Особенности туристско-рекреационных особых (свободных) экономических зон. Туристско-рекреационные зоны как вид особых экономических зон Общая характеристика туристско рекреационных особых экономических зон

Методологически характеристика рекреационных зон должна отражать следующие аспекты:

Географическое положение зоны и входящих в ее состав районов;

Действие основных факторов развития туризма на данной территории (рекреационные потребности местного населения, условия их удовлетворения, рекреационные ресурсы);

Характеристику рекреационного потенциала - природных рекреационных ресурсов (ландшафтов, биоклимата, гидроминеральных ресурсов), экологического состояния природной среды, историко-культурного потенциала (памятников культурного наследия и объектов социальной инфраструктуры), степень развития туристской инфраструктуры и материальной базы туризма;

Функциональную структуру туризма и доминирующие направления;

Проблемы и перспективы рекреационного освоения.

Характеристику рекреационных районов следует начинать с перечня субъектов Федерации, входящих в район, а характеристику рекреационных зон - в соответствии с их географическим размещением на схеме рекреационного районирования.

Зона I - Европейский Север России

Эта зона занимает обширные территории Европейской части России, условно расположенные к северу от 57° с. ш. По расселению жителей и соответственно по распределению рекреационных потребностей в регионе эта территория крайне неоднозначна: юго-западная часть плотно заселена, а на остальной территории плотность населения невелика и расселение носит дисперсный характер. Зона Север отличается богатством и разнообразием, как природных рекреационных ресурсов, так и культурного наследия, позволяющих развивать все природоориентированные формы туризма и экскурсионную деятельность. Рекреационные ресурсы в этой зоне избыточны по отношению к рекреационным потребностям местного населения, что со временем может превратить эту зону в открытую рекреационную систему.

Ландшафты этой зоны характеризуются большими функциональными возможностями. Горные районы Карелии и Кольского полуострова, горные массивы Северного и Полярного Урала позволяют развивать горный туризм, скалолазание и спортивные сплавы; равнинные территории пригодны для пешего, конного туризма и любительских сплавов.

Территория Европейского Севера отличается повышенной обводненностью. Зона омывается 4 морями, имеет самую высокую заозеренность, по ней протекают многочисленные судоходные реки - Нева, Свирь, Северная Двина, Мезень, Печора, соединенные судоходными каналами - Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским. Водные объекты пригодны для круизного туризма, яхтинга и рыболовства. Европейский Север занимает 2 природные зоны: север занят тундрой, остальная территория - тайгой. Леса благоприятны для лечебного отдыха, богаты пушным зверем, боровой и болотной птицей, что определяет широкие возможности развития лицензированной охоты. Природные комплексы интересны для экологического туризма. Зона располагает многочисленными заповедниками, природными заказниками и памятниками природы. Здесь организовано 5 национальных парков и проектируется еще несколько.

Территория богата гидроминеральными ресурсами. Минеральные воды представлены радоновыми водами (Урал, Карелия и Кольский полуостров), сульфатными, йодобромными, хлоридными натриевыми и железистыми водами. На равнинных территориях минеральные воды имеют артезианское распространение, их легко вывести, они имеют большие запасы. Лечебные грязи зоны характеризуются большим разнообразием: пресноводные торфяные, сапропелевые и минерализованные иловые сульфидные грязи морских заливов и озерно-ключевого происхождения.

Биоклиматические условия зоны, несмотря на северное положение, относительно комфортны для отдыха (умеренно холодная зима и умеренно теплое и прохладное лето), в отличие от Азиатского Севера. На большей части территории это позволяет развивать круглогодичные учреждения отдыха. Наиболее дискомфортным фактором является недостаточность инсоляционного (светового) и ультрафиолетового режима, что неблагоприятно сказывается на здоровье местного населения, но не оказывает существенного влияния на приезжих туристов.

Экологическое состояние природной среды в зоне в целом достаточно спокойное, кроме локального загрязнения вокруг крупных городов и промузлов, что надо отнести к положительным факторам для рекреационного освоения территории.

Комплексная оценка природных рекреационных ресурсов зоны показывает, что она благоприятна для развития лечебно-оздоровительного отдыха в южной части территории, спортивного, экологического туризма - на всей территории, с концентрацией его на территориях действующих и проектируемых национальных парков.

Богатое культурное наследие представлено:

Археологическими памятниками, в том числе уникальными (Беломорскими петроклифами);

Этнографическими поселениями (русскими поморскими, карельскими, ненецкими, саамскими и коми), центрами северных народных промыслов - городами Каргополь, Великий Устюг, Холмогоры, Кириши и др.;

Древнейшими городами;

Знаменитыми архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга и его пригородов;

Православными святынями - монастырями (Кирилово-Бело-озерский, Ферапонтов, Горецкий, Валаамский, Соловецкий);

Историческими путями;

Современными техническими достопримечательностями (например, Космодромом в Мирном).

Русский Север чрезвычайно насыщен памятниками архитектуры культового и светского назначения. Мировую известность имеют православные святыни в Кижах, на Валааме, Соловецких островах, в Каргополе, Вологде и Великом Устюге. Огромным историко-культурным потенциалом располагает Санкт-Петербург. Этот район известен своими промыслами: резьбой по кости, художественной обработкой металла, кружевоплетением и др.

Степень рекреационного развития Русского Севера варьирует от развитого и среднеразвитого на северо-западе (Ленинградская область и Кольско-Карельский район) до слаборазвитого на востоке и неразвитого на севере. По функциональной специализации эта территория подразделяется на оздоровительно-экскурсионную (на юге и западе) и спортивную (на Полярном и Северном Урале, в Северной Карелии и Хибинах).

Территория разделена на 3 района:

Ленинградский (Ленинградская область) - развитый, имеющий курортную зону на Финском заливе и сеть рекреационных учреждений в окрестностях Луги. Основная специализация - познавательный и лечебно-оздоровительный туризм;

Кольско-Карельский (Мурманская область и Республика Карелия) - среднеразвитый, со специализацией на спортивном и экологическом туризме;

Русский Север (Архангельская, Вологодская области и Республика Коми) - слаборазвитый, со специализацией на познавательном, спортивном и экологическом туризме.

Основные турцентры: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Вологда, Архангельск, Мурманск.

Основные проблемы рекреационного освоения:

Экологическое неблагополучие на Кольском полуострове, юге Карелии и в окрестностях Санкт-Петербурга и Череповца;

Слаборазвитая дорожная сеть на большей части территории, трудная доступность ко многим историческим памятникам;

Недостаточность ультрафиолета и инсоляции в зимний период, ограниченная продолжительность купального сезона летом;

Распространение кровососущих насекомых в тайге (гнус, комары), высокая заболоченность.

Перспективы освоения Русского Севера:

Строительство дорог и объектов инфраструктуры в удаленных перспективных территориях;

Организация уникальных круизов по северным морям с посещением Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Диксона, Северного полюса;

Использование экзотики Севера для организации авантюрных туров.

Зона II - Центр России

Эта зона включает Центральные нечерноземные районы, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал и является самой густонаселенной частью России с максимальными рекреационными потребностями местного населения, сочетающимися с достаточными и разнообразными рекреационными ресурсами для их удовлетворения.

Природные рекреационные ресурсы характеризуются благоприятными ландшафтными и климатическими условиями, широким распространением минеральных вод и лечебных грязей. Ландшафты отличаются большим разнообразием: от приморских на побережье Балтики в Калининградской области до горных на Урале. Территория достаточно обводнена. Гидрографическая сеть представлена крупными реками (Волгой, Камой, Окой, Вяткой, Днепром, Волховом, Белой, Чусовой) с многочисленными притоками, озерами (самые крупные - Чудское, Ильмень, Селигер, Валдайское) и водохранилищами (Иваньковским, Горьковским, Камским, Рыбинским, Можайским и др.). Центр расположен в лесной зоне, переходящей от тайги (на севере) к зоне смешанных и широколиственных лесов (на юге). Ландшафты отличаются высокими эстетическими качествами.

Природные условия благоприятны для развития лечебного, оздоровительного, туристского отдыха.

Центральная часть России наиболее урбанизирована. На ней сосредоточены основные центры развития русской цивилизации. Эта территория отличается очень большим историко-культурным потенциалом. Основные памятники архитектуры располагаются в областных центрах: Пскове, Новгороде, Смоленске, Твери, Ярославле, Костроме, Кирове, Нижнем Новгороде, Владимире, Рязани, Туле, Калуге, Перми, Екатеринбурге, Оренбурге. Наибольшим культурным наследием характеризуются Москва и Московская область.

Помимо памятников архитектуры, культурный потенциал региона отличается широким распространением и большим разнообразием народных промыслов (лаковой миниатюрой, фарфором и фаянсом, ткачеством и вышивкой, кружевоплетением и др.).

Территория имеет хорошие транспортные связи: широкую сеть железных и автодорог, авиационное сообщение, судоходство по Волге, Каме, Оке, Волго-Балтийскому каналу.

Высокая плотность населения обусловила большую потребность в рекреационных услугах. На этой территории развиты все основные виды рекреационной деятельности: санаторно-курортное лечение, оздоровительный отдых, спортивный туризм, детский отдых, дачная рекреация, организация кратковременного отдыха, спортивный и экологический туризм.

Особенно активно развился познавательный туризм. На экскурсионном обслуживании специализировались экскурсионные бюро не только больших, но и малых исторических городов.

Инфраструктура туризма развита относительно хорошо: много специализированных гостиниц, ресторанов, кафе. Города располагают театрами, концертными залами. Есть институты, занимающиеся проблемами строительства туристских комплексов и организации отдыха. Эта зона характеризуется лучшими транспортными связями в России.

Турцентры находятся как в областных, так и в малых исторических городах (Осташкове, Старой Руссе, Торжке, Валдае, Угличе и др.). Крупнейший турцентр России - Москва.

Рекреационная сеть в пределах данной территории развита недостаточно равномерно. Максимальное развитие она имеет в Подмосковье. Плотность рекреационных учреждений в Западном и Уральском районах значительно ниже.

Зона Центр разделена на 4 района:

Западный район , состоящий из двух подрайонов: Западного Морского, занимающего Калининградскую область, среднеразвитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе и Западного Континентального, охватывающего Псковскую и Новгородскую области, среднеразвитого, со специализацией на познавательном, лечебно-оздоровительном и экологическом туризме;

Верхневолжский район , занимающий Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Нижегородскую, Кировскую области и республики Чувашию и Марий Эл, - среднеразвитый, со специализацией на познавательном и лечебно-оздоровительном туризме;

Центральный район , охватывающий Московскую, Смоленскую, Брянскую, Белгородскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую и Владимирскую области, - самый развитый в России, со специализацией на познавательном и лечебно-оздоровительном туризме;

Уральский район , включающий Пермскую, Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую области и республики Башкирию и Удмуртию, - среднеразвитый, со специализацией на спортивном, лечебно-оздоровительном и экологическом туризме.

Проблемы рекреационного развития Центра России:

Наложение интересов урбанизации (расширения зон промышленной и гражданской застройки) на развитие рекреации;

Многофункциональность использования рекреационных территорий, порождающая:

а) сложности с организацией кратковременного пригородного отдыха для жителей больших городов,

б) наложение различных видов рекреационной деятельности на одну и ту же территорию (кратковременного отдыха на зоны лечебно-оздоровительной рекреации, поглощение ценных лечебных местностей дачной рекреацией);

Неравномерность рекреационного освоения территории;

Инфраструктурная необустроенность данной рекреации;

Отсутствие предприятий обслуживания туристов по автодорогам, недостаточная обустроенность железных дорог отстойниками для принятия туристских поездов;

Экологические проблемы:

а) загрязнение рекреационных территорий в урбанизированных районах,

б) отсутствие действующей системы регулирования рекреационных нагрузок на пригородные комплексы существующих зон отдыха,

в) надвигающаяся катастрофа отравления вод Балтийского моря, погребенным на его дне химическим оружием фашистской Германии.

Перспективы рекреационного развития:

Образование общих межагломерационных территориальных рекреационных систем вдоль рек Волги, Оки, Москвы-реки единой системы ОАО «Золотое наследие Руси» и единой системы «Великий Волжский путь»;

Активизация рекреационного освоения Волго-Вятского района, Предуралья и Урала;

Интенсивное освоение природных рекреационных ресурсов Центра России с целью компенсации потерянных курортных зон Прибалтики;

Изменение границ рекреационных ареалов за счет более активного освоения побережий малых рек и озер;

Создание сети рекреационных парков;

Образование локальных туристских центров в исторических малых городах;

Общерегиональное рекреационное обустройство дорожной инфраструктуры;

Увеличение ресторанно-гостиничного фонда за счет малых предприятий (постоялых дворов, трактиров, охотничьих домиков и др.);

Повышение качества услуг и аттрактивности действующих учреждений отдыха;

Внедрение нетрадиционных форм отдыха (баз спелеологов и дельтапланеристов, «живых дворянских усадеб»), широкое развитие паломничества, путешествия туристских автокараванов, зимних маршрутов на снегоходах и др.

Зона III - Юг России.

Юг России по качеству рекреационных ресурсов и степени их освоения подразделяется на 3 категории: развитое Кавказское Черноморское побережье, среднеразвитые предгорные и горные районы Северного Кавказа, слаборазвитые побережья Азовского и Каспийского морей и центрально-черноземные области РФ.

Центрально-черноземные области , занимающие слабообводненные степные и лесостепные пространства, характеризуются ограниченными природными рекреационными ресурсами. Города, расположенные в этих областях, представляют определенный интерес для познавательного туризма. Это Курск, Липецк, Тамбов, Пенза, Воронеж, Белгород. Они же являются и турцентрами этой территории. Ориентация этой территории - на обслуживание местного населения. Остальные районы имеют общероссийское значение. К ним относятся Поволжский район с исключительно благоприятными природными рекреационными ресурсами в Среднем Поволжье и богатым культурным наследием, сосредоточенным в известных туристских центрах: Казани, Самаре, Саратове, Вологде и Астрахани.

Азовское и Кавказское побережья отличаются хорошими песчаными пляжами, длительным периодом купания (до 120 дней), минеральными водами, лиманными и озерными иловыми грязями, благоприятны для организации лечебно-оздоровительного отдыха. Но в силу ограниченной туристской инфраструктуры уровень их рекреационной освоенности слабый.

До недавнего времени они относились к перспективным турцентрам первоочередного освоения. Перспективы развития этих районов сдерживаются экологическими причинами и колебанием уровня Каспийского моря, поднятие которого в последнее время резко сокращает площади рекреационного освоения.

Основные турцентры: Ростов-на-Дону, Махачкала.

Черноморское побережье Кавказа обладает чрезвычайно высоким рекреационным потенциалом. Район богат природными рекреационными ресурсами (теплое море, горы, покрытые богатой лесной растительностью, разнообразные минеральные воды и иловые сульфидные грязи). Климатические условия имеют некоторые ограничения в виде термического (перегрев) и гидротермического (духота) дискомфорта в летний период.

Район активно развит в рекреационном отношении. Он располагает достаточной инфраструктурой: хорошее транспортное обеспечение железными и автодорогами, связывающими все курортные зоны между собой и с другими регионами. В районе 2 аэропорта (в Адлере и Анапе), достаточное количество современных гостиниц, ресторанов, кафе. Имеется сеть культурных учреждений. В Сочи расположен институт курортологии.

Этот район издавна осваивался лечебно-оздоровительными учреждениями. Он может быть разделен на 4 курортные зоны: Большие Сочи, Туапсинская, Большой Геленджик и Анапская.

Турцентры: Сочи и Анапа.

Северо-Кавказский район, занимающий предгорную и низкогорную части Северного Кавказа, чрезвычайно богат природными рекреационными ресурсами и объектами познавательного туризма. В этом районе находится старейшая курортная зона России - Кавказские Минеральные Воды, состоящие из 4 самостоятельных курортов (Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Пятигорск) с центром в Пятигорске и хозяйственным узлом в Минеральных Водах. Кавказские Минеральные Воды отличаются большим разнообразием типов минеральных вод (сульфидные, углекислые, радоновые, сульфатные, йодобромные). Иловой сульфидной грязью курорты обеспечиваются из месторождения Тамбукан.

Санаторная сеть в этом районе чрезвычайно развита, уровень обслуживания самый высокий в РФ. В Северо-Кавказском регионе формируется еще несколько перспективных курортных зон: Краснодарско-Адыгейская с турцентрами в Краснодаре и Майкопе, Северо-Осетинская с центром во Владикавказе. Эти рекреационные территории характеризуются средним уровнем развития рекреации и специализацией не только на лечебном отдыхе, но и на спортивном туризме. В указанных выше турцен-трах начинаются маршруты спортивного туризма, проходящие по Горно-Кавказскому району. В последнем сложилось несколько туркомплексов, крупнейшие из которых Домбай, Ар-хыз, Теберда, Приэльбрусье, Цей. Зона Юг разделена на 7 районов:

Южно-Российский , охватывающий территорию Центрального Черноземья (Курскую, Белгородскую, Липецкую, Воронежскую, Тамбовскую, Пензенскую области, Республику Мордовия, континентальные районы Ростовской области, степную часть Краснодарского и Ставропольского краев), - слаборазвитый, со специализацией на познавательном туризме;

Поволжский , состоящий из 2 подрайонов: Северного Поволжья (Самарская, Саратовская области и Татария) - средне-развитого и Нижнего Поволжья (Вологодская и Астраханская области) - слаборазвитого. Специализация Поволжского района - на лечебно-оздоровительном и познавательном туризме;

Азовский , включающий прибрежные районы Ростовской области и Краснодарского края, - слаборазвитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе;

Кавказско-Черноморский , включающий прибрежные районы Краснодарского края, - развитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе;

Северо-Кавказский - предгорные и низкогорные части Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа (Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана) - среднеразвитый, со специализацией на лечебном отдыхе;

Каспийский - прибрежная часть Дагестана - слаборазвитый, со специализацией на лечебно-оздоровительном отдыхе;

Горно-Кавказский - среднегорные и высокогорные районы Большого Кавказа (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская и Дагестанская республики) - слаборазвитый, со специализацией на спортивном и экологическом туризме.

Проблемы рекреационного развития:

Неразвитость транспортной сети в Горно-Кавказском районе;

Загрязнение моря в Черноморском и Азовском районах, особенно на отрезке Новороссийск - Туапсе;

Недостаточная озелененность степной части;

Наложение зон кратковременного отдыха местных жителей на курортные зоны в окрестностях Сочи, Анапы и на водохранилищах Кавказских Минеральных Вод;

Хрупкость береговой линии (разрушение пляжей в связи с абразией моря);

Наложение интересов виноградарства, обеспечивающего высокосортным виноградом винный завод Абрау-Дюрсо, на рекреационные территории Геленджикской курортной зоны.

Перспективы освоения:

Расширение рекреационных лечебно-оздоровительных территорий за счет освоения Азовского побережья и предгорной части Краснодарского края;

Строительство новых турбаз в долине реки Белой для создания Адыгейского туркомплекса;

Завершение строительства автодороги Краснодар - Майкоп - Дагомыс, связывающей внутренние районы с побережьем Черного моря.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

11. Характеристика и цели создания портовых ОЭЗ

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

· На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

· Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);

· Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);

· Туристско-рекреационные;

· Портовые.

· Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

· На территории ОЭЗ не допускается :

· Добыча и переработка полезных ископаемых;

· Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

· ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

· Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

12. Порядок создания и прекращения существования особых экономических зон

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется Правительством Российской Федерации.

Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:

    1. объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
    2. план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;
    3. комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;
    4. права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктуры этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;
    5. порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;
    6. порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;
    7. обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
    8. порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
    9. обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    10. обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;
    11. иные условия, предусмотренные Федеральным законом.

Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться за счет других источников.

Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

13. Условия досрочного прекращения существования особых экономических зон

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

    1. это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
    3. в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая или туристско-рекреационная деятельность.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

14. Финансирование создания объектов инфраструктур особой экономической зоны.

1. Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. Обязательства Российской Федерации по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал открытого акционерного общества, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и последующего финансирования этим открытым акционерным обществом создания объектов инфраструктуры особых экономических зон, в том числе посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

3. Обязательства субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут исполняться посредством внесения взноса в уставный капитал управляющей компании особой экономической зоны.

15. Единая централизованная система управления особыми экономическими зонами

По смыслу комментируемой статьи в систему органов управления ОЭЗ входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ;

2) органы управления особыми экономическими зонами, под которыми законодатель понимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы;

3) наблюдательные советы ОЭЗ.

2. Основная задача федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, состоит в разработке единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ. Анализируя положения Указов Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1>, от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <2>, от 22 июля 2005 года N 855 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" <3>, а также Постановления Правительства РФ от 27 августа 2004 года N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" <4>, можно сделать вывод о том, что таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ, является Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России). В этом качестве Минэкономразвития России принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с учреждением и функционированием ОЭЗ (например, Приказ Минэкономразвития России от 16 января 2006 года N 2 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами").

16. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

Полномочия РосОЭЗ перечислены в Положении о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 года N 530 "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами".

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ):

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для нужд Агентства;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

осуществляет управление ОЭЗ в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

проводит в установленном порядке отбор заявок на создание ОЭЗ одного типа;

организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания ОЭЗ, и объектов недвижимости, находящихся на территории ОЭЗ;

управляет и распоряжается объектами недвижимости, расположенными на территории ОЭЗ и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании ОЭЗ, а также земельными участками в пределах территории ОЭЗ на основании соглашения о создании ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К полномочиям РосОЭЗ отнесены также:

мониторинг реализации соглашений о создании ОЭЗ;

регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ. РосОЭЗ ведет реестр резидентов ОЭЗ;

оформление по заявлению резидента ОЭЗ приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности;

контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Правовое положение резидентов особой экономической зоны

Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» положил начало формирование новых пространственно-организационно-экономических образований - особых экономических зон. В соответствии с действующим законодательством, особые экономические зоны подразделяются но следующим функциям:

Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополюсы.

Туристско-рекреационная (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Все ОЭЗ предусматривают определенные преференции, выражающиеся в снижении издержек инвестора до 30% (рис. 9.3.1).

Рис. 9.3.1.

Основной целью создания особых экономических зон туристско- рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) является повышение конкурентоспособности туристской деятельности российской Федерации за счет внедрения указанных организационно-экономических механизмов.

Механизм формирования туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Первоначально постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа [ Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны», http://www.russez.ru]:

  • 1) в Калининградской области - «Куршская коса» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 73);
  • 2) в Краснодарском крае (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 70);
  • 3) в Ставропольском крае - «Кавказские Минеральные Воды» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 71);
  • 4) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 69)
  • 5) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 67);
  • 6) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 68);
  • 7) в Иркутской области - ОЭЗ на территории п. Листвянка (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 72).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

К настоящему моменту приостановлены работы по созданию ОЭЗ ТРТ на территории Краснодарского края и Калининградской области.

В соответствии с постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», было принято решение о формировании в границах кластера следующих ОЭЗ ТРТ:

  • а) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики;
  • б) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Апшеронского района Краснодарского края;
  • в) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Майкопского района Республики Адыгея;
  • г) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино- Балкарской Республики;
  • д) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания;
  • е) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Хунзахского района Республики Дагестан.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1434 в состав Кавказского туристского кластера включена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края, созданная постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71

Таким образом, с 2007 г. запроектировано создание 13 особых экономических зон туристско-рекреационного тина. Наиболее успешно осуществляется развитие ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае и «Байкальская гавань» в республике Бурятия.

1. Особая экономическая зона «Берюзовая Катунь». Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа расположена на левом берегу р. Катуни, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв. км.

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного тина «Бирюзовая Катунь» является первым этаном формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Этот комплекс охватывает территорию 4 районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс. человек. Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд руб.

Экономическими и бальнеологическими факторами, а также преимуществами создания подобного комплекса являются:

Разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, среднегодовая температура воздуха +5 °С, высота снежного покрова от 400 до 600 мм, количество солнечных дней в году - не менее 235.

Все это создает условия для круглогодичного предоставления различных комбинаций туристских и рекреационных услуг; уникальные природно-лечебные и гидроминеральные ресурсы (ионизированный воздух, лечебная и питьевая минеральная вода, хвойные леса); эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристических объектов, в том числе:

  • ? историко-культурных - свыше 5000 памятников истории (археологии, архитектуры), музеи, традиционные народные ремесла, промыслы;
  • ? природных: горные реки, пригодные для организации сплавов, купания, уникальные природные комплексы и памятники, места рыбалки, охоты;
  • ? возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерания), экскурсионный (пеший, конный, лыжный), горнолыжный.

Алтайский район широко популярен среди туристов-водников. Для сплава пригодны 2 реки - Катунь и Песчаная. Регулярно проводятся международные соревнования по технике водного туризма.

Большой интерес для туристов представляют пещеры Алтайского района. Помимо большого количества сравнительно неглубоких пещер, на территории района расположены несколько крупнейших в Западной Сибири пещер глубиной до 340 м и протяженностью ходов до 2500 м. Это пещеры «Геофизическая», «Экологическая», «Алтайская». Перспективное развитие ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» показано на рисунке 9.3.2.

Рис. 9.3.2.

Рядом с создаваемой особой экономической зоной «Бирюзовая Катунь» (около 90 км) расположен курорт федерального значения «Белокуриха».

Результатом создания особой экономической зоны является интеграция природных, рекреационных и культурно-исторических ресурсов Алтайского края.

Концепция особой экономической зоны предполагает два этана развития. «Бирюзовая Катунь» - это первый этап.

На втором этапе предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава - курортно-рекреационной местности. В ее состав в перспективе должны войти 4 района - Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский и город-курорт Белокуриха.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого составит до 2026 г. ориентировочно 10,47 млрд руб. Из федерального бюджета потребуется 6,93 млрд руб., из бюджета субъекта Российской Федерации - 0,3 млрд руб., из местного бюджета - 0,08 млрд руб., из внебюджетных источников - 3,16 млрд руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (высоковольтная линия, газопровод, автодорога, мостовой переход, объекты наружных путей водоснабжения, очистные сооружения и канализация, объекты связи, реконструкция аэропортов). В местах создания инфраструктуры на прилегающих территориях будет развиваться придорожный сервис.

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ОАО «Интурист» (Москва), ООО «Алтай-Известь», ООО «АНТЕ».

По оценке специалистов Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 31,7 млрд руб. Туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,1 млн человек.

Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 3 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 7 тыс.

2. ОЭЗ «Байкальская гавань». Для выбора территории в Республике Бурятия (РБ), на которой можно было бы создать туристско-рекреационную особую экономическую зону правительством Республики Бурятия были привлечены российская компания ЗАО «ЭКТИС» и международный эксперт в области проектирования горнолыжных курортов - компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. («Экосайн»),

«Экосайн» является хорошо известной в мире компанией, ее главный офис расположен в городе Вистлер (Whistler), Британская Колумбия, Канада. Компания имеет опыт планирования более 250 крупных горных курортов в 32 странах мира.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (ТР ОЭЗ) «Байкальская гавань» создается в непосредственной близости от озера Байкал - уникального природного объекта мирового значения - в Прибайкальском районе Бурятии на территории площадью свыше 70 тыс. га.

Особенности участка ТР ОЭЗ - наличие на территории всех необходимых ресурсов для создания горноклиматического курорта мирового уровня: горы с вершинами до 1 771 м, вертикальным перепадом до 1271 м и подходящими для строительства трасс склонами, теплое озеро Котокельское, горные реки, удобные для сплава и рыбалки, минеральные источники и лечебные грязи, флора и фауна, близость к инженерной и транспортной инфраструктуре.

Концепция ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» предполагает:

  • ? создание двух всесезонных горноклиматических курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, включая горнолыжные комплексы; создание центра водного туризма и отдыха;
  • ? строительство объектов базовой инфраструктуры. Имеющиеся природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы РБ, их размер и качество, а также потенциальная значимость туристической отрасли для экономики региона позволяют позиционировать будущий туристско-рекреационный комплекс как международный, ориентированный на расширение въездного туризма. Соответственно туристическое предложение комплекса должно соответствовать лучшим мировым аналогам и должно состоять из всех возможных видов развлечений, отдыха, спорта и других услуг, которые будут являться источниками дохода круглогодично. В основе предложения высокого сезона лежат спортивный, приключенческий и экологический туризм, являющиеся главными направлениями, привлекающими туристов в РБ. В основе межсезонных предложений лежат бизнес-туризм, культурный и религиозный туризм. Всесезонное предложение может быть представлено SPA-курортом, оздоровительными предложениями, сферой развлечений.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» размещается на пяти участках - «Турка» (102,3 га), «Пески» (333,49 га), «Гора Бычья» (2 341,1 га), «Бухта Безымянная» (381,9 га), Горячинск (456,3 га), расположенных в непосредственной близости от озера Байкал. Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ, составляет 3 615,1 г. (рис. 9.3.3).

Рис. 9.3.3.

В соответствии с разработанной Концепцией пять участков будут осваиваться поэтапно. Приоритетом первой очереди выбраны участки «Турка» и «Пески» общей площадью 434,2 га. Затем планируется развитие оставшихся трех - «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск». С выходом на полную мощность участков «Турка» и «Пески» ожидаемое количество туристических прибытий составит более 180 тыс. человек в год, а количество мест размещения туристов около 2000. При полном освоении всех пяти участков ожидаемое количество туристских прибытий составит более 1 млн чел. в год, а количество мест размещения туристов около 22 300.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» начала строится на территории Прибайкальского района Республики Бурятия на берегу озера Байкал в 2007 г. по принципу государственно-частного партнерства. По завершению строительства «Байкальская гавань» станет всесезонным курортом с горнолыжным комплексом, гостиницами и отелями, яхт-клубом, рыбацкой деревней, парком развлечений, центром семейного отдыха, SPA- курортом. Правительство РФ начало выполнять свою часть обязательств, вложив в развитие инфраструктуры ОЭЗ почти 2 миллиарда рублей из запланированных 6,5 миллиарда рублей. Ожидаемый объем частных инвестиций составляет около 60 миллиардов рублей.

Туристские объекты, построенные на всей территории зоны, будут в состоянии удовлетворить разнообразные запросы туристов различных категорий и денежного достатка. Предполагается строительство крупного центра SPA-терапии, бальнеологии и восточной медицины, Центра проведения международных спортивных соревнований и фестивалей.

Базовая инфраструктура включает строительство на территории ОЭЗ двух внутренних дорог длиной 20 и 30 км стоимостью 1,4 млрд руб.

Для приема туристов с близлежащих регионов и г. Улан-Удэ предусматривается восстановление аэропорта в Горячинске. В поселках Гремячинск и Горячинск имеются вертолетные площадки, которые требуют реконструкции. Также планируется восстановление морского порта в с. Турка для возобновления работы морского пути для туристов, прибывающих из Иркутской области.

В виду недостатка мощностей на данной территории предполагается строительство новой ЛЭП (220 киловольт) с двумя подстанциями мощностью 30 и 40 Мегаватт.

Теплоснабжение участка предусматривается с помощью электрических котлов и солнечных коллекторов, работа которых будет финансироваться инвесторами.

Водоснабжение и водоотведение будет осуществляться в соответствии с экологическими требованиями. Очистка будет производиться с помощью активированного угля (биосорбирование) и озонирования без применения хлора. Такая технология отвечает всем экологическим требованиям для Центральной экологической зоны озера Байкал.

Всего стоимость строительства базовой инфраструктуры составит около 7 млрд руб.

Для развития ОЭЗ необходимо дальнейшее развитие внешней инфраструктуры, которая включает: удлинение взлетной полосы международного аэропорта г. Улан-Удэ «Мухино» и реконструкцию аэропорта. Аэропорт сможет принимать воздушные суда всех типов и увеличить пропускную способность до 1 млн пассажиров в год.

Создание особой экономической зоны планируется осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого ориентировочно составит до 2026 г. 57,06 млрд руб. Из федерального бюджета потребуется 10,2 млрд руб., из бюджета субъекта Российской Федерации - 3,05 млрд руб., из местного бюджета - 0,09 млрд руб., из внебюджетных источников - 43,72 млрд руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (строительство ЛЭП, подъездных и внутренних дорог, объектов водоснабжения и водоотведения, реконструкция аэропортов).

Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия при реализации проекта ОЭЗ ТРТ обусловлена тем, что Байкальский регион позволяет сформировать уникальный диверсифицированный туристский продукт, на основе: неисчерпаемого природного и историко-культурного потенциала; благоприятной экологической обстановки; развитой сети объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры; наличия сети туристских организаций.

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ООО «Бурятинтур», ООО «Байкалкурорт», ООО «Байкал-фарм», ООО «Бурятгеоироект», ООО «ЗОЛ», ОАО «Континент», ООО «Кристалл Сибирь», ООО Торговый Дом «Сибирский деловой клуб», ЗАО «Сибирь Тур», ООО «Реставрация Н», ЗАО «ВистКом», ЗАО «Еврофинанс», ООО «Гранд Байкал», АНО «Агентство культурных инициатив „Аллегро"», Компания ДиВиАй групп, ООО «Тан», ООО «Инвестиционная финансовая компания „Метрополь"», ООО «Байкал-иульс», ЗАО «Ригельмед», ООО «В мире фантазий», ООО «Пилигрим», ОАО «Центролимнийской подготовки „Юнивер-Байкал"», Межрегиональный профессиональный союз работников производственной, научно-технической и управленческой сфер деятельности.

По оценке экспертов Республики Бурятия, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 55,04 млрд руб., а туристский поток в ОЭЗ возрастет до 1,0 млн туристов. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 18 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 34 тыс.

Таким образом, развитие особых экономических зон туристско-рекреационного тина повышает инвестиционную активность регионов и способствует активизации внутреннего и въездного туризма.

ОЭЗ ТРТ имеет ряд характерных черт, позволяющих их рассматривать как новую модель освоения туристско-рекреационного пространства. Можно сказать, что ОЭЗ ТРТ сочетают в себе черты, свойственные туристским дестинациям (формирование туристских продуктов и услуг на базе ключевых ресурсов и туристско-рекреационного потенциала в целом, четкие границы и внутренняя географическая структура территории ОЭЗ), а также черты, отражающие особенности функционирования туристско- рекреационных кластеров (использование механизмов государственночастного партнерства, наличие управляющей компании, хотя и при ключевом руководстве государственных органов федерального значения и т.д.). Соответственно, можно сделать вывод о наличии различных современных пространственно-организационных формах туризма и о повышении значимости научного обоснования системы управления туристско-рекреационными пространствами разного ранга.

рекреационный туристский инновационный политика

Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.

К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Также туристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристической привлекательности Российской Федерации: последние несколько лет в сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 - по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году .Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей. Концентрация ресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволит сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России.

Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса (в лице резидентов) в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития» .

Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом. (Федеральный закон от 03.06.2006 №76-ФЗ)

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации:

Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:

1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай)

Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия)

ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.

3. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край)

Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

ТР ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.

4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край)

Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.

5. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край)

Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область)

Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

7. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область)

Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

В 2012 году данная туристско-рекреационная зона прекратила свое существование, так как в течение трёх лет с даты её создания не заключено ни одного соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности.

8. Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край)

ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

Зона формируются в трех различных климатических поясах России и практически вся расположена в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в проекте представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.

В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры.

В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае.

Одним из инструментов привлечения инвестиций и повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике выступает создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они призваны решать многие важные задачи, связанные с вливанием иностранного капитала, реализацией региональной политики, обеспечением занятости населения и стимулированием экспорта товаров и услуг.Логика создания ОЭ3 обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение для национального хозяйства.Особая экономическая зона – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, в том числе:- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;- производство новых видов продукции, развитие экспортной базы и импортозамещающих производств;- развитие туризма и санаторно-курортной сферы;- привлечение прямых иностранных инвестиций;- создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;- апробация новых методов менеджмента и организации труда;- снижение уровня коррупции.С точки зрения инвесторов, создание ОЭЗ способствует достижению таких целей, как освоение новых рынков сбыта, приближение производства к потребителю, минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.Особые экономические зоны принято классифицировать, прежде всего, по выполняемым функциям:- Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. В такой зоне проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке.- Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.- Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примерами ТВЗ выступают технопарки и технополисы.- Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.- Портовая зона – создается на территории морских портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта.На сегодняшний день в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и т.д.На конец 2009 года всего на территории российских ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны. Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.