Климент смолятич философия. Русская философия - климент смолятич. Письменные источники Руси XII века

Климент Смолятич

К лимент Смолятич - русский церковный писатель (начало XII века - после 1164 г.). Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной канонической эмансипации от власти вселенского патриарха. Избранный духовенством, при содействии великого князя Изяслава II, Климент был посвящен собором епископов (1147). Стоявшие на стороне традиционной церковной практики три русских епископа отказались признать каноничность посвящения Климента, к ним присоединились некоторые князья, что вызвало смуты в церковном управлении. Изгнание Изяслава со стола повело удаление с кафедры и ставленника его, митрополита Климента (1154). Летопись отмечает, что такого великого "книжника и философа" не бывало на русской земле. Начитанность Климента подтверждается его посланием к смоленскому пресвитеру Фоме, дошедшим с толкованиями мниха Афанасия (последние до сих пор не выделены из послания). В послании особенно характерны аллегорические толкования отдельных спорных мест Священного Писания, главным образом, Ветхого Завета: это позволило автору выказать знание разнообразной литературы, преимущественно переводной византийской. Ссылки Климента на Гомера, Платона и Аристотеля не доказывают непосредственного знакомства его с греческими классиками; цитаты из них обыкновенно брались из третьих рук, причем имена языческих авторитетов приобретали у поздних христианских писателей почти нарицательный смысл. Большее значение имеет свидетельство Климента об основательном знании греческого ("византийского") языка его клириками. Наиболее важно предисловие, в котором Климент опровергает ходившие о тщеславии его слухи: будто в послании к князю (утраченном) Климент "славит себя и творит себя философом". Литературная сторона послания стоит высоко и свидетельствует о переходе на Русь традиционных форм византийской книжности уже в XII веке. Приписываются Клименту анонимное "Поучение о любви" (заметно сходство с посланием Климента к Фоме) и "Слово в неделю сыропустную" в похвалу всем святым, а также несколько ответов в "Вопрошениях Кирика". Можно предполагать, что Климент написал гораздо больше произведений, чем открыто до сих пор. - См. , "Древние памятники русского письма и языка" (СПб., 1882); , "Послание митрополита Климента к пресвятому Фоме" (СПб., 1892);

В киевские митрополиты Климента возвели 27 мая 1147 без благословения константинопольского патриарха, но по инициативе вел. кн. Изяслава Мстиславича. Т. о., Климент Смолятич стал вторым русским по происхождению митрополитом (после Илариона). Поставление Климента в митрополиты было напрямую связано с желанием вел. князя и некоторых церковных иерархов утвердить независимость как Русской церкви, так и всего Киевского государства от Византии. Именно поэтому вспомнили о некоторых традициях раннего, еще Владимировой поры, русского христианства.

Так, акт поставления нового митрополита предлагалось совершить мощами св. Климента, которые хранились в Десятинной церкви. Св. Климент почитался защитником Русской земли именно в раннем русском христианстве. Право же на избрание русскими своего митрополита находили в событиях и более близких - указывали на факт избрания митрополитом Илариона (1051). Видимо, совсем не случайно, что выбор пал именно на Климента Смолятича. Он был известен как активный церковно-политический деятель, представитель т. н. «русской партии», боровшейся с засильем греческих иерархов в Русской церкви.

Однако Климент оставался митрополитом только до тех пор, пока Изяслав Мстиславич был жив. После его смерти началась борьба за киевскую кафедру и, в конце концов, в 1156 Климент был «испровергнут» с митрополитства прибывшим из Византии Константином, а священникам, поставленным Климентом, было запрещено служить, пока они не отрекутся от бывшего митрополита. В 1158-61 и в 1163 дети Изяслава Мстиславича вновь попытались поставить Климента в митрополиты, но их намерение не удалось.

Единственное дошедшее до нас произведение Климента Смолятича «Послание Фоме» показывает, как элементы раннего русского христианства продолжали жить еще и в XII столетии. Этот памятник сохранился в испорченном виде: перепутаны местами отдельные его части, сам текст позднее был истолкован неким монахом Афанасием.

«Послание к Фоме», главное сочинение Климента Смолятича, несомненно, связано с церковно-политической борьбой вокруг митрополичьей кафедры. Ведь одна из целей написания Климентом этого послания - снять выдвигаемые против него обвинения в славолюбии и доказать свое право на руководство Русской церковью.

Главный вопрос, поставленный Климентом в «Послании», - можно ли допускать расширенное толкование Священного Писания? Отвечая на него, Климент отстаивает свое право тщательно исследовать «божественные письмена» и, хотя он не отрицает буквального понимания Библии, тем не менее библейские тексты имеют для него прежде всего символическое значение, а сам Климент выступает как сторонник символически-аллегорического метода прочтения библейских сюжетов. «Что же ми Зарою и Фаресом! - восклицает Климент по поводу одного из библейских сюжетов, который он толкует в своем послании. - Но нуждюся и уведети преводне», т. е. иносказательно. И в этом смысле Климент Смолятич оказывается продолжателем того толкования христианского вероучения, которое утверждал митр. Иларион.

Более того, Климент отстаивает право русского книжника на использование не только богословия, но и философии - светской, даже языческой науки. «А речеши ми: “Философьею пишеши”, а то велми криво пишеши, а да оставль аз почитаемаа Писаниа, ах писах от Омира, и от Аристотеля, и от Платона, иже во елиньскых нырех славне беша», - отвечает на обвинения Климент в самом начале своего «Послания». А чуть ниже восклицает: «Что философью писах, не свемь! Христос реклъ святымь учеником апостоломь: “Вамь есть дано ведати тайны царствиа, а прочим въ притчах”. Списающим евангелистом чюдеса Христова, хощу разумевати преводне и духовне».

Климент вообще показывает себя знатоком античной философии, вспоминая, что «излагал» в своих сочинениях Гомера, Аристотеля и Платона, «прославленных в греческих странах» философов.

Лучшие дня

Своеобразное продолжение «линии Илариона» можно заметить и в др. рассуждениях Климента Смолятича. Так, в истории человеческого общества он выделяет 3 состояния, которые соответствуют этапам утверждения Божественной истины в людских сердцах - «Завет», «Закон» и «Благодать». «Завет» - это пророчество будущей Благодати, которое Господь даровал праотцу Аврааму, а в его лице и всем язычникам. «Закон» (Ветхий завет) - это пророчество истины, данное Моисею для иудеев. «Благодать» (Новый Завет) - это и есть истина, дарующая вечное спасение уже всем людям.

Наступление каждого нового состояния отрицает предыдущее: «Закон бо упраздни Завета. Благодать бо упраздни обое, заветное и законное, солнцу въсиавшу, - пишет Климент Смолятич и продолжает аллегорическим сравнением: - Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но осветитися подобает пресветлами лучами». Следовательно, только Благодать освещает мир «пресветлыми лучами» и человечество «уже не теснится в Законе», но «въ Благодати пространно ходит. Законнаа бо вся стень подаша и образ бяху будущих, а не сама та истинна».

А свои размышления об истинности Благодати Климент, опять же в духе митр. Илариона, иллюстрирует своеобразным толкованием библейской притчи о Заре и Фаресе, сыновьях-двойняшках библейского патр. Иуды и его невестки Фамари. Зара должен был родиться первым, но во время родов лишь выставил руку, на которую тотчас же была навязана красная нитка. Первым же на свет появился Фарес.

В толковании Климента Смолятича рука Зары - это образ Завета («преже бо Закона беаху неции богочестиемъ облежаще, не по Закону, но по вере живуще»); Фарес - образ Закона («среда бо есть Фарес преже бывших благочестию и хотящих быти Благодати»). Сам же Зара - это образ Благодати, явивший вначале свою руку, как пророчество будущей истины. В целом же это толкование позволяло Клименту доказывать правоту собственных рассуждений, опираясь на Священное Писание.

Климент Смолятич совсем не случайно столь много времени уделяет внимательнейшему прочтению Библии. Ведь, по его мнению, в познании Божиего Промысла и в посмертном спасении заключается высшая цель человеческой жизни. Даже признавая, что Господь, в принципе, непознаваем, Климент стремится к осмыслению сути сотворенного Господом мира. Познание же «божественной твари» может способствовать и познанию Божиих тайн.

Возможность постижения Божиего Промысла дает право Клименту защищать еще один важный для него тезис - право человека на свободную волю. Вообще человек, по мнению русского мыслителя, - это не просто Божие творение, а любимое и опекаемое Господом создание. «Нас же деля что не имать сътворити преславно, яко по образу Божию и по подобию быхом!» - восклицает Климент. Поэтому человек имеет возможность свободно распоряжаться всеми данными ему Богом вещами, ибо эта свобода предопределена Самим Богом.

Однако свобода имеет и свои пределы, установленные опять же свыше. «Да аще мы убо, тварь суще Божиа, от него сотвореною тварию действуемъ, якоже хощем, то что ны есть, возлюбленнии, паче наипаче помышляти о Бозе, Его же совета и премудрости нашь умъ ни худе достигнути не можеть, не токмо нашь умъ, но и ти святии ангели и архангели и вся чиноначалиа», - пишет Климент Смолятич. Следовательно, человек не должен противиться божественному «смотрению», но должен только славить Господа и благодарить. Более того, все свои аллегорические рассуждения Климент подчиняет одной цели - научить людей искать спасения, не уклоняясь от Божиего Промысла «ни на шую, ни на десно». Даже в жизни животных, пусть и мифических, видит Климент поучительные для людей сюжеты: «Се бо есть и намъ на поучение, иже просити что от Бога добрых делъ и полезных и спасение когда улучити и снабдети, имже Богъ о бесловесных промышляеть и устанавливаеть», - такими нравоучительными словами заканчивает Климент рассуждение о некой птице Алкионе.

И спасения, по убеждению Климента, достойны все, уверовавшие в Бога и искренне служащие Ему. В ответ и Господь никого не оставит и каждому дарует спасение и жизнь вечную: «Ничто же бо преобидно от Господа, все видить безсонное Его око, то все смотрить, у всего стоить, даа комуждо спасение… Устрааеть и промышляеть премудрено спасение наше и повелевает комуждо, якоже хощеть».

В этом понимании сущности спасения опять же можно видеть продолжение «линии Илариона», а вернее, традиций раннего русского христианства.

С идеей свободы Климент напрямую связывает и идею нестяжательства. Возражая на обвинения в тщеславии, он пишет: «Да скажу ти сущих славы хотящих, иже прилагают домъ к дому, и села к селомъ, изгои же и сябры, и бърти, и пожни, ляда же, и старины, от нихже окааный Климъ зело свободен. Нъ за домы, и села, и борти, и пожни, сябръ же и изгои - землю 4 лакти, идеже гроб копати, емуже гробу самовидци мнози».

Основываясь на собственном опыте, он подчеркивает, что истинная свобода возможна лишь тогда, когда человек полностью отказывается от имущества, бремя которого мешает направить все силы на духовное самосовершенствование. Климент Смолятич - первый в истории отечественной религиозной философии мыслитель, который сформулировал идею нестяжательства, ставшую столь популярной в России в более поздние времена.

Конечно, на первый взгляд «Послание к Фоме» носит чисто богословский, отвлеченный характер. Казалось бы, чем могут привлечь современного читателя рассуждения о ехионе и алкионе, о саламандре прованском? Но за этими аллегориями, за размышлениями над текстами Библии нужно увидеть другое. Отстаивая свое право на символическое толкование Священного Писания, Климент тем самым отстаивает право Русской церкви на самостоятельность, а значит и право Руси на независимость. И в этом смысле Климент Смолятич, несомненно, выступает духовным наследником митр. Илариона и др. русских мудрецов, близких традициям раннего русского христианства.

Второй митрополит русского происхождения . Был высокообразованным человеком своего времени. В летописи упоминается как такой «книжник и философ, каких в Русской земле ещё не бывало».

Биография

Точных данных, впрочем, как и неточных, о жизни Климента весьма мало. Существуют споры относительно следующих данных из его биографии:

Достоверно известно, что Климент был монахом Зарубского монастыря (на берегу Днепра , напротив устья Трубежа).

Неразбериха в Константинополе (после скандального патриаршества Михаила II Куркуаса и Косьмы II Аттика патриарший престол пустовал до конца декабря 1147 года) способствовала тому, что кандидатура Климента, человека достойного и богословски образованного, была принята большинством русского духовенства. Климент Смолятич, родом русин, черноризец и затворник, строгий и просвещённый подвижник.

Однако, вследствие того, что в междукняжеской борьбе Климент встал на сторону Изяслава, его полномочия были признаны только в тех землях, которые находились в сфере политического влияния киевского князя. Под руководством новгородского епископа Нифонта и князя Юрия Долгорукого против Климента возникла влиятельная церковно-политическая оппозиция. Попытки Климента привлечь на свою сторону колеблющихся (например, его послание к смоленскому князю Ростиславу) остались безрезультатными.

После смерти Изяслава (1154) Климент Смолятич принуждён был оставить митрополичью кафедру.

Литературное наследие

До нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее - «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом». Старший из известных списков Послания датируется

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

Климент Смолятич - русский церковный писатель (начало XII века - после 1164 г.). Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной канонической эмансипации от власти вселенского патриарха. Избранный духовенством, при содействии великого князя Изяслава II, Климент был посвящен собором епископов (1147). Стоявшие на стороне традиционной церковной практики три русских епископа отказались признать каноничность посвящения Климента, к ним присоединились некоторые князья, что вызвало смуты в церковном управлении. Изгнание Изяслава со стола повело удаление с кафедры и ставленника его, митрополита Климента (1154). Летопись отмечает, что такого великого "книжника и философа" не бывало на русской земле. Начитанность Климента подтверждается его посланием к смоленскому пресвитеру Фоме, дошедшим с толкованиями мниха Афанасия (последние до сих пор не выделены из послания). В послании особенно характерны аллегорические толкования отдельных спорных мест Священного Писания, главным образом, Ветхого Завета: это позволило автору выказать знание разнообразной литературы, преимущественно переводной византийской. Ссылки Климента на Гомера, Платона и Аристотеля не доказывают непосредственного знакомства его с греческими классиками; цитаты из них обыкновенно брались из третьих рук, причем имена языческих авторитетов приобретали у поздних христианских писателей почти нарицательный смысл. Большее значение имеет свидетельство Климента об основательном знании греческого ("византийского") языка его клириками. Наиболее важно предисловие, в котором Климент опровергает ходившие о тщеславии его слухи: будто в послании к князю Ростиславу (утраченном) Климент "славит себя и творит себя философом". Литературная сторона послания стоит высоко и свидетельствует о переходе на Русь традиционных форм византийской книжности уже в XII веке. Приписываются Клименту анонимное "Поучение о любви" (заметно сходство с посланием Климента к Фоме) и "Слово в неделю сыропустную" в похвалу всем святым, а также несколько ответов в "Вопрошениях Кирика". Можно предполагать, что Климент написал гораздо больше произведений, чем открыто до сих пор. - См. И. Срезневский, "Древние памятники русского письма и языка" (СПб., 1882); Х. Лопарев, "Послание митрополита Климента к пресвятому Фоме" (СПб., 1892); Н. Никольский, "О литературных трудах митрополита Климента" (ib., 1892); его же, "Материалы для истории древнерусской духовной письменности"(ib.,1907).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (1-я пол. 12в. - 1164) древнерусский мыслитель, церковный деятель. Монах Зарубского монастыря около Киева. Известен своей эрудицией и литературным талантом. …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент (Клим) Смолятич, Философ (+ после 1163), митрополит Киевский. Второй митрополит русского происхождения, был назначен …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (? - после 1164) киевский митрополит в 1147-54, древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Смолятич, Клим Смолятич (год рождения неизвестен - умер после 1154), древнерусский церковный писатель, монах Зарубского монастыря (около Киева). В 1147 …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (т. е. родом из Смоленска) — митрополит киевский (1147-1155) — один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (т. е. родом из Смоленска) ? митрополит киевский (1147?1155) ? один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (? - после 1164) , киевский митрополит в 1147-54, древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от …
  • КЛИМЕНТ
    КЛИМ́ЕНТ СМОЛЯТИЧ (? - после 1164), митрополит Киевский в 1147-59 (в 1155-58 был изгнан из Киева), др.-рус. писатель. Широко образованный …
  • КЛИМЕНТ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (снисходительный, милостивый; Филип. 4:3) - на него указывает ап. Павел в означенной цитате, как на одного из сотрудников, имена которых …
  • КЛИМЕНТ в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Clemens) (в миру Ипполито Альдобрандини Ippolito Aldobrandini) (1536-1605), папа Римский с 1592. Кардинал и легат в Польше (1585). После …
  • КЛИМЕНТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит тырновский; ум. в 1901 …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛ́ИМЕНТ РИМСКИЙ (Clemens Romanus), христ. епископ в Риме (вероятно, третий после апостола Петра), отец Церкви (1 в.). С его именем …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (? - до 215), христ. богослов и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христ. веры; …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ V (Clemens) (?-1314), папа Римский с 1305. Под давлением франц. короля Филиппа IV перенёс свою резиденцию в 1309 в …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ Охридский (Величский или Словенский) (ок. 840-916), слав. просветитель, ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Один из основоположников др.-болг. …
  • КЛИМЕНТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? митрополит тырновский; ум. в 1901 …
  • КЛИМЕНТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • КЛИМЕНТ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, клим, …
  • КЛИМЕНТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Климент, (Климентович, …
  • КЛИМЕНТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Анкирский (Многострадальный) (ум. 312), епископ Анкирский, священномученик, пострадавший в гонение императоров Диоклетиана и Максимиана. После неоднократного заключения в тюрьму был …
  • КЛИМЕНТ РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент I (Clemens Romanus) (+ 101), епископ Римский, священномученик. Память 25 ноября …
  • КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент Охридский, Болгарский (+ 916), епископ, святитель. Память 22 ноября (Болг.), 25 ноября …
  • КЛИМЕНТ АНКИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент Анкирский (258 - ок. 312), епископ, священномученик. Память 23 января. …
  • КЛИМЕНТ ТЫРНОВСКИЙ (В МИРУ ВАСИЛИЙ ДРУМЕВ)
    Климент Тырновский - митрополит, болгарский писатель и церковный деятель (1841 - 1901), в миру Василий Друмев. Учась в одесской духовной …
  • КЛИМЕНТ (В МИРУ КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ЗЕДЕРГОЛЬМ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Климент, в миру Константин Карлович Зедергольм - иеромонах Оптинского скита, духовный писатель (умер в 1878 г.), сын реформаторского суперинтенданта. Окончил …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 пап и 3 антипап.Климент I — см. Климент святой.Климент II (1046-1047, Суидгар, епископ бременский) — возведен на престол …
  • КЛИМЕНТ, РИМСКИЕ ПАПЫ И АНТИПАПЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? имя 14 пап и 3 антипап. Климент I ? см. Климент святой. Климент II (1046?1047, Суидгар, епископ бременский) ? …
  • ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ в Новейшем философском словаре:
    комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся …
  • ФЕОДОР КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор (+ 1163), митрополит Киевский. Поставлен митрополитом киевским по ходатайству нового киевского князя св. …
  • РОСТИСЛАВ КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) (+ 1167), великий князь Киевский, князь Смоленский, святой благоверный …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • КЛИМЕНТ КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Климент Смолятич ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевская и всея Руси …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ОТ ПЕРВЫХ ПАМЯТНИКОВ ДО ТАТАРСКОГО ИГА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рсли в понятие литературы внести широкое понятие художественного творчества народа в слове (а не только в письме), то первым фактом …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (начало 12 в. – после 1164), церковный писатель, первый русский богослов.

Судя по его прозвищу, был родом из Смоленской земли (хотя это мнение и оспаривается, поскольку корнем тут может быть и просто имя Смолята). Жил схимником в монастыре в Зарубе (город в Киевской земле на берегу Днепра, напротив устья Трубежа). Когда в 1147 великий князь Изяслав Мстиславич собрал в Киеве епископов с тем, чтобы они самостоятельно, без содействия патриарха Константинопольского, избрали первосвятителя (митрополита), выбор пал на Климента; часть епископов выразила свое несогласие с этим актом, осуществленным в обход Константинополя. Возникший церковный разлад наложился на политическую смуту. В процессе борьбы Изяслава, а затем его преемника Ростислава Мстиславича с Юрием Долгоруким за киевский престол Климент не раз лишался первосвятительской кафедры, пробыв на ней с перерывами до 1155, пока Юрий не овладел Киевом.

В летописи упоминается как такой «книжник и философ, каких в Русской земле еще не бывало». До нас дошло лишь одно сочинение, бесспорно ему принадлежащее, Послание Климента митрополита русского Фоме пресвитеру , старейший список которого датируется 15 в. Климент обнаруживает знакомство с античной классикой, прибегает к аллегорическому толкованию спорных мест из Священного писания, не ограничиваясь буквальным их пониманием. Однако в предисловии с характерным для христианского автора того времени смиренным самоуничижением Климент отводит упреки Фомы в тщеславии, подчеркивая, что не «творит себя философом». Византийская ученость в лице Клиента органически сопрягается с высоким церковно-славянским стилем. Ему приписываются также тексты Слово о любви и Слово в неделю сыропустную .

Климент был знатоком трудов не только византийских, но и античных авторов, в первую очередь Платона и Аристотеля, по его определению, «славных мужей античного мира». Ссылаясь на авторитет Святых Отцов, Климент Смолятич обосновывал в своих сочинениях «полезность» философии, необходимой для понимания внутреннего смысла Священного Писания. В Послании Фоме Климент утверждал: «Христос сказал святым ученикам и апостолам: «Вам дано знать тайны царствия, а для прочих – притчи». Не в том ли моя философия..., что описанные у евангелиста чудеса Христовы хочу разуметь иносказательно и духовно?» (Златоструй . Древняя Русь X–XIII вв . М., 1990). В своих сочинениях он постоянно обращается к поучениям Григория Богослова, крупнейшего представителя каппадокийской, высоко интеллектуальной традиции. Продолжил он и традицию, идущую от митрополита Илариона: противопоставлял ветхозаветной религии «закона» христианство как религию «благодати» и связывал с христианством принципиально новую эпоху всемирной истории.

Климент Смолятич особо подчеркивал исключительную роль человека, наделенного свободой воли и являющегося своего рода центром тварного мира, связующим звеном между ним и Богом. Не имея возможности постичь божественную «премудрость», человек, однако, не лишен способности к богопознанию. Постигая мир как разумно организованное Божье творение, человек тем самым как бы приближается к Творцу. «И если Бог о бессловесных заботится и все делает так, то ради нас, созданных по образу и подобию Божию, какого чуда не совершит...», – писал митрополит. Климента по праву считают одним из основоположников «нестяжательства» в православном богословии. Он доказывал, что подлинная духовная свобода предполагает отречение от имущественного бремени. В Поучении… прославлял трудовую аскезу монастырских подвижников, посвящающих свои труды не только собственному спасению, но и спасению всех, кто остается в миру.