Храм усекновения главы иоанна предтечи в дьякове. Уединенный храм (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) в Коломенском-Дьяково Церковь усекновения иоанна предтечи в коломенском

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на высоком правом берегу Москвы-реки в Коломенском . Уникальное строение является памятником архитектуры XVI века. История этого удивительного и малоизученного строения началась во время правления Ивана Грозного, но точная дата его создания неизвестна - споры о ней не утихают до сих пор. Однако, принято считать, что храм, главный престол которого был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был возведен в 1547 году в селе Дьяково, в год коронации Ивана IV на царство.

Более четырех веков храм восхищает своей гармоничностью и красотой. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове пережила период революции, воин и к счастью, не была взорвана во времена гонения на религию. И сейчас у нас есть возможность восхищаться этим памятником истории и архитектуры времен Ивана Грозного.

Облик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает Покровский собор на Красной площади в Москве, всем известный как собор Василия Блаженного . Вполне вероятно, что храм в селе Дьяково был сооружен по аналогии с Покровским храмом. Другие ученые считают, что первым был возведен именно храм в селе Дьяково.

На первый взгляд храм выглядит монолитным сооружением. Вместе с тем, он состоит из пяти восьмигранных строений. Центральный столп имеет высоту в 34,5 метра, а четыре другие, примыкающие к нему одной гранью, в два раза ниже, их высота - 17 метров. Эти маленькие церковки соединены галереями-папертями, что придает всему сооружению целостный и завершенный вид. Таким образом, вокруг центрального объема, увенчанного шлемовидной главкой, можно обойти по закрытой галерее с четырьмя маленькими башенками.

Обратите внимание на два столпа, обращенных к северу. Здесь на уровне боковых глав устроена звонница. Главным украшением фасадов являются треугольные и полукруглые кокошники, а также филенки (квадратные углубления в стенах).

В главном куполе церкви Иоанна Предтечи реставраторы открыли очень интересное спиралеобразное украшение, выложенное из кирпичей - мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, аналогичный украшению на своде Покровского собора . Это также является подтверждением схожести этих храмов. Такой рисунок часто заменял изображение Христа и символизировал духовное открытие человеческой души небу и Богу. К сожалению, во время последней реставрации этот символ был закрашен.

Храм находится рядом с Голосовым оврагом , считающимся местом загадочным, овеянным легендами. Дело в том, что здесь проходит геологический разлом и существует мощное электромагнитное поле. Возможно, по этой причине описываются случаи исчезновения людей и переход их в другое время.

Кроме того, Коломенское - одно из мест, где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Напомним, что существует более 60 версий ее нахождения. Есть предположение, что она закопана в Голосовом овраге или в церкви Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - это действующий храм, по выходным дням и в праздники в нем проводятся богослужения.

Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, - шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III неподалеку от Коломенского в селе Дьякове с молением о даровании великому князю наследника престола.

В пользу этой версии свидетельствуют многие факты. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что указывает на желание государя иметь наследника, тезоименитого родоначальнику московских князей Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении бокового придела святой Анне - матери Пресвятой Богородицы. Один из приделов посвящен апостолу Фоме, не поверившему сначала в Воскресение Христа, что символизирует осознание государем греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела святителю митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, выражает молитву о ниспослании чуда. Еще один престол был освящен в честь святых царя Константина Великого и его матери Елены, что указывает на обращение к небесной покровительнице Елены Глинской.

Этот храм также явился предтечей собора Василия Блаженного - и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу.

В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, (между Волхонкой и Знаменкой), который был упразднен задолго до революции.

А вскоре после рождения сына Василия III - будущего Ивана Грозного - в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь. Прекрасный вид на его величественные башни открывается из Старосадского переулка. Его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, и отсюда повелось московское название обители: "Ивановский монастырь, что на Кулишках, под Бором".

Он был основан еще в XV веке, и возможно, ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рождества Иоанна Предтечи (стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца) - отсюда и сохранилось в названии "под бором".

А здесь, на крутой возвышенности близ Кулишков, позднее прозванной Ивановской горкой, монастырь основала, вероятно, мать Ивана Грозного Елена Глинская в честь дня тезоименитства своего сына. Возможно, это сделал и он сам, взойдя на русский престол. Иногда основание монастыря приписывают великому князю Иоанну III, который разбил в этой местности великолепные Государевы сады, увековеченные в названии близлежащего Старосадского переулка. Приблизительно в то же время здесь появилась стройная белая церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых садех. Одна из древнейших в Москве, она была построена в начале XVI века итальянским зодчим Алевизом Новым, архитектором Архангельского собора в Кремле. Заказ на эту церковь и в этой местности был высочайшим.

Место для обители очень подходило для монашеской жизни: монастырь расположился в центре города, но в тишине узких московских улочек, где даже случайные прохожие не нарушали уединение инокинь. И только раз в году здесь было шумно, многолюдно и даже весело.

В свободное от богослужений время монахини занимались прядением и мотанием шерсти, вязали шерстяные чулки, пряли кружева. В монастырский праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа по старому стилю, или, по-простонародному, в день Ивана Постного, в старину около монастыря бывала "бабья" ярмарка, где торговали шерcтью и нитками. На нее стекались крестьянки со всей Москвы.

По одному из последних указов императрицы Елизаветы Ивановский монастырь предназначался для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей. И сюда, за неприступные монастырские стены, под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили, иногда под видом сумасшедших, прямо из Сыскного приказа или Тайной Канцелярии.

Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского, царица Марья, насильно постриженная в монахини; вторая жена старшего сына Ивана Грозного, царевича Иоанна, Пелагия, умершая только в 1620 году. Возможно, что именно здесь провела свои последние 15 лет жизни княжна Августа Тараканова, которую скрывали под именем инокини Досифеи. Как известно, Тараканову считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского, и Екатерина Великая видела в ней угрозу своему пребыванию на русском троне.

Таинственная инокиня Досифея томилась в заточении в Ивановском монастыре с 1785 года. Привезли ее ночью, в карете, закутанную в черное, в сопровождении конных офицеров. Для нее соорудили кирпичный домик рядом с жильем игуменьи и на ее содержание поступали крупные переводы. Она жила в полном одиночестве, в церковь ее водили по ночам, и богослужение тогда совершалось только для нее одной, в запертом храме. В 1810 году Досифея умерла в возрасте 64 лет, и ее с необычной для простой монахини торжественностью похоронили в Новоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых. Это только подтверждает догадки о высочайшем происхождении инокини. Хотя по другой версии княжна Тараканова была заточена в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, где и скончалась от чахотки.

Здесь же, в сыром монастырском склепе под соборным храмом, а потом в тесной келье, под охраной 33 года провела "мучительница и душегубица" помещица Дарья Салтыкова, заключенная сюда пожизненно по указу той же Екатерины Великой. Она долго сидела в земляном подвале монастыря, полностью лишенная света. Несколько раз в день специально назначенная монахиня приносила ей еду и свечу, которую забирала вместе с посудой. Длительное заточение совсем не изменило характера бывшей помещицы-"людоедки": сквозь решетку окна она отчаянно ругала прохожих, приходивших посмотреть на страшную Салтычиху.

Свою тюрьму она покинула только в гробу. В 1800 году Дарья Салтыкова умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на кладбище Донского монастыря.

Во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был сожжен дотла - так что его даже упразднили. Бывшая соборная церковь стала обыкновенной приходской, а в монашеских кельях расположились служащие Синодальной типографии, расположенной неподалеку на Никольской улице. Тогда же были сломаны старые кельи, в их числе и та, где жила Досифея.

Только по ходатайству митрополита Филарета император Александр II разрешил вновь восстановить Ивановский монастырь. В своем современном виде он был выстроен в 1861-1878 году архитектором М.Д.Быковским и в 1879 году освящен. Между тем, уже в 1877 году на территории строящейся обители разместили единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.

Мрачная история монастыря продолжилась и в XX веке. С 1918 года здесь располагалась пересыльная тюрьма ВЧК, а затем НКВД. Заключенные, улучшив момент, изредка могли бросить из окна записку, где сообщали родным сведения о себе. Надеяться они могли только на случайных и совестливых прохожих...

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове - один из самых ярких памятников Ярославской архитектуры. Она была построена еще в XVII веке и сегодня считается самым красивым храмом города. Церковь находится под защитой ЮНЕСКО и включена в список культурных памятников федерального значения. Кроме самого храма, в ансамбль входят колокольня и Святые ворота.

Вконтакте

Одноклассники

Храм Иоанна Предтечи стоит на правом берегу Которосли. Благодаря своим размерам и потрясающему внешнему убранству, он является самым заметным строением Ярославля. Именно по этой причине церковь была изображена на 1000-рублевой купюре, посвященной Ярославлю. Кроме храма, на этой банкноте можно увидеть и другие местные достопримечательности: памятник Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, а также часовню Минина и Пожарского.

Еще одна особенность церкви в том, что она является «мирским строением». А это значит, что она была построена не за счет церковных средств, а по инициативе и исключительно на средства местных жителей.

Строительство храма

Храм был построен в 1687 году в Толчковской слободе. Название самой слободы образовалось из-за деятельности ее жителей - кожевников. Дело в том, что для выделки кожи они использовали танин, добываемый из ивовой коры. Для его получения кору нужно было растолочь, откуда и возникло название поселения. К слову, благодаря Толчковской слободе, Ярославль в XVII столетии стал крупнейшим в России производителем кожаных изделий.

Первое письменное упоминание о церкви в Толчкове датировано 1644 годом. Это была грамота, которую Ростовский митрополит Иона Сысоевич выдал местным жителям. В ней он давал свое благословение на возведение и освящение храма с приделом в честь Казанских святителей.

Церковь в слободе стояла и раньше, однако это был деревянный и холодный (неотапливаемый) храм. Но кожевники планировали обзавестись каменной теплой церковью, а потому написали митрополиту соответствующее прошение.

К несчастью, в 1659 году деревянная церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе внезапно сгорела. На первое время прихожане построили вместо нее маленький деревянный храм в честь

Однако, жителям слободы хотелось большего. Во-первых, существующая церковь уже не вмещала в себя всех прихожан. А во-вторых, кожевники уже давно мечтали построить самый грандиозный и прекрасный храм в Ярославле.

Средства на новую церковь собирали не только в самой Толчковской слободе, но и далеко за ее пределами. Местный дьякон даже ездил за пожертвованиями в Казань, где ему подарили роскошные Царские врата для придела Казанских святителей.

Если же заглянуть в книгу пожертвований, то можно увидеть, как тысячи людей из абсолютно разных слоев общества принимали участие в строительстве храма. Среди даров встречаются:

  • деньги,
  • слитки серебра,
  • кружева,
  • дома,
  • огороды,
  • торговые лавки,
  • заводы.

Более того, жители слободы активно участвовали в самом строительстве и как умели помогали зодчим.

Работы заняли почти 16 лет и завершились лишь в 1687 году. Спустя три года к церкви пристроили колокольню и теплый храм в честь Вознесения Господня. Еще через пять лет новая церковь была расписана лучшими ярославскими изографами и стала настоящим шедевром церковной архитектуры. Однако, этот храм также является и своеобразным памятником жителям Толчковской слободы, которые вложили в него и средства, и душу.

Дальнейшая история храма

До революции о церкви непрерывно заботились и сами прихожане, и власти Ярославля. В 1830 году были обновлены и отреставрированы фрески, а в 1855 году заново позолочен . Кирпичные полы, которые с годами истерлись, заменили на более прочные чугунные.

В 1894 году Ярославль посетил министр Витте. Он осмотрел церковь, восхитился ее красотой, однако заметил, что она нуждается в капитальном ремонте. По его распоряжению с 1903 по 1906 год проводилась масштабная реставрация храма, после чего он снова стал выгладеть великолепно.

При церкви Иоанна Предтечи в Толчкове регулярно проводились праздничные крестные ходы , которые собирали десятки тысяч человек. Ежегодно 24 июня в храм торжественно приносили Толгскую икону Божией Матери, совершая ход по всей закоторосльной стороне города. На это мероприятия собиралась значительная часть жителей Ярославля. Когда же началась Первая мировая война, в церкви ежедневно служили панихиды по павшим воинам.

После революции церковь еще какое-то время действовала, но в 1929 году ее закрыли, а здание передали местному музею. В 1936 году храм оказался на территории лакокрасочного завода «Победа рабочих». Его руководство, недолго думая, стало использовать церковь в качестве склада химических веществ . После вмешательства Главнауки храм удалось снова вернуть музею. В 1950 году была снесена теплая Вознесенская церковь.

В наше время храм принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.

Архитектура

Церковь Иоанна Предтечи выполнена по канонам ярославской школы зодчества. Это четерехстолпный храм кубической формы, увенчанный пятью главами на световых барабанах. С трех сторон он окружен одноэтажной обходной галереей, подняться на которую можно по высоким крыльцам на столбах.

С востока к церкви примыкают два симметричных придела. Самое интересное, что зодчие сделали приделы одинаковыми по высоте с основным храмом и каждый из них украсили пятью куполами. Из-за этого церковь Иоанна Предтечи стала единственным древним храмом с 15 главами. Это противоречит традициям православной архитектуры, по которым куполов может быть строго определенное количество:

  • 1 — символизирует единого Бога;
  • 3 — Святую Троицу;
  • 5 — Христа и четырех евангелистов;
  • 13 — Спасителя и его апостолов;
  • 33 — возраст Христа.

Другая особенность церкви - пышный декор фасадов. Они от души украшены фигурным кирпичом и керамической плиткой (изразцами), из-за чего стены храма похожи на роскошный восточный ковер. И это не так уж далеко от истины: в XVI веке ярославские купцы подсмотрели такой декор у самаркандских мечетей и начали строить в подобном стиле православные храмы.

Весь церковный ансамбль выстроен из красного кирпича . Примечательно, что специально для возведения этого храма в Ярославле открыли сразу два кирпичных завода.

На рубеже XVII-XVIII столетия к церкви пристроили 6-ярусную колокольню. Она спроектирована в стиле московского барокко и имеет высоту 45 метров. При этом каждый ярус колокольни находится вровень с ярусами церкви, из-за чего храм и колокольня очень гармонично смотрятся рядом. Кстати, они долгое время были самыми высокими зданиями в Ярославле.

В 1950-е годы колокольня церкви Иоанна Предтечи внезапно начала крениться, да так, что ее вершина отклонилась почти на один метр. Были срочно проведены работы по укреплению самой колокольни и прилегающего грунта, благодаря чему падение удалось предотвратить.

Кроме церкви и колокольни, в ансамбль входят барочные Святые ворота и ограда. К сожалению, ограду частично разобрали во время строительства завода.

Внутреннее убранство

Церковь выглядит живописно не только снаружи, но и внутри. Роспись стен была выполнена в 1695 году артелью из 13 лучших ярославских художников, которыми руководил известный изограф Федор Игнатьев. Фрески расположены в 9 ярусов и насчитывают почти 500 сюжетов на тему Евангелия и Жития Святых. Это делает храм Иоанна Предтечи настоящим рекордсменом по количеству росписи. Другая особенность фресок - заметное влияние мирского искусства, нехарактерное для XVII века.

Иконостас храма сегодня находится в фондах Ярославского музея. Когда-то он состоял из 6 ярусов и собирался ряд за рядом в течение 15 лет. Он отличался очень изящной барочной резьбой по дереву, которую также выполнили ярославские мастера.

Еще одна храмовая святыня - Царские врата в приделе Казанских святителей. Их уже готовыми привезли из Казани во время строительства церкви.

Но главным достоянием церкви когда-то были ее иконы. Их пожертвовали храму жители Толчковской слободы и Ярославля, а потому многие образы оказались старше самой церкви. Самой известной из них была храмовая Усекновения главы Иоанна Предтечи, которая почиталась как чудотворная. Ее оклад украшали рубины, жемчуга и другие драгоценные камни. А из прочих образов почиталась очень необычная икона «Символ веры».

Храм сегодня

Церковь очень долго находилась в плачевном состоянии. Несмотря на то, что храм принадлежал музею-заповеднику, а его изображение даже попало на банкноты, само здание нуждалось в основательном ремонте. Вдобавок ко всему, неизвестные вандалы сорвали и разбили все изразцы, до которых смогли дотянуться.

Негативно сказывалось на состоянии храма и соседство с лакокрасочным заводом. Однажды ЮНЕСКО даже устроило скандал, из-за того, что в храме хранились мешки с химикатами.

Однако сегодня Ярославский музей активно занимается реставрацией церкви . Службы не ведутся, однако храм Иоанна Предтечи в Толчкове уже открыт для посетителей. Он расположен по адресу: 2-ая Закоторосльная набережная, строение 69. Попасть внутрь можно с 10 до 17 часов ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Храм Усекновения Иоанна Предтечи в Толчкове







Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи – один из древнейших московских храмов, последний сохранившийся памятник архитектуры XVI в., построенный на территории великокняжеской усадьбы.

Архитектура церкви очень интересна и необычна – здание с центральным барабаном, украшенным полуколоннами, со звонницей, установленной прямо над входом, на стене. По одним предположениям, храм был построен в связи с венчанием Ивана IV на царство, по другим – как молитвенный храм Ивана Грозного о даровании ему сына.

Этот храм, возможно, явился предтечей Собора Василия Блаженного (существует предположение, что обе церкви строили одни мастера) – и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах XVI в. знак пламеневидной спиральной свастики иногда заменял образ Христа на своде главы и символизировал духовное открытие человеческой души небу и вечное движение к Богу.

В 1924 г. храм был закрыт, долгое время находился в запустении, роспись и внутреннее убранство погибли. В 1960-х гг. была проведена реставрация. В 1980-е гг. церковь находилась в введении Госкомитета по охране памятников, с 1992 г. в ней были возобновлены богослужения и храм перешел к Русской Православной Церкви. В 2007 г. проведена полная реставрация церкви.

На крутом склоне Дьяковского холма расположен замечательный памятник эпохи — церковь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи.

Столпообразная по своему объёмному плановому решению, она состоит из центрального столпа — восьмерика высотой 34,5 метра и четырёх маленьких восьмигранных столбиков-башен, высотой по 17 метров каждая, соединённых стенами и имеющих общий фундамент.К восточной стороне столпа примыкает полукруглая апсида. Контрастное сочетание величественной центральной башни и четырёх маленьких башенок придает церкви вид монументального крепостного сооружения, которое украшает и оживляет массивный центральный барабан с приплюснутым верхом, окружённый восемью полуцилиндрами. Возможно, полуцилиндры первоначально завершались самостоятельными главками. Формы существующего верха церкви сходны с формами храмов в Сербии и Болгарии. Как отмечают исследователи русской архитектуры, могло быть и шатровое завершение.

Особенно много мотивов крепостной архитектуры в интерьере храма. Миниатюрные, очень уютные помещения приделов; мощные навесные «бойницы-машикули» в центральном восьмерике, воспроизведённые переходом от верхнего барабана к стене; небольшие фронтончики — кокошники, как бы образующие подобие крепостных зубцов. Всё это завершается узорно выложенным в куполе орнаментом — солнце в виде зрительно вертящегося диска с саблевидными лучами.

Группировка пяти отдельных башен по диагоналям плана церкви в Дьяково предвосхищает архитектурную композицию и строительные приёмы при возведении Покровского собора (собора Василия Блаженного) на Красной площади. Ряд исследователей полагает, что авторами сооружения в Дьяково были строители Покровского собора Барма и Постник Яковлев.

Чрезвычайно сложным и нерешённым остаётся вопрос о времени создания храма. В литературе о Коломенском указаны четыре даты, одна из которых — 1529 год — предложена исследователем XIX века Ф.Ф. Рихтером. В своих публикациях эту дату он связывает с обетом великого князя Василия III о даровании наследника, а также упоминает о том, что царь Иван Грозный из всех церквей Коломенских особенно любил храм Иоанна Предтечи, построенный, по преданию, в честь его рождения.Позднее исследователь А.И. Некрасов, анализируя названия древних приделов церкви по писцовым книгам Офросимова (1670-е годы), приходит к выводу, что церковь Иоанна Предтечи построена в 1547 году как храм — памятник венчанию царя Иоанна Грозного на царство. Это предположение он обосновывает толкованием названия приделов храма.В исследованиях последних лет строительство храма связывается с обетным молением о ниспослании наследника, но уже не Василию III, а Ивану Грозному, и сооружение датируется между 1552 и 1554 годами поскольку храм является патрональным, т.е. построен во имя святого Иоанна— небесного патрона царя Ивана IV. Исследователь А.Л.Баталов на основе архитектурного анализа относит строительство храма к 1560 — 1570 годам. Первое упоминание и подробное описание церкви относится лишь к 1631—1633 гг.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково была сразу же задумана как приходская, в отличие от царской домовой церкви Вознесения в соседнем Коломенском, рассчитанной на узкий круг приблеженных. Ее общая площадь составляет 400 кв. метров против 78,5 церкви Вознесения.. Вскоре после строительства храма созданы крытые галереи, а над западной папертью — звонница псковского типа в два звона. Высота центрального столпа составлявляет без креста 34,5 метра. Храм в привычном смысле расписан не был. Однако при ресставрационных работах 1960 г. на куполе была обнаружена роспись белилами по красному Фону под кирпич — круг диаметром 1,2 метра с отходящими от него спиралями. Такая композиция представляет собой солярный символ.
По гипотезе исследователя В.В. Кавельмахера, в каменный Дьяковский храм были перенесены престолы обетной церкви «Усекновения Главы Иоанна Предтечи» из московского Ваганькова, сгоревшей в пожар 1547 года, и деревянной церкви «Зачатия Иоанна Предтечи» с престолами зачатия Святых Анны, Константина и Елены, что стояла в Дьякове до постройки здесь каменного храма. Существование храма отчасти подтверждается и тем, что во время реставрационных работ 1959—1962 годов в кладке стен церкви были обнаружены белокаменные надгробия 1532—1534 годов, которые являются древнейшими из найденных на территории кладбища. Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове — последний сохранившийся памятник архитектуры XVI столетия, построенный на территории великокняжеской усадьбы.

В первой половине XIX столетия была сломана стена северной паперти, и на этом месте выстроен тёплый придел. В алтарной части расширена арка и оконные проёмы. В конце XIX века храм был расписан аналогично собору Василия Блаженного на Красной площади. В 1910 году западную открытую паперть сооружённую в XIX веке, переделали в закрытую с окнами.

Из книги «Выходы Великихъ Государей» за 1844 год: «Выходы царя Алексъя Михайловича въ село Дьяково, въ день праздника 1661 г., августа въ 29 день слушалъ государь всеношнаго въ селъ Коломенскомъ, въ церкви Iоанна Предтечи. Объдни Государь слушалъ у праздника жъ, въ той же церкви.—1664 г. августа въ 29 день, слушалъ великiй государь всеношнаго въ сель Коломенскомъ, въ хоромахъ, въ комнатномъ платьъ. Того жъ дни слушалъ великiй государь объдни у праздника Iоанна Предтечи въ селъ Дьяковъ.—1665 и 1667 гг., августа въ 29 день великiй государь слушалъ всеношнаго и объдни у праздника въ селъ Дьяковъ.— 1671 г., августа въ 29 день слушалъ объдни въ той же церкви.— 1679 г., августа въ 29 день слушалъ великiй государь Федоръ Алексъевичъ всеношнаго бдъния и божественной литургiи въ церкви Iоанна Предтечи, въ селъ Дьяковъ».

В последнее десятилетие XVII в. дьяковской церковью пользовались как жители сел Дьякова и Коломенского, так и обитатели таких отдаленных деревень, как Черная Грязь (ныне Царицыно). При храме находилось кладбище, варварски снесенное во времена олимпиады. Многие из могильных надгробий являлись настоящими произведениями русского камнерезного искусства XVII-XIX вв.

С 1930 по 1962 год П.Д. Барановский и И.И. Новиков выполняли работы по возвращению памятнику первоначального облика. Позднейшие пристройки были разобраны и восстановлены первоначальная побелка и фрески в сводах куполов, впоследствии забеленные. Добиваясь выселения общины из Дьяковской церкви в целях проведения неотложных ремонтно-реставрационных работ по аварийному зданию, Барановский едва не был убит прихожанами церкви. События вокруг Дьяковской церкви обострились летом 1924 г., когда музейный отдел Главнауки распорядился изъять имущество, «не имеющее историко-художественного значения», из «церквей-памятников» Коломенского, поместив его в склады музея. Посланный в Дьяково сотрудник музея был избит местными крестьянами, а отобранные им в церкви предметы унесены и спрятаны. Присутствующий при этом помощник заведующего совхозом, пытавшийся урезонить крестьян, едва не поплатился жизнью. Разъяренная толпа направилась к зданиям музея и совхоза в с.Коломенском, заставив убежать охранявших сад студентов Университета имени Я.М.Свердлова. Толпа разошлась поздно ночью. Крестьяне угрожали расправой и рабочим, занятым реставрацией Дьяковской церкви и, видя, что те не бросают работы, заперли их снаружи. Верующие села Дьякова, слободы Садовой и деревень Чертаново и Беляево (Ленинской волости Московского уезда) обращались с заявлениями в Президиум Моссовета, указывая на неправые с их точки зрения действия Барановского. В этом наметившемся противостоянии Барановского и прихожан Дьяковской церкви Отдел музеев Главнауки всякий раз принимал сторону реставратора.

Можно предположить, что до храма Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи здесь стояла другая церковь, построенная на древнем легендарном Велесовом Капище близ «Волосового», или «Голосового» оврага.




[© Sirius_MSK, 2007-04-14 | 600×900 | 234 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 168 Кб] HDR

Реставрация церкви. Вид от набережной.

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 165 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 177 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.


Завершение реставрации церкви.
Вид на купол и барабан от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-09-20 | 600×900 | 147 Кб] UPD (HDR)

Завершение реставрации церкви. Вид на купол и барабан от набережной.

Наиболее древней постройкой в урочище Коломенское является Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вместе с церковью Вознесения она представляет интереснейшую эпоху в истории русского искусства, время наибольших исканий, первую половину XVI-го века. Пестрая, затейливая, богато украшенная, совершенно необычная среди древних московских церквей, она кажется таким же капризом, случайностью, какой долго казался собор Василия Блаженного. Не даром людям начала XIX-го века казалось, что Дьяковская церковь - образец индийско-мавританского зодчества, подобно тому как Василий Блаженный произведение индийско-готическое.

Дьяковская церковь, как считает И.А. Благовещенский, поставлена в 1529 году по обету великим князем Василием III, молившим у Бога себе наследника. Храм является молебным и имеет несколько престолов. Главный из них - Усекновения главы Иоанна Крестителя, другие - зачатия Иоанна Предтечи, зачатия св. Анны, апостола Фомы неверного, митрополита Петра, наконец - Константина и Елены. Все наименования имеют какое-либо отношение к княжеской семье или к предмету моления.

Вообще относительно даты и причины постройки у исследователей, как всегда, нет единого мнения. Одни ученые связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году, другие предполагают, что он был заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554 году. Это мнение отчасти подкрепляется датой в надписи на надгробной плите, обнаруженной при разборке пола юго-западного придела, которая в переводе на наше летоисчисление соответствует 1551 году.

В начале XVI-ro века в Москве совершается громадная художественная работа: итальянскими мастерами только что выстроены в Кремле Успенский и Архангельский соборы; упрочен новый тип собора, с положенными в основу формами владимирских храмов; нахлынула масса новых форм и приемов, вместе с тем приобретено необходимое мастерство и некоторая сознательность творчества в смысле свободы от традиций. Кроме новых кремлевских соборов, в Москве почти нет каменных храмов, и самыми привычными, самыми благолепными и понятными эстетическому чувству москвича являются развитые формы деревянных церквей: их острые шатры, их многочисленные приделы и паперти, связанные в одно целое, их закомары и многочисленные главы - все это любит мастер Дьяковской церкви и делает смелую попытку перенести формы деревянного зодчества на камень.

Для нас церковь Дьякова одинока, и ее строитель кажется гением, благодаря своему отважному новаторству, определившему дальнейшее направление церковного строительства. Возможно, что многие звенья переноса деревянных форм к каменному зодчеству утрачены временем: тогда новаторство мастера Дьяковской церкви уже не так дерзко!

Свойства строительного материала клали предел размерам деревянного храма. Каждый придел, а число их нередко превышало пять, требовал отдельного сруба; таким образом деревянный храм представлялся соединением целого ряда небольших церквей, каждая при этом с отдельным входом. Строитель Дьяковского храма вокруг главной столпообразной церкви расположил четыре придела по углам, соединил их открытыми ходовыми галереями; получился сложный, довольно компактный храм, причем каждая часть, внося свою лепту в красоту целого, живет и самостоятельной жизнью.

Церковь осталась пятиглавой, как того требовала традиция, но кажется искусно слепленной из пяти отдельных столпов. Уступчатые кокошники, несущие главу и необходимые в деревянном зодчестве, мастер превратил в декоративные элементы, и при помощи их достиг сказочного богатства верхов церкви.

На западной стене он поместил островерхую звонницу, форму, выработанную псковичами, но придал ей по-московски нарядную обработку. Хотя свою затейливую пеструю раскраску Дьяковская церковь получила поздней, по-видимому, во второй половине XVII-го века, в ней нашел себе первое по времени выражение чисто московский идеал пышной нарядности и затейливости, расцветший в XVII-м. В массе дьяковскому мастеру удалось сохранить суровый, немного грузный покой ранней Москвы, но в декорациях храма он ищет бесконечного разнообразия, богатства, щедрого обилия линий и красок. Может быть, в этом стремлении его поддерживал характер ранне-московских деревянных церквей, но, однако, сохранившиеся на севере деревянные храмы XVII-ro и XVIII-ro веков овеяны сдержанной, суровой красотой. По--видимому, уже в начале XVI-го века, несмотря на усиленное творчество итальянских мастеров в Москве, в душе москвича звучали какие-то восточные струны, густо насыщенные пестрыми узорами!.. Современный наблюдатель, увы, лишен возможности увидеть всю расписную красоту Дьяковского храма.

В начале 1960-х годов начались реставрационные работы, в процессе которых «реставраторы» освобождали храм от более поздних пристроек и искажений. Варварски сбивая с внутренних и внешних стен храма росписи, они, вероятно, искренне полагали, что придают ему первоначальный вид.

В 1962 году на купольном своде центрального столпа при расчистке было обнаружено изображение круга со спиралями из кирпичиков красного цвета. Очевидно, что это языческий символ Солнца, однако как он попал на купол православного храма, до сих пор является загадкой.

Интересно отметить, что в соборе Василия Блаженного много заимствований от Дьяковской церкви, но так же много и отличий. Все это характеризует первую половину XVI-ro века как эпоху, еще не выработавшую прочных традиций в церковном зодчестве, и открывавшую широкий простор индивидуальности мастеров.

XVI-й век в художественной жизни Москвы поражает многосторонностью своих исканий, их свободой и новизной. Все, что оставила эта богатая эпоха не только в архитектуре, но и в иконописи, и особенно в области прикладного искусства, - яркий образ. Тот синтез Запада и Востока, который часто представляется стихией русского творчества, вылился в XVI-м веке в такие гармоничные и зрелые формы, каких не было ни раньше, ни поздней!

В XVII-м веке каждое художественное произведение является повторением общего типа, редко - разновидностью. В XVI-м же веке каждая церковь, каждая писаная или шитая икона - самостоятельное создание, не скованное традициями.


Е.В. Иванов. «Коломенское» (краткий исторический очерк).
М., 1997, Издание Общества Ревнителей Отечественной Старины.

Московский храм в честь Усекновения Главы св. пророка Иоанна Предтечи под Бором , патриаршее подворье Русской Православной Церкви, приписной храм к Михаило-Феодоровской церкви

В году в Иоанновском "под бором" монастыре по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

В году у стен храма Иоанна Предтечи царь, митрополит и простые верующие торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора . В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к году. В году на его месте возник каменный пятиглавый однопрестольный храм мучеников Михаила и Феодора , сохранившийся доныне.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была разрушена в году в разгар Смуты . В году она была вновь отстроена. От Алевизова здания сохранились белокаменные фрагменты в фундаментах и подклете существующего ныне храма. Поэтому 1658 год обычно и считается годом постройки храма. У западной стены была возведена каменная колокольня, разобранная вскоре из-за повреждений.

В XVIII веке основной объем храма подвергся переделке - изменили его завершение. Поэтому в нем можно увидеть смешение стилей: оформление стен соответствует древнерусской архитектуре XVII века (окна с наборными колонками и кокошниками, бегунец, поребрик), а завершение храма (полуглавия, восьмигранный барабан) типично для русского барокко.

В 1758-60 гг. выстроена трапезная (также барочная). В 1780 или 1781 году, после разборки старой колокольни была выстроена новая, отдельно стоящая. В ней уже видны черты перехода от барокко к классицизму.

В конце XIX века пристроен западный притвор, а в начале века - паперть с крыльцом.

Храм обновлялся в году, в 1896-1904 гг. (в этих работах принимал участие Ф.О.Шехтель).

В году храмы Черниговского подворья были закрыты. Их занимали различные организации.

В году, в преддверии Олимпийских игр 1980 года, оба храма с колокольней подверглись частичной реставрации. Вновь появились купола и кресты, а в интерьерах были обнаружены фрагменты росписей XVII и XIX веков. Была восстановлена ограда с решеткой, главы были покрыты изумрудной черепицей.

К началу 1990-х гг. в здании размещался выставочный зал ГИС "Художественное стекло".

В начале 1990-х храм возвращен верующим.

В году в храме Иоанна Предтечи под Бором возобновились богослужения.