Основные нормативные акты по банковскому делу. Внесены изменения в порядок ведения кассовых операций Указания положения инструкции цб рф

1. Какие изменения произошли в порядке ведения кассовых операций организаций и индивидуальных предпринимателей.

2. Чем новый порядок ведения кассовых операций отличается от утратившего силу.

3. Какая ответственность предусмотрена законодательством РФ за нарушение порядка ведения кассовых операций.

4. Какими законодательными и нормативными актами регулируется порядок ведения кассовых операций.

С 1 июня 2014 изменился не только , но и порядок ведения кассовых операций. Новый порядок ведения кассовых операций утвержден Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». При этом действующее до 1 июня 2014 года «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) утратило силу. В этой статье мы подробно рассмотрим все существенные изменения в порядке ведения кассовых операций организациями и индивидуальными предпринимателями.

! Обратите внимание: для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей новый порядок ведения кассовых операций внес кардинальные изменения.

Сравнение «старого» и «нового» порядка ведения кассовых операций

Для того чтобы наглядно оценить изменения, внесенные в порядок ведения кассовых операций с 1 июня 2014 года, сопоставим требования действующего Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У и утратившего силу Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П.

Требования

Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У

действует с 01.06.2014

Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П

утратило силу

1. Кто обязан устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе Для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее — лимит остатка наличных денег).
Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. (п. 2 Указания № 3210-У)
Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег , которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее — лимит остатка наличных денег). (п. 1.2 Положения № 373-П)
2. Порядок расчета лимита остатка наличных денег в кассе (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги). или Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам. (Приложение к Указанию № 3210-У «Определение лимита остатка наличных денег») Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель — ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги). При отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
(Приложение «Определение лимита остатка наличных денег»)
3. Порядок сдачи наличных денег обособленным подразделением Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России , для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица. (п. 3 Указания № 3210-У) Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, вносить наличные деньги юридическому лицу, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России , уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег, или в организацию федеральной почтовой связи для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица. (п. 1.5 Положения № 373-П)
4. Порядок передачи кассовой книги от обособленного подразделения юридическому лицу Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности . (п. 4.6 Указания № 3210-У) Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу . (п. 5.6 Положения № 373-П)
5. Порядок передачи денег кассирами старшему кассиру При наличии старшего кассира операции по передаче наличных денег между старшим кассиром и кассирами в течение рабочего дня отражаются старшим кассиром в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств с указанием сумм передаваемых наличных денег. Записи в книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств осуществляются в момент передачи наличных денег и подтверждаются подписями старшего кассира, кассира. (п. 4.5 Указания № 3210-У) Старший кассир выдает необходимую для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумму наличных денег согласно расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) кассирам, проводящим выдачу наличных денег, под роспись в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств или по расходным кассовым ордерам на срок, установленный в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости). (п. 4.6 Положения № 373-П)
6. Кто должен составлять кассовые документы, кассовую книгу Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться . (п. 4.1 Указания № 3210-У)
Если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга ими может не вестись. (п. 4.6 Указания № 3210-У)
Кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами (далее — кассовые документы). (п. 1.8 Положения № 373-П)
Для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу .
(п. 5.1 Положения № 373-П)
7. Возможность внесения исправлений в документы В документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений , содержащих дату исправления, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления. (п. 4.7 Указания № 3210-У) Внесение исправлений в кассовые документы не допускается . (п. 2.1 Положения № 373-П)
8. Возможность составления одного приходного кассового ордера по всем чекам или бланкам строгой отчетности за день Приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку , иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», на общую сумму принятых наличных денег , за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента). (п. 5.2 Указания № 3210-У) Прямо такая возможность не установлена
9. Оформление расходного кассового ордера При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер получателю наличных денег для проставления подписи.
(п. 6.2 Указания № 3210-У)
При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер получателю наличных денег, который указывает получаемую сумму наличных денег (рублей — прописью, копеек — цифрами) и подписывает расходный кассовый ордер . (п. 4.3 Положения № 373-П)
10. Оформление заявления на выдачу наличных денег под отчет Для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
(п. 6.3 Указания № 3210-У)
Для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
(п. 4.4 Положения № 373-П)

Основные изменения в порядке кассовых операций с 1 июня 2014 года

Подведем итог представленного выше анализа изменений, внесенных Банком России в порядок ведения кассовых операций:

1. Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства освобождаются от обязанности устанавливать и соблюдать лимит остатка наличных денежных средств (ранее все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны были утверждать лимит остатка наличных денежных средств)

2. Лимит остатка наличных денег можно рассчитать не только по сумме поступлений, но и по сумме выдачи наличных денег из кассы (ранее способ определения лимита по сумме выдачи наличных денег разрешалось применять только при отсутствии поступлений).

3. Обособленное подразделение не вправе передавать наличные денежные средства для зачисления на банковский счет юридического лица при помощи почтовой связи. Теперь передача денег от обособленного подразделения возможна следующими способами: в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России (ранее разрешалось также передавать по почте).

4. Юридическое лицо вправе самостоятельно установить срок передачи листов кассовой книги обособленными подразделениями, с учетом сроков составления бухгалтерской отчетности (ранее этот срок был установлен Банком России – не позднее рабочего дня, следующего за днем составления).

5. Факт передачи наличных денежных средств нужно фиксировать только в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ранее разрешалось также составлять расходные кассовые ордера).

6. Индивидуальные предприниматели, ведущие учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, то есть все индивидуальные предприниматели, освобождаются от обязанности оформлять приходные и расходные кассовые ордера, а также вести кассовую книгу (ранее все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны были вести кассовую книгу и составлять кассовые документы).

7. Уточнено, что во все документы, оформляющие кассовое операции, за исключением приходных и расходных кассовых ордеров, можно вносить изменения (ранее прямого разрешения не было, устанавливался только запрет на внесение исправлений в кассовые ордера). Таким образом, вносить исправления можно в кассовую книгу, книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств, платежную ведомость, расчетно-платежную ведомость, авансовый отчет, нельзя исправлять приходные и расходные кассовые ордера.

8. Уточнен порядок составления приходного кассового ордера на сумму пробитых за день кассовых чеков и выданных бланков строгой отчетности: может составляться один приходный кассовый ордер на всю сумму (ранее такая возможность не была прямо прописана).

9. В расходном кассовом ордере получатель должен поставить только свою подпись, сумму прописью писать не нужно, ее можно напечатать.

10. В заявлении на выдачу денежных средств по отчет руководитель должен поставить только свою подпись, собственноручной надписи руководителя о сроке и о сумме подотчетных средств больше не требуется.

! Обратите внимание: формы кассовых документов остались прежними — установлены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

КОАП РФ предусматривает ответственность за «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов» в виде административного штрафа:

от 4 000 рублей до 5 000 рублей — на должностных лиц;

от 40 000 рублей до 50 000 рублей — на юридических лиц.

(ст. 15.1 гл 15 КОАП РФ)

Но теперь, рассмотрев все изменения в порядке ведения кассовых операций, уверена, ответственность Вам не грозит!

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты

1. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

2. «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П)

Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе

которые банковские специалисты часто употребляют в своей речи

дата публикации: 26.04.2013

дата актуализации: 10.04.2019

Банкиры очень хорошо знают нормативные акты, которые регулируют их деятельность. Эти документы перечитываются в банке помногу раз в зависимости от сложности проводимых операций и появления новых. Более того, в России законы, инструкции и положения постоянно претерпевают изменения, часто очень значительные, и приходится заново перечитывать документы. А номера этих документов быстро запоминаются. За этими номерами стоит целая эпоха развития банковского дела в России и огромный объем знаний, регулирующий весь спектр банковских операций.

В этой связи для сокращения в своей речи упоминания о каком-либо нормативном акте банковские работники называют только номер документа, не употребляя ни его названия, ни о чем он . Посвященным специалистам абсолютно понятно и про что это, и о чём, и почему упомянуто.

Чтобы ввести в курс банковского дела непосвященных, ПрофБанкинг размещает перечень основных документов, регулирующих банковскую деятельность, и даёт краткую аннотацию к каждому нормативному акту.

Если вы хотите посмотреть все документы по банковской деятельности и их тексты, перейдите в банковскую библиотеку .

Основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность:

395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник.

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности »

86-ФЗ – закон о Центральном банке Российской Федерации, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора. Этот закон должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) »

579-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и правила отражения операций в бухгалтерском учете банка (до 03 апреля 2017 года применялось Положение № 385-П, но оно отменено).

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 579-П от 27.02.2017 «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения »

Пройдите обучение на видеокурсе «Основы бухгалтерского учета в банке »,

чтобы раз и навсегда понять банковский учет и все бухгалтерские термины

153-И – важнейший документ о правилах открытия и закрытия всех видов банковских счетов, открываемых физическим, юридическим лицам, предпринимателям: текущих, расчетных, корреспондентских и прочих счетов. Инструкция также касается счетов по учету вкладов (депозитов) и депозитных счетов судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов и нотариусов. Инструкция содержит список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента, оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 153-И от 30 мая 2014 года «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов »

161-ФЗ – закон о национальной платежной системе. Этот закон – новый виток в развитии системы расчетов в Российской Федерации. Он устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе »

383-П – Положение ЦБ РФ, устанавливающее правила перевода денежных средств кредитными организациями в рублях РФ по банковским счетам и без открытия банковских счетов. Положение № 383-П разработано на основании закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; прямое дебетование; в форме перевода электронных денежных средств.

Переводы денежных средств могут быть оформлены распоряжениями в виде: платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера. Формы указанных документов приводятся в приложениях к Положению 383-П.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств »

180-И – одна из важнейших Инструкций ЦБ РФ, устанавливающая методику расчета обязательных нормативов банков. Инструкция устанавливает 12 обязательных нормативов, каждый их которых должен соблюдаться банком ежедневно (до 28 июля 2017 года применялась Инструкция № 139-И, но она отменена).

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 180-И от 28.06.2017 «Об обязательных нормативах банков »

595-П – Положение, которое регулирует правила для участников платежной системы Банка России (ПС БР). Помимо этого, Положение 595-П ввело новую структуру БИК и порядок его присвоения, но для действующих банков БИК остается прежним.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 595-П от 06.07.2017 «О платежной системе Банка России »

507-П – положение о ФОРе (ФОР - фонд обязательных резервов): как рассчитать сумму обязательных резервов, порядок регулирования ФОРа, порядок составления и представления в Банк России расчета по обязательным резервам.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 507-П от 01.12.2015 «Об обязательных резервах кредитных организаций »

590-П – один из самых важных и сложных нормативных актов Банка России; устанавливает порядок классификации ссуд по категориям качества с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга, определяет границы размера расчетного резерва в процентах от суммы основного долга, особенности формирования резерва по ссудами по портфелям однородных ссуд, порядок списания банком безнадежной задолженности по ссудам. Необходимый документ для работы с кредитами, учтенными векселями, ценными бумагами по сделкам с отсрочкой платежа или поставки, факторинговыми требованиями (до 14 июля 2017 года применялось Положение № 254-П, но оно отменено)

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 590-П от 28.06.2017 «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности »

611-П – документ о классификации прочих (не относящихся к ссудам по 590-П) элементов расчетной базы в целях формирования резерва на возможные потери.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 611-П от 23.10.2017 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери »

4927-У – знаете ли Вы, что каждый коммерческий банк предоставляет в Банк России несколько десятков различных отчетов о своей деятельности ежеквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно? Этот документ устанавливает формы отчетности для кредитных организаций. Очень объемный нормативный акт. Содержит не только формы отчетов, но и порядок составления и представления каждого отчета.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание Банка России № 4927-У от 08.10.2018 «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации »

646-П – устанавливает методику определения величины капитала банка с учетом международных подходов к повышению устойчивости банковского сектора («Базель III»). Величина собственных средств (капитала), определяемая в соответствии с Положением 646-П, используется в целях определения значений обязательных нормативов, а также в других случаях, когда в целях определения значения пруденциальных норм деятельности используется показатель собственных средств кредитной организации.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 646-П от 04.07.2018 «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («БАЗЕЛЬ III») »

178-И – устанавливает размеры (лимиты) открытых валютных позиций, методику их расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением..

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция Банка России № 178-И от 28.12.2016 «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями »

148-И – нормативный акт, касающийся вопросов выпуска акций и облигаций коммерческими банками, подготовки проспекта ценных бумаг, регистрации выпуска ценных бумаг банками.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 148-И от 27.12.2013 «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации »

135-И – большой и сложный нормативный акт, касающийся вопросов государственной регистрации банков и выдачи им лицензий. Этот документ хорошо знаком юридической службе банка и руководству банка. Описывает все виды банковских лицензий, общие требования к учредителям банка, к перечню подаваемых в ЦБ РФ документов для получения лицензий, к открытию и закрытию банками филиалов, к реорганизации банка.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 135-И от 02.04.2010 «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций »

242-П – документ о внутреннем контроле в банке, для чего нужна система внутреннего контроля в банке, как её организовать.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 242-П от 16.12.2003 «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах »

115-ФЗ – федеральный закон, направленный на создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К имеющимся у банков несвойственным функциям, этот закон прибавил еще одну – функцию обязательного контроля за сомнительными операциями с обязанностью представлять информацию о них в Росфинмониторинг. С момента принятия закона в 2001 году в работе банков изменилось очень многое: появились полноценные внутренние службы, занимающиеся только вопросами противодействия легализации, написаны объемные внутренние документы банка по вопросам противодействия легализации, разработаны анкеты для клиентов, для выгодоприобретателей, внедрены специальные программные комплексы и каналы связи.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма »

499-П – это порядок идентификации клиентов в целях исполнения норм закона 115-ФЗ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 499-П 15.10.2015 «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма »

39-ФЗ – главный нормативный акт по рынку ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; закон закрепляет понятия «эмиссионная ценная бумага», «акция», «облигация», «опцион эмитента», «эмитент», «именные эмиссионные ценные бумаги», «документарная форма», «бездокументарная форма», «государственный регистрационный номер выпуска», «публичное размещение ценных бумаг», «листинг ценных бумаг», «брокерская деятельность», «дилерская деятельность», «деятельность по управлению ценными бумагами», «депозитарная деятельность» и другие.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг »

Женевская конвенция или (Вексельная конвенция) – международный нормативный акт, заключенный в Женеве в 1930 году, который вступил в силу для СССР в 1937 году и по правопреемству распространяется на Россию. Относится к специальному вексельному законодательству и устанавливает единые нормы и требования к оформлению векселей и вексельному обращению для государств, присоединившихся к Конвенции. Несмотря на то, что вексельные отношения в России регулируются не столько Женевской конвенций, сколько Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе», практически повторяющим нормы Женевской конвенции, для работы с векселями необходимо очень хорошо знать оба документа.

Официальные реквизиты нормативного акта:

645-П – правила выпуска и оформления банками депозитных и сберегательных сертификатов, включает также требование по обязательной регистрации условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение Банка России от 03.07.2018 № 645-П «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций »

Специально для Вас ПрофБанкинг подготовил бесплатные мини-тесты:

173-ФЗ – закон о валютной политике России, вводит понятия «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и закрепляет основной принцип валютного законодательства: «всё запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Очень важный для банков закон, так как на банки возложена функция агентов валютного контроля.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле »

177-ФЗ – закон о страховании вкладов в банках, определяет основные принципы страхования вкладов, участников системы страхования, какие вклады застрахованы, страховой случай, размер возмещения по вкладам в банке, компетенцию Агентства по страхованию вкладов, требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, порядок исчисления и уплаты банками страховых взносов на счет Агентства в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 177-ФЗ от 23.12.2003 «О страховании вкладов в банках Российской Федерации »

630-П – определяет порядок ведения кассовых операций банками с наличными рублями при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение Банка России № 630-П от 29.01.2018 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации »

Посмотри тексты актуальных нормативных актов

по банковскому делу в нашей

2054-У – устанавливает порядок ведения кассовых операций в уполномоченных банках с денежными знаками иностранных государств.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ № 2054-У от 14.08.2008 «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации »

266-П – устанавливает порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или иностранная организация.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 266-П от 24.12.2004 «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием »

Доступным языком о работе современного коммерческого банка:

главный дистанционный курс ПрофБанкинг

НАСТОЯЩАЯ ЖЕМЧУЖИНА В МОРЕ БАНКОВСКИХ КУРСОВ

Как и любой другой орган власти специальной компетенции, ЦБ РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

    нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

    ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (в редакции от 18.04.2002), утвержденные приказом ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов:

    указания;

    положения;

    инструкции.

Все эти формы являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, местного самоуправления, а также всех юр. и физ. лиц. Правила подготовки нормативных актов ЦБ РФ устанавливаются ЦБ РФ самостоятельно. Нормативные акты ЦБ РФ вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – Вестнике Банка России. Нормативные акты ЦБ РФ не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на правоотношения, существовавшие до вступления нормативного акта в силу. Нормативные акты ЦБ РФ должны быть зарегистрированы Минюстом в установленном порядке.

Нормативные правовые акты ЦБ РФ.

    носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

    регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

    обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

    вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров;

    не имеют обратной силы;

    в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

    не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    прямые количественные ограничения;

    правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

    иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ. По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Кроме того, в соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-ГТ "О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России", ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов . Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако "обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ".

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты ЦБ РФ , устанавливающие:

    курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    изменение процентных ставок;

    размер резервных требований;

    размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    правила бухучета и отчетности для ЦБ РФ;

    порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ, а также иные акты.

Нормативные акты ЦБ РФ в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

ЦБ РФ возможно принятие подзаконных ненормативных правовых актов и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются :

    разъяснения;

  • телеграммы.

Таким образом, ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими отличительными чертами:

    они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех лиц, кому непосредственно адресованы;

    не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов;

    направлены на разрешение и разъяснение конкретных аспектов банковской деятельности.

Все индивидуальные предприниматели и юридические лица в ходе ведения деятельности сталкиваются с потребностью проведения денежных расчетов с помощью наличных средств. Такие расчеты должны выполняться в определенном порядке, установленном Указанием Банка России №3210 от 11.03.2014.

Нарушение этого порядка может спровоцировать внеочередные проверки со стороны контролирующих структур и наложение штрафов.

Указание ЦБ РФ №3210 распространяет свое действие:

  • на индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства;
  • организации, не относящиеся к малым;
  • компании, имеющие обособленные подразделения;
  • лиц, использующих кассовые аппараты либо бланки строгой отчетности;
  • работодателей, выдающих денежные средства под отчет.

Все перечисленные лица и организации при ведении кассовых операций должны ориентироваться на рассматриваемый документ.

Согласно действующему законодательству, кассовые операции не входят в число операций хозяйственного типа, по которым организации могут самостоятельно утверждать формы первичных документов.

Единые формы, которые необходимо использовать всем ИП и юридическим лицам, утверждает Указание ЦБ РФ №3210. Некоторые формы разрешается использовать в электронном виде, при наличии подписи ЭЦП. Когда и в каких случаях это можно делать – рассмотрим далее.

Порядок расчета лимита наличности в кассе

В Указании Банка России №3210 говорится о том, что юридические лица должны устанавливать максимально допустимую сумму наличных средств, которая может оставаться в кассе в конце каждого рабочего дня. Наличность, которая превышает утвержденный лимит, должна сдаваться в банковскую организацию.

В нынешней редакции документа обязанность по установлению лимита касается только юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства от этого освобождены.

Расчет кассового лимита может выполняться:

  • исходя из суммы поступлений денежных средств за реализованные товары, оказанные услуги или работы (для новых организаций – исходя из ожидаемых сумм поступлений);
  • исходя из объема выдачи наличных денег (для новых организаций – исходя из их ожидаемого объема), исключая суммы, предназначенные для выплаты зарплат и стипендий.

До июня 2017 года, когда в Указание №3210 были внесены изменения, субъекты хозяйствования не могли выбирать предпочтительный способ расчета кассового лимита – они по умолчанию всегда использовали только первый вариант. Второй способ можно были применять только при отсутствии в кассе наличных поступлений.

Ведение кассовых документов ИП

Если ранее, до 2017 года, индивидуальные предприниматели наравне с юридическими лицами обязаны были обязаны оформлять приходные и расходные кассовые ордера и вести кассовые книги, то сегодня ситуация изменилась.

Индивидуальные предприниматели, работающие в соответствии с российским налоговым законодательством, согласно пунктам 4.1 и 4.6 рассматриваемого Указания ЦБ РФ, на сегодняшний день могут не оформлять: кассовую документацию и кассовую книгу. В частности, это касается предпринимателей, которые являются плательщиками ЕНВД, ЕСХЕ и бизнесменов, использующих патентную либо упрощенную систему налогообложения.

Предприниматели на общем режиме ведут учет поступлений и расходов в соответствующей книге, а значит, изменения 2017 года распространяются и на них.

Особенности ведения кассовой книги

Юридические лица, не освобожденные от ведения кассовой книги и кассовых документов, должны соблюдать при этом определенные правила.

Правила такие:

  • кассовая книга и другие документы могут оформляться в бумажной форме и заполняться от руки;
  • кассовая книга и документация могут заполняться на компьютере, после чего распечатываться в бумажном виде;
  • кассовая книга и документы могут заполняться и передаваться контролирующим структурам в электронном виде, при условии обеспечения защиты сведений от искажения и недопущения несанкционированного доступа.

Первые два способа ведения документации предполагают наличие подписи ответственного лица, третий способ допускает использование ЭЦП.

Ответственный специалист должен убедиться, что на всех документах присутствуют подписи руководителя (главного бухгалтера или директора). Отвечать за ведение кассовой книги и других кассовых документов может не только кассир, но и любое другое лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Некоторые вопросы обращения с наличностью

Пункт 6.3 Указания ЦБ РФ №3210 говорит о том, что для выдачи наличных денег, которые требуются для обеспечения нужд юридического лица, расходный кассовый ордер должен быть оформлен в соответствии с письменным заявлением подотчетного лица и в соответствии с распорядительным документом руководителя.

Заявление или документ должны содержать информацию о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются.

Также в документе должна быть указана дата его составления и подпись ответственного лица.

Наличные деньги, превышающие установленный лимит, могут сдаваться:

  • непосредственно в банк;
  • в организацию, которая входит в систему ЦБ РФ и занимается перевозкой, инкассацией и приемом наличных денег от клиентов.

Ранее также существовала возможность зачисления денег на счет при помощи организации федеральной почтовой связи.

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

Обращение с наличными денежными средствами является достаточно серьезным вопросом. Нарушение порядка работы с наличными деньгами и правил ведения кассовых операций считается нарушением законодательства, за которое предусматривается административная ответственность.

Размер ответственности определен в статье 15.1 КоАП РФ:

  • размер штрафа для должностных лиц организаций может составлять от четырех до пяти тысяч рублей;
  • размер штрафа для юридических лиц может составлять от 40 до 50 тысяч рублей.

Существенными нарушениями, за которые полагаются штрафы, считаются:

  • проведение наличных расчетов с другими организациями сверх утвержденных лимитов;
  • неполная передача в кассу наличных денежных средств;
  • нарушение порядка хранения свободных финансовых ресурсов;
  • хранение в кассе наличных денег сверх утвержденных лимитов.

Таким образом, чтобы на оплачивать штрафы, предприниматели и юрлица должны следить за изменениями законодательства и строго соблюдать правила, утвержденные ЦБ РФ.

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст.2790; 2003, № 2, ст.157; № 52, ст.5032; 2004, № 27, ст.2711; № 31, ст.3233; 2005, № 25, ст.2426; № 30, ст.3101; 2006, № 19, ст.2061; № 25, ст.2648; 2007, № 1, ст.9, ст.10; № 10, ст.1151; № 18, ст.2117; 2008, № 42, ст.4696, ст.4699; № 44, ст.4982; № 52, ст.6229, ст.6231; 2009, № 1, ст.25; № 29, ст.3629; № 48, ст.5731; 2010, № 45, ст.5756; 2011, № 7, ст.907; № 27, ст.3873; № 43, ст.5973; № 48, ст.6728; 2012, № 50, ст.6954; № 53, ст.7591, ст.7607; 2013, № 11, ст.1076; № 14, ст.1649; № 19, ст.2329; № 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; № 30, ст.4084; № 49, ст.6336; № 52, ст.6975) определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее - банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. В целях настоящего Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст.4006; № 43, ст.5084; 2008, № 30, ст.3615, ст.3616; 2009, № 31, ст.3923; № 52, ст.6441; 2010, № 28, ст.3553; 2011, № 27, ст.3880; № 50, ст.7343; 2013, № 27, ст.3436, ст.3477; № 30, ст.4071; № 52, ст.6961), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

6.4. Выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по расходному кассовому ордеру 0310002.

6.5. Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).