Публичное акционерное общество "сбербанк россии". Организационная структура сбербанк

Сбербанк - это финансовое учреждение известно не только подавляющему числу россиян, но и жителям других государств. Причина в его масштабности, уникальности, известности на фоне других подобных учреждений в РФ. В этой статье же мы заострим внимание на организационной структуре Сбербанка, которая не имеет аналогов в России. Начнем с общего знакомства с организацией.

О Сбербанке

Предмет нашего разговора - ПАО, крупнейший российский банк. Его учредителем выступает ЦБ России. Именно Центробанку и принадлежит контрольный акционный пакет этого учреждения. Прочими акционерами выступают и организации, и частные лица.

Уникальность заметна не только в развернутой организационной структуре Сбербанка. Его также выделяет следующее:

  • Предоставление государственных гарантий по вкладам.
  • Участие в международной программе, чья цель - развитие малого и среднего бизнеса в РФ.
  • Обслуживание счетов, учет доходов и оборота федерального российского бюджета.

Схема организационной структуры Сбербанка России

Разберем иерархию составляющих этой крупной банковской организации:

Всю организационную структуру ОАО "Сбербанк" можно разделить на практически равные четыре доли:

  1. Головной офис.
  2. Территориальные отделения.
  3. Агентства и филиалы.
  4. Прочие ответвления системы.

Собрание акционеров

Управленческая структура данной организации предполагает существование правящих органов с установленными объемами ответственности, рядом полномочий и правилами взаимовоздействия с другими составляющими системы. Переходим к ее верхушке.

Главный орган управления организационной структуры ПАО "Сбербанк" - собрание акционеров. Только оно имеет право на избрание правления учреждения, а также наблюдательного совета. Акционеры - это и физические и юрлица. Они являются владельцами как обычных, так и привилегированных ценных бумаг.

Главные задачи этой части организационной структуры Сбербанка:


Управление структурой

Общее руководство Сбербанком - это дело избираемого Совета. Его ключевые обязанности такие:

  • Определение векторов развития банка.
  • Контроль за работой правления.
  • Утверждение годового отчета.
  • Контроль политики в области инвестиций и кредитования.
  • Организация деятельности ревизионного и кредитного комитетов.
  • Выбор председателя.

Ревизионный и кредитный комитеты

Продолжаем знакомиться с организационной структурой банка Сбербанк. Как мы уже упомянули, его Совет создает два комитета, каждый из которых имеет определенные задачи:


Головной офис

Переходим к организационной структуре отделений Сбербанка. Главным здесь выступает головной офис - он руководит менее масштабными ответвлениями. Отсюда его задачами выступает следующее:

Территориальные подразделения

Отметим, что деятельность территориальных структур обеспечивает служба безопасности Сбербанка. Сами же они заняты следующим:

Региональные филиалы

Региональные подразделения и филиалы - самые широко распространенные во всей сбербанковской системе. Надо сказать, что внутри структуры постоянно проходит их оптимизация на основе плотности проживания населения в том или иной регионе, количества клиентов банка. Большое внимание уделяется и предпочтению потребителями каких-то определенных банковских услуг.

Региональные отделения организационной структуры Сбербанка имеют весь спектр прав юридических лиц. Баланс такого филиала - составная часть единого баланса всей корпорации.

Деятельность региональных отделений основывается на утвержденном положении. Исходя из него:

  • Филиалы в регионах имеют права юрлиц.
  • Являются частью сбербанковской системы.
  • В своей работе опираются на акты, которые приняты как ЦБ РФ, так и самим Сбербанком.

Здесь необходимо выделить специализированные филиалы. Они ориентируются не только на индивидуальное и специализированное банковское обслуживание, но и на развитие некоторых направлений финансового бизнеса: работа с корпоративными клиентами, операции с валютой, акциями и проч.

Агентства

Нельзя отдельно не выделить такую часть структуры Сбербанка, как агентства. Считаются самым последним звеном в системе - созданы при больших учреждениях для работы с населением отдаленных и малонаселенных регионов РФ. Спектр совершаемых ими операций ограничен - расчетно-кассовое обслуживание, перечисление заработной платы.

В будущем планируется замена агентств на мобильные операционные кассы.

Отделения

В структуре Сбербанка имеют место быть следующие отделения:


Функции организационной структуры

Рассмотрим общие функции организационной структуры ПАО "Сбербанк России":

  • Оборот поступающих от населения и организаций средств.
  • Выдача кредитов физическим и юридическим лицам.
  • Расчетное и кассовое обслуживание населения.
  • Работа с ценными бумаги: эмиссия, продажа, покупка.
  • Коммерческие услуги: лизинг, факторинг.
  • Выпуск банковских карт.
  • Операции с валютой.
  • Консультирование и информирование граждан в вопросах экономической направленности.

Коротко мы разобрали обширную организационную структуру Сбербанка. Теперь вы в курсе ее составляющих, их специфики деятельности.

По форме своей организационная структура Сбербанка считается акционерным учреждением, приравненным к открытому типу. Его учредителем является российский Центральный банк, который обладает контрольным пакетом акций сберегательного учреждения. Это определяет специальное положение Сбербанка на площадке рынка по финансовым инструментам. Например, согласно имевшей свое место государственной гарантии по частным вкладам, превышающим шестьдесят два процента депозитов населения, их сумма была размещена в Сбербанке.

После принятия в декабре 2003 года Федерального закона "О страховании вкладов физлиц в банках России" гарантия возвращения вкладов в размере, не превышающем ста тысяч рублей, распространяется и на другие банки, что дает возможность обеспечивать еще более интенсивную конкуренцию по привлечению средств малых вкладчиков и обеспечивает существенную защиту их интересов. Рассмотрим, на какой ступени стоит служба безопасности Сбербанка, а также другие подразделения.

Организационная структура

Организационную структуру банка можно представить следующим образом:

  • Сбербанк (головная контора).
  • территориальные банки.
  • отделения.
  • филиалы и агентства.

Органы управления в банке:

  • Общее собрание акционеров.
  • Наблюдательный совет.
  • Правление банка.
  • Президент, Председатель Правления.

Акционерами банка выступают как физические, так и юридические лица. Основная часть активов составляет более 90% и выпускается в виде небольших и обыкновенных, так называемых, привилегированных акций. Эти имущественные виды носят именной характер, первичное размещение новых выпусков происходит в порядке проведения открытой подписки, а последующие выпуски применяются для наращивания общего капитала.

Организационная структура Сбербанка продиктована двумя главными специфическими нюансами, а именно: структурой по его управлению и схемой служб и функциональных подразделений. Важное назначение органов по ведению дел заключается в предоставлении эффективного руководства касательно коммерческой деятельности учреждения на основе осуществления процедур и операций.

Где располагается руководство Сбербанка России? Рассмотрим в следующей таблице:

Правление банка

Управленческая структура банка предусматривает наличие правящих органов, утверждение их ответственности, полномочий и взаимодействия при проведении банковской деятельности. Наивысшим органом по управлению Сбербанком выступает собрание его акционеров, которое действует в целях решения следующих задач:

  • принятие решений об образовании организации;
  • утверждение актов и документов о специфике его деятельности;
  • составление Устава и контроль его надлежащего исполнения;
  • рассмотрение и проверка отчетности по результатам проведенной деятельности банка за прошедший промежуток времени и распределение направлений прибыли;
  • выбор членов контрольных и исполнительных органов.

Организационная структура Сбербанка интересует многих.

Собрание акционеров проводит выборы наблюдательного совета и правления банка. В целях глобального руководства работой банка, а также контроля деятельности правления и ревизионной комиссии избирают совет банка.

Сформированный совет банка проводит выполнение следующих задач, а именно:

  • определяет вектор направленности деловой политики учреждения;
  • проводит контролирующую работу ревизионной комиссии и правления;
  • утверждает годовую отчетность;
  • осуществляет кредитный контроль и ведет инвестиционную работу;
  • проводит выборы председателя.

Кредитный и ревизионный комитеты

При Совете происходит формирование двух комитетов - кредитного и ревизионного. Первый их этих рабочих инструментов должен сформировать кредитную политику организации, структуру средств и возможностей, которые могут быть привлечены, а также пути открытия инвестиционных фондов и, помимо прочего, он обязан проводить деятельность по трастовым операциям.

Ревизионный комитет осуществляет контроль по надлежащему исполнению законодательных актов, организовывает сплошные и выборочные кредитные проверки, как валютных, так и расчетных операций и так далее.

Филиалы Сбербанка России расположены по всей стране.

На саму структуру по управлению банком непосредственно решающее значение оказывает правовая форма мобилизации его личного имущества и организационно-структурное построение, то есть уровень развития сети учреждения.

Фактическая структурная схема банка

Организационная структура ПАО "Сбербанк России" представлена таким образом, что три четвертых от общего механизма занимает непосредственно головная контора, то есть сам Сберегательный банк Российской Федерации. Ровно такая же часть отведена на территориальные учреждения, еще три четвертых представлены различными отделениями и столько же отведено под агентства и филиалы от общей системы всей организации.

Головная контора

Где расположено юридическое управление банка? Об этом далее.

Сберегательный банк России как главная контора руководит работой самых нижних подразделений своей структуры. В рамках этой деятельности проводятся:


Помимо перечисленных мер, Сбербанк РФ осуществляет маркетинговые анализы совместно с другими службами, которые ориентированы на подробное изучение конъюнктур рынков регионального характера, а также запросов клиентов и их потребностей, совершенствование и разработку банковских услуг и продуктов.

Территориальные структуры банка

Служба безопасности Сбербанка имеет важное значение для обеспечения работы его подразделений.

Территориальные банки осуществляют анализ деятельности всех своих организаций, исходя из экономики отдельных регионов и их подчинённости в целях установления самой выгодной для кредитования сферы экономики и оценки существующей конкурентной среды.

На данный момент ведется преобразование территориальных банков, направленное на их укрепление, которое основано на переходе от текущего административного и территориального деления к структуризации по имеющимся наиболее значимым, как экономическим, так и географическим зонам.

Укрупненные территориальные организации непременно должны позволить усилить свои инвестиционные потенциалы, это помогает также добиться определенного соответствия между уровнем развития территориального учреждения и экономическим потенциалом конкретного региона, а также делает возможным участие в больших региональных программах по экономическому развитию. В результате, как правило, появляются свежие возможности для совершенствования и улучшения расчетных сетей банковской структуры, и, кроме того, происходит внедрение средств автоматизации и современных технологий в целях повышения уровня эффективности в управлении филиалами и отделениями, а также персоналом банка, его активами и пассивами.

Контроль над деятельностью

Перемены в системе контроля за деятельностью структурных подразделений, которые происходят в настоящее время, имеют своей основной целью увеличение самостоятельности банков территориального типа, что ведет к сокращению сроков проведения ряда определенных операций и улучшает качество обслуживания клиентов учреждения. В обязательном порядке важно повышать гибкость по управлению банком и обеспечивать скорость реакции на постоянно изменяющиеся рыночные условия. Также следует проводить оптимизацию территориальных сетей с учетом социальных и экономических факторов, и, разумеется, развивать нынешние информационные технологии опережающими темпами.

Процесс консолидации и закрепления банковской сети

Процесс консолидации и закрепления банковской сети непременно коснется и наиболее распространенных подразделений учреждения, то есть его отделений и филиалов. В одном ряду с филиалами и отделениями, которые применяются для исполнения функций по предложению стандартных наборов клиентских услуг, будут выделены особые специализированные филиалы. Эти рабочие точки будут ориентированы как на комплексное, так и на индивидуальное сервисное обслуживание своих клиентов, а также на развитие некоторых отдельно выбранных векторов бизнеса по деятельности с крупными корпоративными клиентами, в том числе, с ценными бумагами, валютой и прочим. Оптимизация структуры агентств и филиалов включает в себя оценивание значений численности населения и плотности в регионах, а также количество клиентов, которые обслуживаются в одном из филиалов банка. Учитываются также потребности клиентов в пределах получения некоторых банковских услуг и продуктов.

Агентства

Самым низким звеном в структуре Сбербанка считаются агентства. Они создаются при больших организациях в самых отдаленных уголках нашей страны, там, где располагаются малонаселенные районы. Такие агентства выполняют узкий круг действий, к примеру, они осуществляют выплату заработной платы, прием коммунальных платежей и так далее. В будущем в рамках структуры Сбербанка планируется замена нерентабельных агентств передвижными операционными кассами.

Отделы банка

Управление по работе с персоналом Сбербанка осуществляет подбор и найм сотрудников, изучение рынка труда. Также здесь решают вопросы по обучению и повышению квалификации уже имеющихся работников.

Управление рисками занимается вопросами, связанными с анализом общих рисков банка, вырабатывает политику в отношении их управления.

В Сбербанке управление общественных связей осуществляет рекламные и PR-стратегии банка, курирует вопросы взаимодействия со СМИ.

Юридическое управление банка производит разработку типовых договоров для текущих операций, на нем лежит юридическая экспертиза соглашений и сделок, участвует в суде от имени банка, оформляет различные разрешения, свидетельства и лицензии.

Управление внутреннего контроля, ревизий и аудита следит за тем, как соблюдаются подразделениями банка внутренние инструкции, требования законов и нормативных актов Банка России.

Управление безопасности охраняет помещения и собственность банка от противоправных действий третьих лиц, а также заботится о безопасности персонала банка и клиентов.

В заключение

Таким образом, осуществленная за последнее время централизация в области управления всеми имеющимися на данный момент учреждениями Сбербанка должна непременно обеспечить значительное увеличение контроля, а также координацию работы общего числа его структурных подразделений.

Нами рассмотрена организационная структура Сбербанка.

По организационной структуре Сберегательный банк РФ является крупной кредитной организацией. Поскольку он имеет помимо головного офиса в г. Москве сеть филиалов и представительств по России.

Органы управления Сбербанка включают: общее собрание акционеров, Наблюдательный Совет, Правление (совет директоров банка во главе с президентом). Компетенция органов управления банка определена в его уставе.

Непосредственное руководство текущей деятельностью коммерческого банка осуществляет Правление. Оно несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Советом банка. Правление состоит из Председателя правления, его заместителей и других членов.

Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления оформляются в форме приказа Председателя правления банка. При Правлении банка создается Кредитный комитет.

В функции Кредитного комитета входят:

разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения;

подготовка заключений по предоставлению ссуд;

рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и ведением трастовых операций.

Ревизионная комиссия избирается Общим собранием акционеров. Порядок деятельности комиссии определяется внутренними документами общества, утверждается общим собранием собственников банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета банка и Правления банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров.

Для обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении годовые балансы банков, утвержденные Общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны (после подтверждения достоверности предоставленных в них сведений аудиторской организацией) публиковаться в печати.

Разветвленная филиальная сеть Банка определяет необходимость сохранения четырехзвенной структуры: центральный аппарат - территориальные банки - отделения - филиалы и агентства.

Будет продолжена работа по оптимизации филиальной сети Банка, получит дальнейшее развитие практика укрупнения территориальных банков, основанная на переходе от существующего административно-территориального деления к делению по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. Укрупнение территориальных банков позволяет усилить их инвестиционный потенциал, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, даст новые возможности для совершенствования работы расчетной системы Банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, персоналом Банка.

Результатом укрупнения территориальных банков станет расширение участия в значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Будут обеспечены условия для более эффективного обслуживания крупных региональных клиентов. Неотъемлемыми функциями территориальных банков станут проведение исследований и оценок региональных рынков, формирование процентной и тарифной политики с учетом экономических и социальных условий развития региона, определение стратегических направлений развития операций Банка в регионе.

Банком будут пересмотрены дифференцированные стандарты административных затрат и количества филиалов на одно отделение, количества обслуживаемых в отделении клиентов. Будет продолжена политика сокращения административно-управленческого персонала отделений путем их объединения и укрупнения без сокращения точек обслуживания клиентов.

Банк продолжит работу по оптимизации расходов на содержание филиальной сети (внедрение стандартов обслуживания, замена нерентабельных филиалов и агентств на передвижные операционные кассы, изменение режима работы филиала и т.д.). Оптимизация сети филиалов и агентств будет проводиться с учетом как экономических, так и социальных факторов, включая оценку показателей плотности и численности населения в регионе, количества клиентов, обслуживающегося в одном филиале Банка, потребности клиентов в получении отдельных банковских продуктов и услуг.

Целевая ориентация на потребности клиента требует расширения возможного спектра организационных форм на уровне "отделение - филиал". Наряду с отделениями и филиалами, которые будут выполнять функции предложения стандартного набора услуг клиентам, будут выделяться специализированные филиалы, ориентированные как на комплексное и индивидуальное обслуживание клиентов, так и на развитие отдельных направлений бизнеса.

Изменения в системе управления будут направлены на повышение самостоятельности структурных подразделений, их инициативы и ответственности с целью снижения уровня бюрократизации, сокращения сроков выполнения стандартных операций, повышения качества обслуживания клиентов.

Территориальные банки, имеющие стабильный финансовый результат, обеспеченные квалифицированным кадровым составом, необходимым уровнем банковских технологий, будут наделены более широкими полномочиями, получат дополнительные возможности развития активных операций, проведения более гибкой процентной и тарифной политику. При этом возрастет и степень ответственности руководителей за финансовый результат подразделения.

Центральный аппарат имеет множество структурных подразделений, каждый из которых выполняет определенный вид работ:

  • - казначейство Сбербанка России включает управления операциями на денежных и фондовых рынках;
  • - кредитный блок (разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; подготовка заключений по предоставлению краткосрочных и долгосрочных ссуд по предприятием, населению, в финансовую аренду(лизинг)). Он включает: управление кредитования, кредитования машиностроения, управление финансированием строительных проектов, управление кредитования частных клиентов, корпоративных клиентов;
  • - управление валютных и неторговых операций (операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, вы том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов);
  • - управление банковских карт (осуществляется обслуживание клиентов по пластиковым картам, учет движения пластиковых карт);
  • - операционное управление, управление кассовой работы и управление инкассации (проводит расчетно-кассовое обслуживание населения и юридических лиц);
  • - управление ценных бумаг (ведение личных банковских счетов клиента, управление ценными бумагами клиента с целью выгодной реализации, получение гарантированного дохода, замены одних ценных бумаг на другие; взимание доходов в пользу клиентов и т.д.);
  • - депозитарий (обеспечение удобства использования и предачи бумаг (оказание услуг по хранению, опеке, попечительству сертификатов ценных бумаг клиентов и/или учету перехода прав на них), снижении рисков сделок, упрощении обработки информации о ценных бумагах, предоставляемых ими правах и их владельцах);
  • - управление стратегического планирования (разработка текущих, перспективных, долгосрочных планов дальнейшего развития Банка);
  • - финансовое управление и налоговое планирование (учет финансово-хозяйственной деятельности банка; контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; контроль за сохранностью собственности общества; формирование учетной политики бухгалтерского и налогового учета);
  • - управление рисками (контроль и управление рисками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности);
  • - управление по работе с филиалами (руководство и контроль по деятельности филиалов, проведение ревизии);
  • - управление учета и контроля банковских операций;
  • - управление внутреннего контроля, ревизий и аудита (осуществляет анализ и контроль за результатами хозяйственной деятельности банка и его филиалов);
  • - управление учета и контроля розничных операций;
  • - управление банковскими технологиями (следят за новейшими разработками банковских технологий и по мере необходимости проводят усовершенствование работы Банка);
  • - управление внедрения и сопровождения АСУ, управление технических средств и телекоммуникаций (осуществляет техническую поддержку и установку оборудования и компьютеров для обеспечения бесперебойной работы Банка);
  • - юридическое управление (текущая деятельность отдела заключается в правовом сопровождении деятельности представительных органов управления комбината (общего собрания, Совета директоров), юридическая защита интересов банка и взыскание долгов);
  • - управление международных отношений, общественных связей (осуществляют налаживание и поддержка связей с партнерами, живущими и работающими в РФ и за ее пределами);
  • - управление по работе с персоналом (осуществляют прием и увольнение на работу, ведет документооборот по движению кадров на предприятии. Работа ведется под управлением начальника отдела кадров);
  • - управление безопасности (обеспечивает безопасность деятельности на ОАО Сбербанк России. В нее входят: эксперт по экономической безопасности (обеспечение экономической безопасности) и бюро по режиму и пропускам во главе начальника (обеспечивают охрану имущества и внутреннего режима в банке);
  • - управление развития материально-технической базы (занимается обеспечением всеми необходимыми расходными материалами для бесперебойной работы Банка);
  • - административно-хозяйственное управление (обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния зданий, помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности);
  • - управление делами и секретариат (занимаются поддержкой в текущей деятельности Совет директоров, обеспечением документооборота по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности Банка).

Широкая филиальная сеть дает возможность комплексного обслуживания в едином стандарте расположенных в разных регионах подразделений крупных предприятий, холдингов, финансово-промышленных групп. Наличие филиалов Банка по всей территории России, расположенных в различных экономических регионах и часовых поясах, позволяет эффективно маневрировать ресурсами. Единая сеть создает уникальные условия для обмена и внедрения позитивного опыта, дает возможность тиражирования типовых структур управления, продуктов и технологий.

В то же время, четырехзвенная система управления Банком зачастую не позволяет обеспечить требуемую скорость проведения операций. Кроме того, очевидна неоднородность филиалов, отделений и территориальных банков по своему экономическому потенциалу. Опыт последних лет свидетельствует о положительных результатах начавшегося процесса укрупнения и объединения филиалов, в том числе территориальных банков. Существующая жесткая привязка сферы деятельности территориальных банков к административным границам субъектов Российской Федерации не позволяет эффективно обслуживать товарно-финансовые потоки экономического региона в целом и участвовать в реализации региональных экономических программ.

Поставленные стратегические цели и задачи требуют внесения изменений в организационную структуру и систему управления. Банк будет стремиться к достижению оптимального баланса распределения функций и полномочий между структурными звеньями системы управления, что обеспечит возможность выполнения поставленных задач с минимальными затратами и приемлемым уровнем риска.

Сохраняя единство централизованного управления вопросами стратегического развития, структурной политики, управления рисками, Банк будет расширять полномочия филиалов и подразделений, непосредственно работающих с клиентами. Организационная структура и филиальная сеть будут оптимизированы с учетом региональных особенностей и потребностей клиентов.

Центральный аппарат сосредоточит усилия на повышении эффективности управления, совершенствовании структурной политики и системы управления рисками, внутрисистемными финансовыми потоками. Наряду с реализацией центральным аппаратом крупных проектов и обслуживанием предприятий и организаций федерального масштаба, возрастет его роль в вопросах координации деятельности подразделений Банка по обслуживанию крупных клиентов, имеющих региональные филиалы и дочерние структуры.

Важнейшим направлением реорганизации структуры Банка станет улучшение координации действий подразделений, предлагающих различные виды продуктов и услуг клиенту. Одним из возможных инструментов станет создание института персональных менеджеров, что позволит Банку перейти к предложению комплекса банковских продуктов.

Значительный клиентский спрос и потенциал роста объемов операций, требующих централизованного исполнения, определяет необходимость создания в центральном аппарате ряда новых структурных подразделений, обеспечивающих работу территориальных банков с клиентами. В рамках отдельного подразделения центрального аппарата будет активизирована работа по оказанию методической и практической помощи по вопросам обслуживания корпоративных клиентов и бюджетных организаций.

Расширение спектра продуктов и услуг, увеличение объемов банковских операций, изменения в принципах обслуживания клиентов требуют выделения ряда функций, создания новых структурных подразделений. Территориальные банки получат большую самостоятельность в создании структурных подразделений для развития направлений бизнеса, обладающих значительным потенциалом в данном регионе. Будет создана целостная система маркетинга, ориентированная на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.

Для повышения эффективности управления будут выделены функции стратегического планирования, бюджетирования, управления рисками, управления активами/пассивами, налогового планирования. В связи с увеличением объема передаваемых филиалам полномочий будут усилены функции контроля и внутреннего аудита. В целях минимизации рисков будет продолжена работа по структурному разделению функций проведения операций, их оформления и учета, установления лимитов риска и контроля.

Получит дальнейшее развитие практика создания целевых проектных групп, ориентированных на решение конкретных задач по развитию новых видов деятельности Банка.

В целях удовлетворения потребностей клиентов и развития отдельных направлений бизнеса, не относящихся к традиционным видам банковской деятельности, Банк не исключает возможность создания дочерних и ассоциированных компаний, что будет проводиться исключительно на основе принципа экономической целесообразности. Значительных инвестиций в дочерние и ассоциированные компании Банком не планируется, будет проведена оптимизация структуры действующих компаний.

банк актив пассив кредитный

Структурными подразделениями Сберегательного банка являются территориальные банки, в состав которых входят отделения, которые, в свою очередь, имеют филиалы. В основу структурной организации положен территориальный принцип.

Структурные подразделения (территориальные банки) выполняют следующие функции:

· Ведение бухгалтерского учета и отчетности, обеспечение контроля за использованием собственных и привлеченных ресурсов и управление ими, контроль за наличием и движением имущества банка и прочих материальных ценностей, формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов, ценных бумаг, обязательств, финансовых результатов, резервов;

· ведение счетов отделений и обеспечение проведения расчетных операций, в т.ч. внутрибанковских;

· экономическое управление, выполняющее функции систематизации и обобщения экономической информации в целом по территориальному банку; анализ экономических нормативов деятельности банка; анализ финансово-хозяйственной деятельности; выявление причин, влияющих на прибыль, и разработка предложений по ее увеличению;

· управление кредитования, обобщающее информацию о выданных кредитах в целом по территориальному банку и контролирующее использование и возврат кредитов;

· контрольно-ревизионное управление, осуществляющее внутренний контроль за деятельностью других подразделений банка путем проведения документарных ревизий;

· юридическое управление, обеспечивающее правовое обеспечение деятельности банка в целом и каждого отдельного подразделения;

· управление вкладов и расчетов, занимающееся аналитической работой по сбору, обобщению, систематизации и координации работы по обслуживанию клиентов банка;

· управление ценных бумаг и инвестиций, непосредственно проводящее операции по покупке, продаже, хранению ценных бумаг и осуществляющее сбор и анализ информации по ним;

· валютное управление, организующее и систематизирующее работу по операциям с иностранной валютой;

· управление информатики и автоматизации банковских работ, обеспечивающее средствами связи, автоматизации, электронно-вычислительной техникой; организует работу по программному обеспечению и расчетам по банковским операциям, внедрению новых технологий;

· управление инкассации и кассового хозяйства, занимающееся сбором, доставкой и сопровождением денежных средств при перемещении их между различными подразделениями банка и вне банковских подразделений;

· управление безопасности, обеспечивающее внутреннюю, информационную и общую безопасность деятельности банка;

· управление развития материально-технической базы;

· управление по работе с персоналом и организационно-административным вопросам;

· операционное управление, выполняющее функции по предоставлению реальных банковских услуг юридическим и физическим лицам; является базовым для осуществления функций большинства ранее рассмотренных управлений и отработки методологии проведения банковских операций в системе Сбербанка.

На сегодняшний день ОАО Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие. Так, 1 сентября 2009 г. Сбербанк России открыл представительство во Франкфурте-на-Майне, которое характеризуется как первое отделение российского банка в дальнем зарубежье. В целом к 2014 г. планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России до 5%.

Филиалы Банка не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка. Изменения в Устав, связанные с открытием, закрытием филиалов и изменением их статуса, вносятся по решению Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год. Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Председателем Правления Банка.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Органами управления Банка являются:

Общее собрание акционеров -- высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка:

Утверждение годового отчета;

Рассмотрение отчета ревизионной комиссии и отчета руководства, порядка распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), плана развития на следующий год;

Определение стратегии развития банка;

Проведение выборов в Совет банка.

Наблюдательный совет состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. С ноября 2007 года до настоящего времени эту должность занимает Герман Греф.

В компетенцию Правления входят вопросы кредитной политики, текущего руководства банком, формирования активов и пассивов.

Еще одним органом управления является Кредитный комитет, формируемый на уровне территориальных банков. Кредитный комитет решает вопросы выдачи кредитов в соответствии с кредитной политикой банка. Ревизионная комиссия также является органом управления банка, формируется из числа акционеров и занимается вопросами проверки годовой отчетности.

Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. 1

Филиальная сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны. По состоянию на 1 апреля 2015 года сеть Сбербанка России состояла из 16 территориальных банков и 17493 подразделений по всей России. Сбербанк России имеет 95 филиалов, он также имеет один филиал за рубежом в Нью-Дели (Индия), 11 703 дополнительных офисов.

Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.

Органами управления Сбербанка являются: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление Банка. Возглавляет Правление Президент и председатель Правления Банка.

Общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Проводится один раз в год. Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка;

Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора. Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров. Состав Наблюдательного совета представлена в таблице 2.

К компетенции Наблюдательного совета Банка относятся следующие вопросы: определение приоритетных направлений деятельности Банка, созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров, утверждение повестки дня Общего собрания акционеров, увеличение уставного капитала Банка, приобретение размещенных Банком акций, облигаций и иных ценных бумаг, и другие.

Таблица 2.

Игнатьев Сергей Михайлович

Председатель Наблюдения совета

Кудрин Алексей Леонидович

Заместитель Председателя

Лунтовский Георгий Иванович

Заместитель Председателя

Греф Герман Оскарович

Президент, Председатель Правления Сбербанка России

Швецов Сергей Анатольевич

Иванова Надежда Юрьевна

Неисполнительный директор, член комитета по аудиту, член Комитета по управлению рисками

Тулин Дмитрий Владиславович

Неисполнительный директор, член Комитета по аудиту, член Комитета по кадрам и вознаграждению

Силуанов Антон Германович

Неисполнительный директор

Профумо Алессандро

Неисполнительный директор, член Комитета по стратегическому планированию

Меликьян Геннадий Георгиевич

Старший независимый директор

Гилман Мартин Грант

Независимый директор

Уэллс Надя

Мау Владимир Александрович

Независимый директор, член Комитета по аудиту

Синельников-Мурылев Сергей Германович

Независимый директор, член Комитета по аудиту, член Комитета по кадрам и вознаграждениям

Коллегиальный исполнительный орган – Правление Банка. Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. Состав правления банка представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Греф Герман Оскарович

Президент, Председатель Правления

Полетаев Максим Владимирович

Первый

Хасис Лев Аронович

Ганеев Олег Владимирович

Заместитель Председателя Правления

Горьков Сергей Николаевич

Заместитель Председателя Правления

Златкис Белла Ильинична

Заместитель Председателя Правления

Кузнецов Станислав Константинович

Заместитель Председателя Правления

Кулик Вадим Валерьевич

Морозов Александр Владимирович

Заместитель Представителя правления

Торбахов Александр Юрьевич

Заместитель Представителя правления

Базаров Александр Владимирович

Член Правления, Старший Вице-президент

Цехомский Николай Викторович

Член Правления, Старший Вице-президент, директор Департамента финансов

Правление Банка в соответствии с возложенными на него задачами: 1) предварительно обсуждает все вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров и Наблюдательным советом Банка;2) обсуждает отчеты руководителей подразделений центрального аппарата Банка и руководителей филиалов - территориальных банков;3) определяет политику Банка в сфере управления рисками;4) организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию сети филиалов и других обособленных подразделений Банка, принимает решения об изменении статуса, наименования филиала; 5) утверждает процентные ставки по вкладам физических лиц; 6) рассматривает и решает другие вопросы деятельности Банка.

Единоличный исполнительный орган – Председатель Правления (Президент) Банка.

Рассмотрим организационную структуру ОАО «Сбербанка России» (рис. 1). Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рис. 1. Структура органов управления ОАО «Сбербанк России»

Организационная структура Сбербанка определяется тремя основными моментами - чрезвычайно развитой филиальной сетью, структурой управления банком, структурой его функциональных подразделений и служб. Главное назначение органов управления - обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью Сбербанка с целью реализации его основных функций в рыночной экономике.