мячом.
  9. Подбрасывание и ловля одной рукой различных предметов: палочки, резинового кольца, мяча для настольного тенниса и др.
  10. Опробование способа держания малого мяча. Сгибательные и разгибательные движения кистью.
  11. Броски малого мяча с последующей ловлей его двумя и одной рукой.
  12. Броски малого мяча в цель левой и правой рукой с 4–6 м.

Обучение технике метания малого мяча нужно начинать с освоения правильного свободного хвата, при котором указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку (см. рис. 1 а, б, в ). Указательный и средний пальцы производят окончательное, финальное усилие броска, посылая мяч в нужном направлении после свободного хлестооб­разного движения метающей руки из положения «натянутого лука».

При обучении правильному хвату надо следить, чтобы дети не держали мяч слишком крепко или, наоборот, слишком слабо. При держании мяча ученики иногда совершают типичные ошибки: мяч лежит на ладони, все пальцы обхватывают его или же он удерживается лишь большим и указательным пальцами. Во всех этих случаях затрудняется свое­временный выпуск мяча, который летит слишком высоко или слишком низко.

Для устранения данных ошибок учащиеся должны постоянно упражняться в правильном выполнении хвата.

Обучение технике метания малого мяча в цель

Описание техники приводится для ученика, выполняющего метание правой рукой. Левша выполняет то же упражнение с другой руки и ноги.

И.п. – ученик стоит в стойке ноги врозь, левая нога впереди правой, правая – на передней части стопы, лицом к мишени. Мяч в правой, несколько согнутой руке, кисть на уровне лица, левая рука направлена вперед-вниз. Отводя правую руку вправо-назад и слегка сгибая правую ногу, немного наклонить туловище вправо, упираясь стопой прямой левой ноги в площадку, носок развернут внутрь. Из этого положения, быстро разгибая правую ногу и перенося массу тела на левую, выполнить бросок, пронося кисть правой руки над плечом (см. рис. 2 ).

Методика обучения

Последовательность обучения метанию малого мяча в цель может быть такой.

1. Стоя лицом в сторону метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы, мяч в правой согнутой в локте руке. Поднять мяч над правым плечом и метнуть в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 3–4 м от линии метания. В качестве горизонтальной цели можно использовать лежащие на полу набивной мяч, гимнастический обруч, изготовленные из цветного пластика квадраты со стороной 20–30 см.

2. Стоя лицом к стене на расстоянии 3–4 шагов от нее, выполнить бросок мяча в вертикальную мишень – круг диаметром 1 м, закрепленный на уровне головы и выше; поймать мяч после отскока. Сделав 3–4 удачных броска, поймать мяч, выполнить шаг назад и продолжать выполнение упражнения. Расстояние от стены постепенно увеличивать, одновременно поднимая мишень на высоту до 2 м от пола.

3. Стоя лицом к стене, выполнить метание мяча в круг диаметром 1 м, нарисованный на стене на высоте 2,0–2,5 м от пола. По мере освоения упражнения расстояние до цели постепенно увеличивать от 3 до 5–6 м.

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель выполнять как правой, так и левой рукой.

Упражнения в метании больших и малых мячей не требуют от шестилетних учеников больших физических усилий. Более серьезное воздействие на их организм оказывают упражнения в перекатывании и бросках набивных мячей. Поэтому при планировании упражнений в метании на уроках легкой атлетики следует учитывать требования к общему объему нагрузок на уроке, включая все виды выполняемых упражнений, их сложность, степень воздействия на организм.

В одно занятие можно включать 2–3 упражнения в метании, но так, чтобы общее количество бросков не превышало 30–35 (набивных мячей – до 30). В этот объем входит и количество бросков, выполняемых в играх. На внеклассных занятиях рекомендуется использовать в основном те же виды упражнений, которые предусмотрены для ознакомления детей с техникой метания, а также упражнения с малым мячом, входящие в школу мяча, разработанную П.Ф. Лесгафтом.

На уроках при выполнении упражнений с мячами надо широко использовать подвижные игры, включая различные эстафеты с мячами и метаниями, игровые задания и микросоревнования. В ходе игр, эстафет и выполнения заданий школьники закрепляют умения и навыки в ловле, бросках, метании мячей, совершенствуют способности в управлении движениями, дифференцировке усилий с учетом размера и массы мячей, других метательных предметов, развивают ловкость.

Однако проводить игры и эстафеты с элементами метаний следует лишь после отработки этих движений в стандартных условиях – при выполнении упражнений в парах, бросках в стену, в мишени и т.д., поскольку такие задания требуют более высокого уровня технической подготовленности учащихся. В игровой обстановке при изменении ее условий, заранее определенных или возникающих неожиданно, происходит закрепление и совершенствование изучаемых на уроках видов метаний, развиваются чувства движения, пространства, мяча.

Рис. 1. Свободный хват мяча

Рис. 2. Техника метания мяча

2-й класс

Учебной программой для 2-го класса предусмотрено изучение метания больших и малых мячей по горизонтальной и вертикальной цели, на заданное расстояние; набивного мяча от груди, снизу; малого мяча в цель и на дальность. Учеников следует научить метанию большого и малого мячей из фронтальной стойки, стоя лицом по направлению броска. Частные образовательные задачи обучения метаниям во 2-м классе связаны с выработкой у детей умения взаимодействовать в процессе выполнения бросков и метаний с опорой, выполнять согласованные движения ног, туловища, рук и правильные движения руки с хлестообразным рывком кисти при метании мяча способом из-за спины через плечо.

Методические указания к обучению

Для проведения уроков нужно использовать большие и средние резиновые мячи, баскетбольные, главным образом облегченные, и волейбольные мячи, надувные камеры от мячей, легкие набивные мячи весом до 1 кг. Желательно иметь такой инвентарь как минимум для половины класса.

Физическая подготовленность второклассников, так же как и первоклассников, неодинакова. Это ощутимо сказывается на результатах выполнения упражнений в метаниях. Поэтому для более равномерного освоения учебного материала целесообразно разделить занимающихся на две-три группы в соответствии с уровнем подготовленности. Это позволит учителю при распределении учебных заданий регулировать размер мячей по объему, весу, расстояние между партнерами при работе с мячом в парах, расстояние до мишеней и их размер. Дифференцированный подход дает возможность менее подготовленным учащимся, которые не в состоянии сразу выполнить то или иное задание в метании, повторить еще раз все упражнения одного задания и только после этого переходить к выполнению следующих заданий.

На уроках во 2-м классе много времени занимает метание большого и малого мячей по горизонтальной и вертикальной цели, т.е. броски на точность. Они позволяют занимающимся соразмерять силу бросков. Любая цель помогает им запоминать определенные мышечные ощущения, осуществлять контроль за правильным направлением движений частей тела, в частности плеча, предплечья, кисти. Большое значение при этом имеют расстояние до цели и уровень расположения ее над полом.

В качестве неподвижных целей могут быть использованы круги диаметром 60–100 см, нарисованные на стене на высоте 1,5–2,5 м от пола; стойки с вертикально закрепленными на них обручами, кольцами, подвешенными на разной высоте; лежащие на полу или земле большие надувные или набивные мячи; гимнастические обручи; установленные на полу кегли, булавы, кубики и другие предметы, поставленные в ряд или в форме пирамиды; положенный на табурет баскетбольный или набивной мяч; лежащие на бревне, козле, коне на высоте 130–150 см набивные мячи и другие предметы; поперечные полосы, начерченные на полу или земле на расстоянии 100 см друг от друга – они могут быть с цифровыми обозначениями от 1
до 5 очков – и т.п. Применение таких мишеней позволяет разнообразить занятия.

Организация таких уроков должна обеспечить многократное – не менее 5–6 раз – выполнение упражнений подряд в нескольких сериях, чтобы можно было корректировать усилия, запомнить правильные ощущения. Учащимся надо усвоить правильное исходное положение при метании, сам процесс метания и положение, в котором должен находиться ребенок после выпуска снаряда. Нужно чаще контролировать действия занимающихся при метании, формируя у них определенную установку для самоконтроля правильности выполнения броска.

При метании способом из-за головы через плечо следует учитывать, что это упражнение требует подвижности плечевого и локтевого суставов и мышечно-связочного аппарата. Поэтому учитель должен предварительно провести с учащимися специальную разминку, включающую упражнения для подготовки суставов, связочного аппарата, сухожилий, мышц рук и всего плечевого пояса, а также упражнения на развитие гибкости позвоночника. С этой целью подбирают упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью, последовательно вовлекающие в деятельность все основные суставы. Используют в основном упражнения динамического характера с возрастающей амплитудой с повторением по 8–10 раз.

Подводящие упражнения

1. Рывковые движения прямыми или немного согнутыми руками назад в следующих и.п.:

– руки вверх;
– одна рука внизу, другая вверху со сменой рук;
– руки в стороны;
– руки внизу.

2. Одновременные и последовательные круговые вращения прямыми руками вперед – назад с постепенным увеличением амплитуды.

3. И.п. – стойка ноги врозь в наклоне вперед, положив руки на гимнастическое бревно. Пружинящие наклоны вперед. Можно выполнять упражнения вдвоем, положив руки на плечи друг другу.

4. И.п. – стойка ноги врозь, удерживая за концы гимнастическую палку, хват на ширине плеч. Поднять палку вперед-вверх прямыми руками и, сделав выкрут в плечевых суставах назад через голову, опустить ее вниз за спину, постепенно уменьшая ширину захвата.

При выполнении бросков двумя и одной руками из-за головы основное внимание следует уделять напряжению мышц плеча, выполнению движений рук вперед и вращению предплечья в локтевом суставе. Для этого при выполнении замаха – отведении рук с мячом назад – согнутые в локтевых суставах руки должны быть направлены локтями вперед-наружу внутренним надмыщелком вперед. Снаряд отводят назад не столько за счет сгибания рук в локтевых суставах, сколько за счет разгибания рук в плечевых суставах. Мяч при этом не опускают ниже уровня головы. При выполнении броска нельзя опускать локти вниз. Бросок заканчивается движением предплечий и кистей.

При метании малого мяча одной рукой из-за головы, выполняя замах, надо добиться ненапряженного держания мяча. Для этого нужно сделать несколько бросков, производя выпуск снаряда за счет разгибания руки в локтевом и сгибания в лучезапястном суставе. Упражнения выполняют из положения стоя лицом по направлению метания, левая нога впереди, правая на передней части стопы, руки с мячом вверху на уровне головы. Особое внимание уделяется подхлестыванию, которое учащиеся имитируют повторением жеста «до свидания», выполняемого предплечьем и кистью.
Важный момент при выполнении метания – взаимодействие метающего с опорой. Выполняя замах во фронтальной стойке, при подседании следует стоять на всей стопе. Перенос массы тела в этот момент на носки или пятки с отрывом от опоры пяток или носков чаще всего приводит к потере равновесия, к неправильному направлению усилий в момент метания.
Освоив в процессе занятий основные виды бросков мяча двумя руками и метание малого мяча с места, учащиеся 2-го класса должны четко знать, что метательное движение надо начинать с включения в работу мышц ног и туловища, а заканчивать хлестообразным рывком кистью метающей руки.

Упражнения для овладения техникой метания мяча

1. И.п. – стоя в кругу на расстоянии 4–5 м друг от друга. Перебрасывание большого мяча.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. Имитация движений рук и ног при выполнении броска снизу вверх.

1 – опуская руки, согнуть ноги (подсесть);
2 – небольшой наклон вперед;
3 – разгибая ноги, выпрямиться, руки вверх;
4 – и.п.

3. И.п. – присед на всей ступне. Броски большого мяча двумя руками снизу вертикально вверх.

1 – быстро вставая и выпрямляясь, сделать бросок;
2 – поймать мяч после отскока от пола.

4. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь лицом друг к другу, мяч в руках. Броски мяча двумя руками снизу вверх-вперед.

5, 6. То же, что в упражнениях 3 и 4, но броски выполняют набивным мячом весом до 1 кг.

7. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стоя лицом друг к другу, поза произвольная, мяч в руках у груди. Бросок мяча двумя руками за счет движений одних рук.

8. То же с предварительным подседанием.

9. То же, но броски выполнять набивным мячом весом до 1 кг.

10. И.п. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, держа мяч двумя руками над головой. Бросок из-за головы после предварительного замаха. При выполнении замаха – отведении мяча назад – ноги немного согнуть, туловище наклонить назад. Метание начинается с выпрямления ног и движения верхней частью туловища вперед. В тот момент, когда плечи находятся над опорой, выполняют бросок руками.

11. Упражнение выполняется в парах. И.п. – сед ноги врозь лицом друг к другу, мяч – волейбольный, затем баскетбольный – в руках у одного из партнеров над головой. Броски мяча двумя руками из-за головы. Расстояние между партнерами подбирается в зависимости от точности броска и ловли мяча.

12. Броски в горизонтальную, затем вертикальную цель большого надувного, волейбольного или баскетбольного мяча: двумя руками снизу, из-за головы, от груди; одной рукой снизу, из-за головы.

13. Броски баскетбольного или набивного мяча весом до 1 кг двумя руками из-за головы в заданные зоны: мальчики – с 3–3,5 м; 3,5–4 м; 4–4,5 м; 4,5–5 м; девочки – на 1 м ближе.

14. Упражнение выполняется в парах. И.п. – стойка ноги врозь, стопы параллельно, лицом друг к другу, держа мяч, лучше баскетбольный, двумя руками у груди, ладони вперед, локти в стороны. Выполнить толкание мяча после предварительного небольшого наклона туловища назад и приседания, начиная с выпрямления ног и движения верхней части туловища вперед, в тот момент, когда плечи находятся над опорой, акцентируя внимание на выпрямлении рук.

15. И.п. – стойка ноги врозь, левая нога впереди, правая – на передней части стопы; правая рука с мячом согнута в локтевом суставе вверху на уровне головы, левая рука направлена в сторону метания. Повторить принятие и.п. для метания малого мяча 3–4 раза.

16. Стоя лицом к стене на расстоянии 2–3 м от нее в и.п. для метания малого мяча, с силой метнуть мяч в пол у стены так, чтобы он отскочил в стену, а затем в сторону метающего. Выполнять правой и левой рукой.

17. То же, но стоя на расстоянии 4–5 м от стены. Метание малого мяча в стену правой и левой рукой.

18. То же, но с расстояния 4–6 м через ориентир – веревку, планку, сетку, установленный на высоте 2–2,5 м, – правой и левой рукой.

19. Метание малого мяча с расстояния 3–6 м в цель. Следить за положением локтя.

20. Метание малого мяча в стандартную вертикальную цель размером 1×1 м, установленную на высоте 2 м, постепенно увеличивая расстояние до нее до 6 м.

21. Метание малого мяча в заданные зоны: мальчики – с расстояния 12–14 м; 14–16 м; 16–18 м; девочки – с расстояния 6–8 м; 8–10 м; 10–12 м.

Количество бросков набивных мячей на одном уроке не должно превышать 18–20, а малых мячей – 30–35: 2–3 упражнения с большим и набивным мячами по 6–8 бросков и 2– 3 упражнения по 10–12 метаний малого мяча.

Подвижные игры и эстафеты с метаниями

Наиболее распространенные игры с метаниями в занятиях с учащимися 1–2-х классов – «Охотники и зайцы» , «Кто дальше бросит?» , «Метко в цель» с использованием различных вариантов и постепенным усложнением, «Брось до флажка» , «Попади в обруч» , «Сбей мяч» .

Школа мяча

Для учащихся 1-го класса можно использовать эстафету «Школа мяча ». Команды, разделившись на группы, выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 3–3,5 м; в руках у направляющего одной из них – большой надувной или волейбольный мяч. Между группами на полу начерчен круг диаметром 60–100 см.

По сигналу первый игрок ударом мяча в пол посылает его в круг броском двумя руками снизу или из-за головы и быстро встает в конец колонны. Мяч ловит первый игрок второй группы и выполняет то же самое, затем мяч ловит новый направляющий. Когда очередь вновь дойдет до игрока, начавшего эстафету, подводят итоги игры либо она продолжается, но игроки выполняют следующее задание, например броски мяча другим способом. Выигрывает команда, которая первой и с меньшим количеством ошибок закончит выполнение одного или нескольких заданий.

Попади в обруч

Эту встречную эстафету с переброской мячей можно рекомендовать учащимся 2-го класса. Класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу на расстоянии 5–6 м одна от другой. В руках у направляющего одной из команд – большой надувной или волейбольный мяч. В центре между группами устанавливают стойку с вертикально закрепленным обручем диаметром 80–100 см, который могут держать ассистенты из числа освобожденных учащихся. По сигналу направляющий бросает мяч в обруч первому номеру второй команды, а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его обратно и встает сзади своей колонны, и т.д. Если игрок не попал в обруч, он повторяет бросок. Игра заканчивается в тот момент, когда мяч вновь окажется у ученика, начинавшего игру.

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

Входят прикладные виды метания: метание малого мяча и гранаты. Движения в метании гранаты и мяча идентичны между собой и направлена на создание условий для максимальной дальности их полета. Метание выполняются из различных положений: с разбегу, стоя, с колена, лёжа. Нами рассматривается метание мяча и гранаты с разбегу. Техника этого вида метания состоит из четырёх основные фаз:

· держание снаряда;

· разбег, во время которого происходит увеличение скорости метателя со снарядом;

· финальное усилие (бросок), когда метатель ускоряет движение руки со снарядом до начальной скорости вылета;

· сохранение равновесия и торможение.

Держание снаряда . Держание гранаты осуществляется двумя способами. При первом способе граната удерживается за нижнюю половину ручки путём захвата её четырьмя пальцами, большой палец расположен вдоль оси ручки (рис. а). При втором способе граната держится за ручку путём плотного захвата сжатыми пальцами, при этом большой палец накладывается на указательный (рис. б). В обеих случаях мышцы руки расслаблены, кисть не напряжена. Малый мяч (в качестве такого снаряда можно использовать теннисный мяч) удерживается тремя средними пальцами, а мизинец и большой палец поддерживают его с боков (рис. в). Таким образом, мяч захватывают концами пальцев и в зависимости от силы кисти располагают ближе или дальше от ладони (см. рис.).

Разбег . Оптимальная длина разбега составляет 13 шагов, из них 8 шагов выполняются в предварительной части разбега и 5 шагов - в заключительной. Эти части, как правило, отмечаются контрольными отметками: одной - в начале разбега, другой - перед заключительной частью разбега. Разбег выполняется с ускорением на передней части стопы, при этом длина шага приблизительно на 30 см меньше, чем в беге на короткие дистанции. При разбеге гранату или теннисный мяч можно держать внизу, над плечом и перед собой.

Задача заключительной части разбега состоит в том, чтобы, не снижая скорости бега, выполнить отведение снаряда и подойти в наиболее выгодном положении к фазе финального усилия. Попав на контрольную отметку левой ногой, с шагом правой ноги начинается отведение и разгибание руки со снарядом назад. Кисть, при этом, не опускается ниже уровня плеч, туловище держится вертикально (для сохранения скорости движения). Продолжая движение руки со снарядом назад, метатель выполняет второй шаг с левой ноги. Третий шаг, выполняемый правой ногой, называется скрёстным: нога ставится с пятки с несколько развернутой наружу стопой. Рука со снарядом к этому моменту полностью выпрямлена в локтевом суставе, а туловище развернуто вправо и максимально отклонено назад. Метатель как бы «убегает» от снаряда. Этим он совершает так называемый «обгон снаряда». Заканчивая четвертый («стопорящий») шаг левой ногой, метатель приходит в исходное положение перед финальным усилием, сохраняя вес тела на правой ноге.


Финальное усилие начинается с движения ног. Левая нога упирается впереди проекции ОЦТ тела по линии разбега носком внутрь, правая - разгибается и поворачивает пятку наружу. За счёт этого движение правой стороны таза вокруг вертикальной оси туловища и перпендикулярно направлению разбега. Движение таза увлекает за собой туловище и приводит метателя в положение «натянутого лука», после чего рука со снарядом хлестообразным движением выносится вперед и происходит выпуск мяча под углом 45-50 0 . Стремительное движение вперед, возникающее под действием инерции разбега, необходимо погасить на коротком отрезке. Это достигается выполнением прыжка - перескока на правую ногу через левую. На рис. представлена заключительная часть разбега и финального усилия при метании гранаты.

Сохранение равновесия и торможение. Метатель, чтобы не переступить линию метания, ограниченную планкой или другой разметкой, после выпуска снаряда гасит инерцию движения тела вперёд путём перескока с левой ноги на правую. За счёт этого происходит торможение метателя и удерживается равновесие.

Рассмотрим последовательность обучения технике на примере метания мяча.

Упражнения для изучения правильному держанию мяча.

Упражнение 1. Выполнение хвата мяча рукой с одновременными движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах.

Упражнение 2. Выполнить броски мяча вниз и вперёд за счёт хлёсткого движения кисти.

Упражнение 3. Отведение руки с мячом назад-вниз с последующей имитацией броска из-за головы (мяч из руки не выпускается).

Упражнение 4. То же, но с помощью преподавателя или партнёра (см. рис.).

Упражнение 5. Метание мяча из исходного положения, стоя лицом в сторону броска.

Упражнение 6. То же, но стоя левым боком в сторону броска.

Упражнение 7. Метание мяча с шага.

Упражнение 8. Метание мяча с 3-4 шагов.

Упражнение 9. Метание мяча в целом с полного разбега.

Упражнение 10. Метание мяча с полного разбега с постепенным увеличением дальности броска и наращиванием усилий.

Метание теннисного мяча в цель.

Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г.

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола.

Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.

Ошибка (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания.

Метание мяча и спортивного снаряда.

Для испытания (теста) используются мяч весом 150 г и спортивные снаряды весом 500 г и 700 г.

Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо».

Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления мяча, спортивного снаряда.

Участники II — IV ступеней комплекса выполняют метание мяча весом 150 г, участники V — VII ступеней комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г.

Ошибки (попытка не засчитывается):

  • заступ за линию метания;
  • снаряд не попал в «коридор»;
  • попытка выполнена без команды спортивного судьи.

Техника ме­тания мяча (гранаты)

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда.

Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты

Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три паль­ца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис. 2).

Рис. 2. Держание мяча

Для обучения технике держания и вы­брасывания снаряда последовательно исюльзуются следующие упражнения:

  • ноги на ширине плеч, вес тела пре­имущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опу­щена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрям­лением руки вперед -вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сто­рону, назад и до исходного поло­жения;
  • из того же исходного положе­ния бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
  • то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 -5 м (рис.3).

Рис. 3. Метание мяча в цель

Цель этих упражнений - овладеть движением руки хлестообразным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно про­носить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед - вверх в направлении броска.

Метание мяча с места

К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

  • имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут (ленту, эспандер), за­крепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
  • метания малого мяча (набивного мяча) в стену из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
  • имитация финального усилия с помощью партнера (препо­давателя), стоя левым боком в сторону метания, левая нога стоит впереди, стопа повернута носком внутрь под углом 45°, правая нога находится в согнутом положении. Преподаватель (партнер), держа занимающегося за кисть правой руки, подталкивает его под лопатку вперед, дает почувствовать работу мышц в этом положе­нии (рис. 4);
  • имитация входа в положение «натянутого лука». Стоя левым боком к гимнастической стенке, правой рукой захватить снизу рейку на уровне плеча, левой - впереди рейку хватом сверху на уровне плеч. Выход в положение «натянутого лука» осуществлять за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища;
  • стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решетку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед-вверх, повернуться налево;
  • метание снаряда вперед-вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.

Рис. 4. Имитация финального усилия с партнером

Метанию гранаты (мяча) с бросковых шагов

Для отработки данного вида бросков целесообразно выполнять следующие упражнения:

  • метание гранаты (мяча) с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
  • имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела - на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5 - 3 стоп от правой, а левая рука - перед грудью. Сделать легкий ска­чок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
  • выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
  • имитация выполнения скрестного шага с помощью препо­давателя или опытных занимающихся. Во время выполнения дан­ного упражнения обучающегося удерживают за правую выпрям­ленную руку. Это делается для того, чтобы ноги обгоняли туловище (Рис.5);
  • метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположе­на на расстоянии 10-12 м от линии броска.

Рис. 5. Имитация «скрестных» шагов с партнером

Техника выполне­ния разбега и отведения гранаты (мяча)

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и спосо­бов отведения снаряда. Рассмотрим их.

1 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением гранаты (мяча) на 2 шага способом «прямо -назад»

2 вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх-назад»

3 вариант: метание с 4 броско­вых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед -вниз -назад»

4 вариант: метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед -вниз -назад».

Первый вариант больше подходит девушкам, обладающим большой подвижностью в плечевых суставах. Наиболее распро­страненным вариантом является третий. Обучение способам от­ведения снаряда следует начинать с положения «стоя на месте» при помощи упражнений:

  • имитация отведения снаряда на 2 шага ходьбы. Занимаю­щиеся, стоя в шеренге, держат гранату (мяч) над плечом. Отведе­ние снаряда производится на 2 шага под команду преподавателя, а затем самостоятельно;
  • выполнение имитации отведения гранаты (мяча) в ходьбе, а затем в беге. Выполнять на 2 шага - отведение и на 2 шага - возвращение;
  • отведение снаряда на 2 шага способом «вперед - вниз - на­зад» с последующим выполнением скрестного шага и шага левой ногой, т.е. выполнение 4 бросковых шагов в целом и приход в ис­ходное положение перед броском без метания и с выполнением метания (рис. 6).

Рис. 6. Отведение мяча (гранаты) способом «вперед-вниз-назад»

Технике метания гранаты (мяча) с полного разбега

Для этого применяются следующие упражнения:

  • из исходного положения, стоя лицом по направлению мета­ния, левая нога находится впереди, снаряд - над плечом, произво­дятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);
  • то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая вни­мание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6 - 8 шагов разбе­га, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега - путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежка-Ми без броска и с броском снаряда.

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений