Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся основной школы на уроках математики. Мониторинг предметных и метапредметных достижений учащихся Мониторинг метапредметных навыков в школе

Разделы: Начальная школа

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД). Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

Решение задач творческого и поискового характера,

Учебное проектирование,

Итоговые проверочные работы,

Комплексные работы на межпредметной основе,

Мониторинг сформированности основных учебных умений.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Уровни достижения метапредметных результатов представлены в таблице.

Таблица 1

Уровни достижения метапредметных результатов

Мета-
предметные результаты
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Регуля-
тивные
Умение планировать собственную деятельность соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок. Приобретения навыка саморегуляции
Познава-
тельные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуни-
кативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Одной их форм мониторинга сформированности УУД у младших школьников является комплексная проверочная работа. Ее цель: оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам “Чтение: работа с информацией” и “Программа формирования универсальных учебных действий”, т.е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно_познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Программа “Чтение: работа с информацией” имеет сложную структуру, в которой для целей итоговой оценки условно можно выделить следующие четыре блока учебных действий (умений):

Блок “Получение, поиск и фиксация информации”: осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; находить информацию, заданную в явном или неявном виде;

Блок “Понимание и преобразование информации”: определять тему и главную мысль текста, составлять план текста, интерпретировать и обобщать информацию, преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста и др.;

Блок “Применение и представление информации”: представлять одну и ту же информацию разными способами;

Блок “Оценка достоверности получаемой информации”: на основе имеющихся знаний и жизненного опыта обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять содержащуюся в тексте или других источниках противоречивую информацию.

Каждый из перечисленных блоков может быть включен в комплексную работу как объект итоговой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, включенные в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку будут выноситься только те умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы. Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Однако большая часть текстов будет включать разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им предстоит работать в основном именно с такими текстами.

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

В сфере познавательных универсальных учебных действий - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий. В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ. Время на выполнение каждой части составляет один урок. Работа выполняется в два дня.

Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации. В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий;

С выбором одного или нескольких правильных ответов;

На установление последовательности и соответствия;

Со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета);

Со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Комплексные итоговые работы должны проводиться на основе стандартизированного инструментария, имеющего возрастные нормы на выполнение как отдельных заданий, так и работы в целом. По результатам выполнения комплексной работы предполагается выстраивать профили способности выпускников начальной школы работать с информацией и решать учебные и практические задачи с учетом привлечения знаний и умений из отдельных предметов и универсальных способов действий. Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания. За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлено 0, 1 или 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом, дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично. Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с развернутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в рекомендациях по оценке выполнения заданий конкретной комплексной итоговой работы. Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 % до 65 % от максимального балла в зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику начальной школы. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 50 % от максимального балла. Вывод по результатам выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение.

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов, ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения учебных действий или на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Рабочий портфолио ученика является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Рабочий портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для “встречи” школьника, учителя и родителя. Преимущества рабочего портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

Сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

Учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

Позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Разделы: Начальная школа

I. Мониторинг сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценкиосвоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образованиядолжно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»

В своем выступлении я поделюсь опытом работы нашей школы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет « Таблицы образовательных результатов».

Какие бывают таблицы образовательных результатов?

Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл,), Технология (1-4 кл.), Изобразительное искусство (1-4 кл.) т.е. по всем предметам инвариантной части учебного плана

Мы составляем таблицы трех основных учебных предметов(русский язык, математика, окружающий мир).т.к. только осваиваем систему оценки.

Также таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1-2 кл., 3-4 кл.).

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1-2 кл., 3-4 кл.).

Как составляются таблицы результатов?

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами ОС « Школа 2100»

В каком виде могут существовать таблицы образовательных результатов?

Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.

Где размещаются таблицы образовательных результатов?

Таблицы образовательных результатов могут размещаться в «Рабочем журнале учителя» бумажном или в электронном варианте. Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а является блокнотом для рабочих записей.

Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

Когда заполняются таблицы образовательных результатов?

Мы заполняем эти таблицы ОР после выполнения учеником предметных контрольных работ(один раз в четверть – обязательно)

– метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно)

Как заполняются таблицы образовательных результатов?

В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. В 1 классе мы выставляем «+ » и «-», а начиная со 2 класса вводятся отметки. (Приложение 1 )

Как пользоваться таблицами образовательных результатов?

1-й шаг : Перед проверкой контрольных работ учеников взять таблицу предметных результатов (в бумажном или электронном варианте «Рабочего журнала учителя») и отметить в ней в графе соответствующих умений номера заданий контрольной работы, проверяющих эти умения.

Пример (Окружающий мир, 3 кл.) :

2-й шаг : Взять контрольную одного ученика, проверить первое задание, выставить отметку на полях работы рядом с заданием.

3-й шаг . Перенести эту отметку в таблицу результатов в колонку соответствующего умения (в бумажный или в электронный вариант «Рабочего журнала учителя»).

Пример :

4-й шаг . Проверить второе задание, выставить отметку на полях работы и так же перенести её в таблицу умений.

Пример :

5-й шаг . Проверить работу ученика до конца, перенести отметки за каждое задание в соответствующие графы таблицы.

6-й шаг . Проверить работы всех учеников, перенося отметки за каждое задание в соответствующие графы.

2) Как анализировать таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?

1-й шаг . Проанализировать таблицу по вертикали по классу в целом. Если это бумажный вариант «Рабочего журнала учителя» – сделать устный вывод о том, какие умения развиты хорошо, а какие требуют дальнейшего развития (при необходимости – письменный вывод).

Пример :

Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой
Задание №2
Объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека
Задание №3
Приводить примеры живых организмов разных «профессий»
Задание №1
Влад У. 5 3 4
Саша Ф. 4 3 5
Выводы: Например:Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично» Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти.

2-й шаг . Проанализировать таблицу по горизонтали (результаты каждого ученика). Если это бумажный вариант, сделать для себя устный вывод о необходимой помощи в развитии (в особых ситуациях – письменный вывод)

Пример :

3-й шаг . Провести контрольную в следующей четверти и выставить отметки в те же колонки.

4-й шаг . Сравнить результаты по умениям, повторяющимся в разных контрольных. Если это бумажный вариант, сделать устный вывод о динамике развития – улучшении или ухудшении результатов класса или отдельных учеников. 5-й шаг . Спланировать действия по улучшению результатов.

3) Как переносить отметки за контрольные работы из таблиц предметных результатов в официальный журнал ?

1-й шаг . В таблицу результатов по предмету (в своём «Рабочем журнале») учитель выставляет все необходимые отметки (например, только за все задания контрольной работы – один раз в четверть) в той шкале отметок, которую он выбрал.

В официальный журнал выставляются:

  • либо все эти отметки в графы дней, когда изучалась тема, по которой проводилась контрольная работа (если не возражает администрация ОУ),
  • либо только одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое.

Таблицы предметных результатов может вести не только учитель, но и ученик. В Дневнике школьника 2-4 класса на с.112-119 размещены эти таблицы.

«Дневник школьника» (в т.ч. «Личный еженедельник первоклассника») не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. Наши ученики фиксируют в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:

  • отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п. 2-4классы),
  • самооценок (слов-характеристик, знаков 1 класс).

Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.

4) Как научить учеников ИНОГДА пользоваться таблицами ПРЕДМЕТНЫХ результатов?

1-й шаг. В конце четверти выделить время на уроке для анализа таблиц образовательных результатов в дневниках.

3-й шаг. Попросить учеников: «Самостоятельно оцените, насколько вы этому научились – поставьте «+» или не ставьте «+». Или попросить учеников поставить себе отметку по принятой в классе шкале. Например: «5» (делаю это отлично, без ошибок), «4» (делаю это хорошо, иногда с ошибками) и т.д.

4-й шаг. Обсудить с учениками, на проверку каких умений были направлены задания контрольной работы. Показать, как поставить их номера в таблицы результатов в своих дневниках.

5-й шаг. Раздать ученикам контрольные работы (с выставленными отметками) и попросить их перенести отметки в соответствующие графы таблицы результатов в дневниках. Примечание: в первый раз многим ученикам придётся помогать, дополнительно объяснять, что и куда надо поставить.

6-й шаг. Предложить каждому сравнить свою самооценку с результатами контрольной работы и сформулировать вывод: «Какие у меня достижения и что мне надо сделать лучше?»

7-й шаг. Выборочно попросить учеников озвучить свои выводы. Подчеркнуть: «Сейчас каждый из вас ставил перед собой цель, которую надо достичь в следующей четверти».

Таким образом, работая с таблицами предметных достижений учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.

II . Как мы оцениваем метапредметные результаты?

Точно так же можно работать с таблицами МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов, только их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «+»или в процентном соотношении, как мы делаем в нашей школе.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД(Регулятивных УУД, Познавательных УУД и Коммуникативных УУД.

Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты ?

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, которые созданы в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных носителях.

Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах. Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов.

Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).

Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

Как оцениваются диагностические работы по УУД в ОС «Школа 2100»?

В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов, которые созданы в ОС «Школа 2100», выполнение каждого задания состоит из нескольких действий.

Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).

Описание этого состояния словами – это качественная оценка.

Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.

Для мониторинга сформированности метапредметных результатов нами были разработаны следующие уровни сформированности УУД.

  • Ниже базового уровня – 0-50%
  • Базовый уровень – 51-70%
  • Повышенный уровень «хорошо» – 71-84%
  • Повышенный уровень «отлично» – 85-100%

Также нами были составлены Таблицы по диагностике метапредметных результатов. (Приложение 2 )

Сначала учитель заполняет таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переносит результаты в Сводную таблицу.

Результаты диагностики анализируются как по вертикали,так и по горизонтали и делаются определенные выводы.

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Мониторинг метапредметных результатов .

Работу выполнили:

    Григорьева Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

    Смыслова Любовь Юрьевна, учитель

информатики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

    Макарова Надежда Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

    Данилова Людмила Валериановна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары

Цель- получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения по математике во внеурочной деятельности.

Задачи, которые решаются с помощью мониторинга:

    развитие мотивов предметной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

    развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

    развитие умения использовать различные способы поиска информации;

    формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи деятельности;

    формирование умения грамотно строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать её;

    формирование умений использования методик смыслового чтения.

Адресаты: мониторинг ориентирован на обучающихся 5-6 классов.

Уровень апробации и публикации: 2013-2015 учебные годы, 5-ые и 6-ые классы МБОУ «СОШ №10» г. Чебоксары.

Актуальность.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Научная обоснованность. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. «Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.

Никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы - знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения (см. рисунок). При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского является наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.

Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике.

На основании приказа Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики наша школа вошла в список пилотных школ для аппробации введения ФГОС ООО в 5-х классах на территории Чувашской Республики в 2013-2014 году. Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем, одной из которых было отсутствие диагностических материалов и инструментария для оценки метапредметных результатов обучающихся. Творческая группа разработала материал для мониторинга УУД в 5-6 классах. В нашей работе представлен пример для проведения и автоматической обработки УУД по математике в 5-х классах.

Длительность : в течение учебного года.

Условия реализации : наличие у каждого обучающегося текста мониторинга. Р еализуется администрацией образовательного учреждения, учителями-предметниками, работающими в данных параллелях.

Внеурочная деятельность по математике имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Шаг 1. Составление рабочей группой, состоящей из авторов данной работы, плана контрольной работы

Шаг 2. Подбор текстового материала для мониторинга

Шаг 3. Формулировка учебных заданий, которые нацеливают обучающихся на проверку сформированности УУД

Шаг 4 . Разработка критерия оценивания работы

Шаг 5. Разработка электронной формы для обработки результатов мониторинга

Шаг 6. Проведение мониторинга УУД

Шаг 7. Проверка выполнения заданий обучающимися

Шаг 8. Анализ

Эффективность реализации.

Эффективность - дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный (словарь С.И. Ушакова). Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребенка.

Результатом метапредметного мониторинга является развитие мышления, понимания, действия, повышение уровня качества знаний по предмету, умения работать с текстовой информацией: вычитывать подтекстовую информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.

Итог: результаты сформированности у обучающихся определенных УУД при наименьших временных и материальных затратах.

Заключение

Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД - сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Мониторинг нужен обязательно.

Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших универсальных учебных действий на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

Список литературы.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.

3. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования. Сайт «Центр инструкционного дизайна в образовании». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eduscen.ru/?q=node/3965.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Сайт «Национальный образовательный проект «Умная школа». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/wiki/edu/fgos/v/.

5. Метапредметное содержание образовательных стандартов.Сайт «Молодой ученый». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/.

6. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613599/.

7. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Приложение 1.

Сохатое чудо.

Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, длина хвоста 12-13 см; масса 360-600 кг; на Дальнем Востоке России и в Канаде - до 655 кг. Самки меньше. По внешнему облику лось заметно отличается от других оленей. Туловище и шея у него короткие, холка высокая, в виде горба.
Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом мягкий кожистый вырост («серьга»), достигающий 25-40 см. Шерсть грубая, буровато-чёрная; ноги светло-серые, почти белые.

У самцов огромные (самые крупные из современных млекопитающих) лопатообразные рога; их размах достигает 180 см, масса - 20-30 кг. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре - декабре и ходит без них до апреля - мая. Самки безрогие.

Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху.

Лось распространён в лесной зоне Северного полушария, реже в лесостепи и на окраинах степной зоны. В Европе встречается в Польше, Прибалтике, Чехии, Венгрии, Белоруссии, на севере Украины, в Скандинавии и в европейской части России. В зарубежной Европе был истреблён: в Западной Европе в XVIII в., в Восточной - в XIX в. В Польше, Чехии, Венгрии и в Скандинавии лось вновь расселился в результате охраны, начатой с 1920-х годов. В Азии обитает от северной Монголии и северо-восточного Китая до северной части сибирской тайги. В Северной Америке водится на Аляске, в Канаде и на северо-востоке США, доходя до штата Колорадо. В России распространён до Ростовской области на юг и до Тихоокеанского побережья на восток, преимущественно в лесах.

В России живёт приблизительно 730 тысяч особей (примерно половина общей популяции), а всего на Земле - около полутора миллионов.

Всего на Земле - около полутора миллионов особей. Обитают на территории России, Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии, Литвы и Казахстана. На долю РФ приходится около 88%, Белоруссии - 4%, Украины -2,2%, Латвии - 2,8%, Эстонии - 1,7%, Литвы - 1,1% и Казахстана - 0,2%.

Лоси населяют различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озёр, в лесотундре держатся по березнякам и осинникам. В степи и тундре летом встречаются и вдали от леса, иногда на сотни километров. Большое значение для лосей имеет наличие болот, тихих рек и озёр, где летом они кормятся водной растительностью и спасаются от жары. Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском. В той части ареала, где высота снежного покрова не более 30-50 см, лоси живут оседло; там, где она достигает 70 см, на зиму совершают переходы в менее снежные районы. Переход к местам зимовок идёт постепенно и продолжается с октября по декабрь-январь. Первыми идут самки с лосятами, последними - взрослые самцы и самки без лосят. В день лоси проходят по 10-15 км. Обратные, весенние перекочёвки происходят во время таяния снегов и в обратном порядке: первыми идут взрослые самцы, последними - самки с лосятами.

Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, и . Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями (, , , , ), а также высокими травами на гарях и лесосеках - , . В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки и с ягодами. С сентября начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на веточный корм. К числу основных зимних кормов лосей относятся , , ; в оттепели они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой - 12-15 кг; за год - около 7 т. При большой численности лоси повреждают лесные питомники и посадки. Почти повсюду лоси посещают солонцы; зимой слизывают соль даже с шоссейных дорог.

Лоси быстро бегают, до 56 км/ч; хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Даже бурый медведь не решается нападать на открытой местности на самца лося. Как правило медведь старается напасть при наличии кустарника, чтобы лось был ограничен в движениях. Из органов чувств у лося лучше всего развиты слух и обоняние; зрение слабое - неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров.

Выполните задания используя данный текст.

    Сколько километров может пройти лось за неделю?

    10 – 15 км;

    100 – 150 км;

    70 – 105 км.

    Установите соответствие между временем года и количеством корма, съеденным взрослым лосем за сутки.

Лето 0,34 ц

Зима 7000 кг

Год 0,014 т

    Найдите соответствие между результатом числового выражения и размерами лося

    89,4 – 16,46: 2 – 81,05
    1. 18,63: 0,15 + (23,1 – 7,2) · 6,1 – 218,89

      89,4 – 16,46: 2 – 81,05

    1,8 м

    (18,63: 0,3 - (20,2 – 12,4)) : 18,1

    2,3 м

    (2,5 + 0,03) · 2 – 3,26

    18,63: 0,15 + (23,1 – 7,2) · 6,1 –218,89

    0,12 м

    Какое расстояние может пробежать лось за 3,5 часа? Выбери правильные варианты ответов.

    19,6 км;

    196 км;

    196 000 м;

    19 600 м.

    Запишите названия стран в порядке убывания численности лосей.

    Подсчитайте число особей лосей, обитающих на территории Белоруссии.

    Представьте информацию из 6 абзаца в табличном виде.

Приложение 2.

Инструкция по заполнению таблицы обработки результатов мониторинга.

    Заполнить в табличном виде данные мониторинга по каждому обучающемуся.

    Если ученик набрал ниже базового уровня, то его результат выделен красным цветом.

    Считается количество каждой оценки.

    Считается средний балл по каждому умению.

    На отдельном листе строится гистограмма по каждому умению.


Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся основной школы на уроках математики

Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности , стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверкой на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы.
Для организации мониторинга сформированности, как предметных, так и метапредметных результатов, учителю необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий .

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы, те результаты, которые имеют значение для продолжения обучения на ступени среднего общего образования. В этой связи возникла необходимость создания рабочей программы для реализации требований государственного образовательного стандарта по математике.

В нашей практике тематическое планирование, к рабочей программе имеет следующий вид:

Таблица 1

Кол-во

часов

Изучаемая тема

Планируемые результаты

Комментарии

учителя

Предметные

УУД

Личностные

Тематическое планирование

Подобная структура позволяет в течение учебного года вести работу по выявлению текущего состояния и отслеживанию динамики достижения планируемых результатов в ходе мониторинговых процедур. Мониторинг направлен на фиксацию актуального состояние достигнутого уровня запланированных результатов, помогает прогнозировать его дальнейшее развитие, обеспечивает управление процессом обучения.

Важно отметить, что образовательный мониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных действий таких как:

Составление организационной модели проведения мониторинга;

Целеполагание и определение предмета мониторинга;

Разработка критериев оценивания;

Разработка инструментария;

Анализ и интерпретация полученных результатов.

Недостаточность практического опыта по мониторингу в рамках реализации ФГОС, нехватка методических рекомендаций и инструментария для обследования порождают проблему объективной оценки эффективности образовательных (предметных и метапредметных) достижений учащихся.

В течение 2012-2013 учебного года нами апробирована модель системы оценки достижения планируемых результатов. Каждый элемент системы предполагает рефлексию и коррекцию полученных результатов.

Срезы

Тематический

Итоговый

Промежуточный

ДИНАМИКА:

индивидуальный

прогресс

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

Состояние

Диагностика

Текущий

Входной

ОЦЕНКА УЧЕНИКА

Самооценка

Взаимооценка

При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений . Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся обязательный уровень образовательных достижений . Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка , как исполнение им требований Стандарта.

Обязательный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
В повышенном уровне достижения планируемых результатов оценка достижения осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый .

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (метапредметные и предметные стандартизированные письменные и устные, практические, творческие работы, проекты, наблюдение, самоанализ и самооценка, др.) Учащимися ведется «таблица моих затруднений» (результаты текущих диагностических и тренировочных работ) и «таблица моих достижений» (результаты тематических и итоговых работ) при изучении каждой темы, а учитель заполняет таблицу предметных результатов. Это помогает приобретать навыки самооценки и взаимооценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что дает возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью (регулятивные), что и требуют современные стандарты образования. Особое внимание необходимо уделять определению уровня достижений универсальных учебных действий. Для этого в гимназии существует такой механизм, как интегрированный экзамен в 5-8 классах.

В работе для проведения диагностики сформированности метапредметных результатов определены следующие параметры: учебно-информационные умения, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения, учебно-логические умения. Механизмами отслеживания являются:

Таблица 2

    Ката достижений учащихся 5, 6 классов (заполняет учитель)

Ф.И.

Умение аргументировать свою позицию

Умение формулировать вопрос в соответствии с коммуникативной ситуацией

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Например:

Учебно-коммуникативные умения

Ф.И

5-а

2012-2013уч.год

умение аргументировать свою позицию

умение формулировать вопрос в соответствии с коммуникативной ситуацией

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

Новиков Е

Выше среднего

Высокий уровень

Выше среднего

Высокий уровень

Коробейникова Т

Выше среднего

Высокий уровень

Выше среднего

Высокий уровень

Краснухина О

Выше среднего

Высокий уровень

Выше среднего

Высокий уровень

Бессонов А

Средний

Выше среднего

Средний

Выше среднего

Ильиных М

Средний

Выше среднего

Средний

Выше среднего

Саранин Б

Ниже среднего

Средний

Низкий

Средний

В течение 2012-2013 учебного года для формирования умений представленных в таблице использовались следующие виды заданий:

    составь задание партнеру;

    отзыв на работу товарища;

    групповая работа по составлению кроссворда;

    «Отгадай, о чем говорим»;

    диалоговое слушание (вопрос-ответ);

    «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …

2 . Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания).

3. Лист наблюдений для определения уровня сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером».

4. Лист наблюдения для определения умения планировать.

Таким образом, системный подход к отслеживанию образовательных результатов позволяет:

    выявить уровень развития надпредметных умений у учащихся 5 класса и определить перспективу дальнейшей работы над данными умениями в 5, 6 классах;

    определить индивидуальные достижения учащихся, выявить проблемы и скорректировать работу по освоению УУД;

    конструировать индивидуальные программы развития УУД у учащихся средствами предмета;

    осуществлять преемственность между начальной и основной школами в формировании и отслеживании метапредметных (УУД) результатов;

    координировать и согласовывать деятельность учителей разных предметов и образовательных областей в развитии и отслеживании универсальных учебных действий.

Можно сделать вывод, что системный подход к отслеживанию образовательных результатов как текущих, так итогового освоения курса математики 5,6 классов позволяет формировать индивидуальные образовательные достижения учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, обеспечивать современное качество образования.

Библиографический список

    Методические рекомендации к рабочей тетради "Учимся учиться и действовать" Ред. к.пс.н., профессора МГППУ М.Р. Битянова, М, 2011

    Разноуровневые карточки для индивидуальной работы по математике 5,6 классы. Составитель А.М. Лукашенок. Мозырь «Белый ветер», 2011

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011

Мониторинг необходим для получения информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящими, я считаю следующие:

мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком-либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени. (слайд1)

мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. (слайд 2)

Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов .

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Мониторинг идёт в трёх направлениях.

1.«Мониторинг личностных результатов (слайд 3)

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся , а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

Соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

Прилежании и ответственности за результаты обучения.

В учебном процессе в соответствии с требованиями стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не предоставляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся. » (Примерная основная образовательная программа ОУ)

2.«Мониторинг метапредметных результатов (слайд 4)

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.» (Примерная ….) (слайд 5)

В начале года на внеурочном занятии « Развитие интеллектуальных умений» было проведено диагностическое тестирование по интеллектуальным умениям учащихся: осведомлённость, наблюдательность, умение обнаружить закономерности, сообразительность, аналитические умения, логика рассуждения, абстрактное мышление. Анализ результатов теста позволил выяснить общие для всего класса проблемы (на начало учебного года), с этими результатами были ознакомлены педагоги, работающие в классе. В конце года будет проведёно итоговое тестирование. (слайд 6)

3. Мониторинг предметных результатов.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока». (слайд 7)

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов.(слайд 8)

Планировать работу с каждым учащимся помогает тематический контроль.

На каждого ученика я составляю индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. Всё это находится в отдельной папке, доступной как ученику, так и родителям.

Результаты учебных достижений оформляю в виде диаграммы качества знаний. (слайды 9 – 22)

Но для наглядности более удобна таблица «Степень усвоения учебного материала по математике в 5 классе». (слайд 23)

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока . (слайд 24)

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

Для «сильных» учащихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи, выполнить исследовательское задание.

Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.

Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Отслеживание знаний учащихся необходимо учителю для того, чтобы не только контролировать и учитывать полученные знания, но, самое главное, чтобы оказать своевременную помощь нуждающемуся ребенку.

Мониторинг личностных,

метапредметных,

предметных результатов.

Выступление

подготовила: О.Б. Мякинникова

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Отвечал на дополнительные вопросы

Выполнил исследовательское или индивидуальное задание

Предложил другой способ решения

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Отвечал на дополнительные вопросы

Выполнил исследовательское или индивидуальное задание

Предложил другой способ решения

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И. __________________________________ Класс___________ Дата__________________

Поставь “+”, если

Отве

тил устно

Рабо

тал

у доски

Сделал задание первым

Увидел ошибку

Отвечал на дополнительные вопросы

Выполнил исследовательское или индивидуальное задание

Предложил другой способ решения

Предложить ход (шаг) решения

Самооценка за урок

Белик А.

Белик Е.

Данильченко Н.

Данильченко Р.

Дзыско Д.

Иващенко Д.

Коротчиков А.

Новосёлов В

Новосёлов Д.

Перепелица И.

Подзоров Д.

Саприна А.

Синкевич П.

Фёдорова А.